Квест. Что такое военпред

Когда мы были в отпуске, в Москве, отец Ирины рассказал, что у него есть знакомый военпред, районный инженер. Районный инженер - это начальник всех военпредов определенного района. Так этот военпред предложил попробовать меня устроить в военную приемку. Для этого надо встретиться с направленцем из Центрального управления.
Ну что ж, отчего не встретиться, хотя я и понятия не имел, что такое военная приемка. Отец Ирины объяснил, что это что-то вроде ОТК (отдела технического контроля), но с погонами. Не могу сказать, что перспектива работать в ОТК меня вдохновила. Но, черт его знает, может это и не плохо. Но в материальном плане это явно лучше, чем инженер.
Созвонившись с представителем ЦУКОСА (позже переименованного в ГУКОС), в назначенное время я подъехал на Калужскую, где в одном из подъездов длинного здания находилась данная организация.
Ко мне спустился Генрих Фаттеевич (запомнил как зовут, поскольку очень необычное сочетание имени и отчества) и в самых общих словах обрисовал перспективы моей будущей работы.
- Только ни в коем случае, - предупредил он меня, -  не соглашайтесь военнизироваться там, где сейчас служите по призыву. Оттуда нам вас будет сложно вытащить. После демобилизации приедете в Москву и мы вас снова военизируем, то есть зачислим в кадры.
На том и расстались. Правда я так и не понял, хочу ли я служить в военной приемке.   

Вернувшись в Ясный, я при каждом удобном случае старался узнать у кадровых офицеров, что такое военная приемка. Большинство цокало языком и сразу говорили мне, что тут и думать нечего - одни плюсы.
Но довелось как-то ехать вдвоем на техническую позицию со старшим лейтенантом, у которого на кителе был значок Куйбышевского авиационного института. Это интересно.
- Ты что остался служить в кадрах после института?
- Нет, я такой же двухгодичник как и ты.
- А почему уже старший лейтенант? - допытывался я. - У тебя какие-то особые заслуги?
- А как же, - саркастически усмехнулся он, - особенно перед военной приемкой.
А это уже интересно.
- Расскажи, я как раз думаю идти ли мне в военную приемку или нет.
- Если готов быть сволочью и получать все блага, - ответил он, - то конечно иди.
- Не понял? - удивился я такой оценке.
- А как я сюда попал, - неохотно начал мой попутчик свой рассказ.

Он окончил с отличием факультет авиационных двигателей КуАИ. Был распределен на фирму Кузнецова. Работа пошла хорошо. Быстро продвигался по служебной лестнице и уже в 27 лет стал начальником цеха сборки авиационных двигателей.
И руководство завода и коллеги видели в нем перспективного руководителя. Сотрудники цеха его уважали и никаких сомнений в своем будущем у него не было.
У завода была большая социальная программа. Построили новый дом, в котором сотрудникам его цеха выделили 10 квартир. В цеху велась очередь на получение квартир и профком должен был принять решение, кто получит квартиры в этом доме.
Накануне заседания профкома к нему подходит военпред, прикрепленный к этому цеху. Надо сказать, что хоть военпреды не являются работниками предприятий, где несут службу, но все социальные блага они получают от предприятия к которому прикреплены: путевки в санаторий, дом отдыха, пионерский лагерь и т.п.
- Мне нужна квартира в этом доме, - без обиняков заявляет военпред.
- Послушайте, - удивляется мой собеседник, - у меня в очереди стоят ветераны труда по многу лет, которым уже обещаны квартиры. Все квартиры уже распределены. Я могу вас включить в очередь на следующий дом.
- Но я же тебе ясно сказал, - настаивал военпред, - что мне нужна квартира в этом доме.
- А я также ясно ответил, - уже более жестко отрезал мой знакомый, - что в этом доме свободных квартир нет.
- Ну подожди, - процедил военпред, - ты еще об этом пожалеешь.

Прошло какое-то время и цех предъявил к сдаче партию двигателей, свою квартальную программу. Все как обычно. Никаких неожиданностей в процессе сборки не было. Стали уже планировать распределение квартальной премии.
И вдруг, как говорится, "гром среди ясного неба". Военная приемка завернула всю партию!
Сорван не только план цеха, но план всего завода.
Стали разбираться, по какой причине.
Оказалось, что причиной отказа приемки была "контровка". Мягкая проволочка, которой "законтривают" болты на двигателе, чтобы не раскручивались в процессе эксплуатации. По технической документации она должна была быть толщиной 0,5 мм, но такой не оказалось и использовали 1,0 мм. Такое случалось не раз и никогда приемка на это не обращала внимания. Крепче держать будет. Но в этот раз военпред уперся и не подписал Акт. Для завода это было ЧП. Моего знакомого вызвали на партком, где он рассказал о просьбе военпреда и его отказе в ее удовлетворении. Руководство завода договорилось с вышестоящей приемкой о подписании акта и эпизод вроде бы был исчерпан.
Но, как оказалось - нет.
Через пару недель моего знакомого вызывают в военкомат на комиссию и объявляют ему, что он должен отдать долг Родине на службе по призыву в течение двух лет. Перед призывом ему присваивают следующее офицерское звание - старший лейтенант, так как военные сборы он проходил во время работы на заводе.
- Так что, как видишь, меня с начальника цеха опустили в говно, в лейтенанты, - горько усмехнулся мой собеседник. - Когда я приду на завод через два года, мое место начальника цеха давно уже будет занято и у меня не только дальнейших перспектив не будет, но и до этой должности придется еще расти и расти.
- Так что, иди в военпреды, - продолжил он, - получишь такую же власть.
- Ну знаешь, это от человека зависит, - парировал я, - как властью распорядиться. А ты бы на моем месте пошел?
Я бы не пошел, - спокойно ответил он, - и не потому, что у меня случился такой эпизод в жизни. Я не могу спокойно себя чувствовать, когда у меня крылья обрезаны. Пройдут эти два года и я сам буду определять свою жизнь, а не биться в клетке, которую кто-то переставляет туда - куда ему, а не мне надо.
Должен признаться, что его история, а еще больше его последние слова глубоко запали мне в душу.
Я живо представил себя на его месте и ощутил всю ту вопиющую несправедливость, которая произошла с ним и, безусловно, произошла бы и со мной, так как я тоже не выделил бы этому подлецу квартиру.


Рецензии