Роспись дедиловских сторож

26 марта 1630 г.
Отписка дедиловского воеводы Михаила Офросимова.
122/92
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю
всея Русии холоп твой, Михайло Офросимов,
челом бьет. В нынешнем, государь, во 138-м году
марта в 12 де(нь) прислана ко мне, холопу твоему,
твоя государева царева и великого князя Михаила Федо
ровича всея Русии грамота из розряду за приписью
твоего государева дьяка Михаила Данилова. А в твоей
государеве грамоте написано: велено мне, холопу твоему,
на вести в городя послать вестовщиков и на деди
ловские на смесные и не на смесные, на дальние
и на ближние старожи сторожей по прежнему
твоему государеву указу, а в которых местех напе
ред сево сторожи стаивали и тому при присланной
ко мне, холопу твоему, росписи под сею твоею государевой
грамотою. А по росписи велено мне, холопу
 твоему, на те дедиловские старожи послать на все
сполна з  Благовещеньева дни, или ране, смотря
по весне. А на которою старожу сторожей
послать и на сколька человек и тому всему велено мне,
холопу твоему, прислать к тебе государю к Москве
роспись. И я, холоп твой на все дидиловские на смесные
и не на смесные на дальние и на ближние ста
рожи сторожей росписал на три перемены и з ро
списи на все с полка послал, смотря по весне, с Вербного
воскресенья. А на которою старожу сторожей я, холоп
твой, послал и по скольку человек на старожу, и которая
старожа скольку от Дедилова верст и сколька меж
тех старож проезду, я, холоп твой, тому послал
к тебе государю царю и великому князю Михайлу Федоро
вичю всея Руси роспись под сею отпискою марта
в 21 де(нь)

123/92об./
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всея Русии
138-го марта в 26 день с пушкарем Карпиком Охмелиным

124/93
Роспись Дедиловским старожам
1-я старожа под Радушкиным [лесом]от Дедилова 200
верст. Сторожей на нея послана 2 человека.
2-я старожа на Воргле от Дедилова 200
верст. Проезду меж тех старож 15 верст.
Сторожей на нея послана 2 человека.
3-я старожа на Тальце [на Талецком броде]от Дедилова 200
верст. Проезду меж тех старож нет. Сторожей
на нея послана 2 человека.
4-я старожа в Турмыше [на Турмышевском броде] от Дедилова 100
верст. Сторожей на нея послана 2 человека.
5-я старожа в Зеленкова [у Зеленкова брода] от Дедилова 100
верст. Промеж тех старож 10 верст. Сторо
жей на нея послана 2 человека
6-я старожа  Каменая [на Каменном броду] от Дедилова  40
верст. Сторожей на нея послана 4 человека.
7-я старожа у Волова [озера]. от Дедилова 50
верст. Проезду меж тех старож 15 верст.
Сторожей на нея послана 4 человека.
8-я старожа у Куземиной [дубраве от Дедилова]
20 верст. От Волово до Куземиной проезду
20 верст. Сторожей на нея послана 4 человека.

