16. Материальный мир - проявление внешней энергии

Основы ведической философии.
Предыдущая глава 15 "Верховный Господь - обладатель всех энергий"
Читать >> http://proza.ru/2022/07/10/1145


***

Что собой представляет внешняя энергия Господа и почему ее
называют "внешней"?

Внешняя энергия Всевышнего проявляется как материальный мир.
Она является причиной возникновения бесчисленных материальных
вселенных, в которых действуют различные материальные энергии.
Она называется внешней, так как качественно отлична и отделена от
вечно духовного тела Верховной Личности Бога. Подобно тому
как молоко, являясь энергией коровы, отделено от нее.

В священном тексте "Бхагавад-гите" (7.4) Всевышний 
так описывает Свою внешнюю энергию:

"Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго -
эти 8 элементов составляют Мою отделенную материальную энергию".


***

За счет чего происходит отделение внешней энергии от Бога?

Об этом написано 5000 лет назад в другом священном тексте
"Шримад-Бхагаватам" (3.10.12):

"Время - непроявленный безличный аспект Господа. Оно отделяет
материальный космос (материальную энергию) от Него Самого.
Материальное мироздание существует как объективное проявление
Всевышнего и находится под властью Его же материальной энергии."

Материальный мир отделен от Высшей Личности
могущественным безличным аспектом Времени.
"Шримад-Бхагаватам" (3.10.12, комм.) в этой связи пишет: 

"...материальный мир подобен человеческому голосу, записанному
на магнитную ленту и существующему отдельно от человека.
Подобно тому как звуки голоса закрепляются на магнитной ленте,
весь материальный космос покоится на материальной энергии и,
благодаря времени, кажется полностью отделенным от Господа".

Но означает ли это, что материальная энергия совершенно
независима от Всевышнего?

Хотя материальная энергия и отделена от Него, тем не менее,
она полностью подчиняется Ему. Господь говорит об этом
в " Бхагавад-гите" (9.10):

"Будучи одной из Моих энергий, материальная природа действует
под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся и
неподвижные существа. Под ее началом мироздание снова
и снова возникает и уничтожается".               


***             

Поскольку материальная природа связана с Богом и послушна
Его воле, она называется Божественной. По этой причине
как бы не пытались люди преодолеть влияние материальной природы
или подчинить ее своей воле, без Бога, - у них ничего
не получится. Всевышний говорит об этом:

"Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей
из 3х модусов материальной природы, невероятно трудно.
Лишь тот, кто предался Мне, с легкостью выходит
из под ее власти".               
(Бхагавад-гита 7.14)

А зачем, собственно, преодолевать материальную природу?
В чем заключается проблема нахождения под влиянием
материальной энергии?

В "Бхагавад-гите" (8.15) материальный мир
описывается двумя словами:

1. Духкхалайам(санскрит) - "место страданий",
2. Ашашватам(санскрит) - "временный"

Таким образом, материальный мир является "местом страданий".
Люди здесь пытаются быть оптимистами и не замечать этого.
Имея оптимистическое настроение, они пытаются приспособиться
к любым условиям жизни и извлекать из них крохи наслаждений.
Однако страдания вновь и вновь дают о себе знать.

Как человек, пытающийся насладиться прекрасным тортом, страшно
опечаливается обнаружив, что в торт подмешан песок, также и тот,
кто стремится извлечь наслаждение из материального мира,
неминуемо будет огорчен из-за неизбежных страданий.
Что это за страдания?

Любое живое существо в материальном мире страдает от:

* рождения
* старости
* болезней
* и смерти

Весь научно-технический прогресс современной цивилизации направлен
на то, чтобы избавить человека от этих страданий. Однако
человечеству никогда не удастся избежать боли  и проблем,
поскольку материальный мир, по определению, - "место страданий".

Даже если человек сможет достичь Рая он все равно столкнется там
с этими страданиями. Потому что Рай - это также часть
материального мироздания. Господь подтверждает это
в "Бхагавад-гите" (8.16):

"Все планеты материального мира, от высшей(рая) до низшей(ад), -
юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться
и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители (Вечного Духовного Мира), 
уже никогда не родится в материальном мире".


***

Помимо рождения, смерти, старости и болезней, человек на
протяжении жизни в материальном мире, вынужден испытывать другие
3 вида страданий:

*страдания от стихийных бедствий, вызываемых силами природы;
*страдания, которые причиняют ему другие живые существа;
*и страдания, которые причиняют ему собственные тело и ум.

Таким образом, став узницей материального мира, душа лишается покоя.

Она изо всех сил пытается избежать всех видов страданий,
но они настигают ее вновь и вновь. Война, эпидемии, ссоры,
воры, разводы, наводнения, взрывы газа, террористы,
авиакатастрофы, ДТП и т.д. - все это происходит снова и снова.

Иногда, душе кажется, что ее не беспокоят эти страдания.
Такие мгновения жизни человек обычно воспринимает за счастье.
Хотя в действительности - это лишь временное прекращение
страданий.

Такие мгновения "счастья" быстро заканчиваются. Поскольку
материальный мир имеет еще одно свойство - он временный.
Все, чего достигает человек в этом мире, является временным
достижением. Человеку непременно придется расстаться со
всеми своими достижениями и со всеми своими близкими.
И данное обстоятельство становится для человека причиной
страха, скорби и беспокойств.

"Временный мир" означает, что все объекты в материальном мире,
начиная с микроскопического уровня и заканчивая Вселенским,
проходят через 3 состояния:

* сотворение, рождение,
* поддержание, сохранение,
* и уничтожение, смерть.

Ведическая философия учит, что за внешними, видимыми
процессами сотворения, поддержания и уничтожения стоят
скрытые, тонкие силы, которые пронизывают собой все
в материальном мире. Эти силы называются
модусами материальной природы.

Что это за модусы, как они проявляются, что из себя
представляют и каково их влияние на человека -
мы узнаем в следующей главе.


( Продолжение >> глава 17 " Три энергии Материального мира"
  Читать здесь >> http://proza.ru/2022/09/08/839)


Рецензии