31 марта 1630 г.
Отписка елецкого воеводы Василия Измайлова. Роспись елецких сторож.
125/94
Государю царю и великому князю Михаилу Федоро
вичю всея Русии холопи твои Василь Измайлав [и]
Лаврушка Писарев челом бьют. В нынешнем,
 государь, в 138-м году марта в 17 день присла
на твоя государева царева и великого князя Михаила
Федоровича всея Русии грамота к нам,
холопам твоим, за приписью дьяка Михаила
Данилова. А в твоей государеве грамоте написа
на: указал ты государь царь и великий князь
Михайла Федорович всея Русии на вести
в городы послать вестовщиков и на елецкие
на смесные и не на смесные сторожи сто
рожей по прежнему твоему государеву указу,
 в которых, государь, месте наперед  сево сторо
жи стаивали. И тому послана роспись к нам,
холопам твоим, под сею, своею государевою гра-
мотаю, за дьячею приписью и нам бы, хо
лопем твоим, на елецкие сторожи
на дальние и на ближние, на смесныя
и не на смесные по росписи на все сполна
послать сторожей з Благовещеньева
дни, или ранея, смотря по весне и по
здешнему времени, да на которые, государь,
126/94об.
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всея Русии
138-го марта в 31 день подан холопья приказней дьяк
Наумка Щепилов
Взят к отпуску
127/95
сторожи сторожей пошлем, и сколько
на которую сторожу, и сколько верст кото
рыя сторожа от Ельца, и меж сторож сколько до ко
торай сторожи проезду и тому, государь, все
му прислали тебе государю к Москве роспись
подлинную порознь.  и то б, государь, нам сторожем
приказать накрепко, чтоб они на сторожах
стояли в день и в ночь безпрестанно крепка
и усторожлива и проезды б, государь, у них были ча
стые и про воинских людей про татар и про
черкас вестей проведывали накрепко,
чтобы, государь, воинские люди татарове и черка
сы на елецкие места безвесна не пришли
и уезду не извоевали и над городам бы и над
острогам какова дурна не учинили. И дозирать бы,
государь, тех сторож посылать почасту, чтоб, государь, сто
рожи с сторожее бес перемены не съезжали.
А которые, государь, сторожи с сторожее бес пере
мены съедут и нам бы, государь, тем сторо
жем чинить наказанья, смотря по вине.
А которого, государь, числа и на которые сторо
жи сторожей пошлем и нам бы, государь про то
отписать к тебе, государь, к Москве и роспись сто
рожем прислать и нам бы, государь, жить с ве
ликим береженьем, не оплошна, город
и острог со всем укрепить накрепко и по
вестем, государь, детей боярских и стрельцов и козаков
128/96
и всяких служилых и жилецких
и уездных людей, и их братью и племянников
и захребетников, переписать всех нали
цо со всякими бои и в осаду их росписать и ме
ста им указать, где кому в осадноя время
в приход воинских людей быть. И наряд, государь, по го
роду и по острогу устроити со всем наго
тове, как из него стрелять ис пушкаре, государь,
и на поворот людей росписать. А без вестей бы,
государь, нам уездных людей не збирать и не роспи
сывать, да каковы, государь, у нас от сторожей
или от полонеников и от выходцов вести
будут. И нам бы, государь, всякие вести писать
к тебе, государь, и по городом к воеводам и к приказ
ным людем почасту. И мы, холопи твои, по
твоей, государеве цареве и великого князя Михаила
Федоровича всея Русии грамоте на вести
в городы и на елецкие сторожи на
дальние и на ближние, на смесные и не на
смесные по росписи на все сполна послали
сторожей з Благовещеньева дни. И то,
государь, сторожом прикозали накрепко чтоб
они на сторожах стояли в день и в ночь
беспрестанно крепко и усторожлива и про
езды б у них были частые и про воинских людей
129/97
про тотар и про черкас вестей проведывали
накрепко, чтоб, государь, воинские люди татарове
и черкасы на елецкие места безвесна
не пришли и уезду не извоевали, и на городам
и на острогам какова дурна не учинили.
И дозирать, государь, тех сторож, мы, холопи твои,
посылать учнем почасту, чтоб сторожи
сторож бес перемены не съезжали и никото
рыми делы, а которые, государь, сторожи
с сторож бес перемены съедут и мы, государь,
по твоему государеву указу тем сторожем учнем
чинить наказанье смотря по вине и станем,
государь, жить с великим береженьем неоплошно
город и острог совсем велим укрепить накрепко
и по вестем, государь, детей боярских и стрельцов
и козаков и всяких служилых и жилецких
и уездных людей и их братью и племянников и за
хребетников перепишем всех налицо со вся
кимибои. И в осаду, государь, их роспишем,
и места им укажем, где кому в
осадноя время в приход воинских лю
дей быть. И наряд, государь, по городу и по остро
гу устроим со всем наготове, как
из нево стрелять ис пушкарей и на поворот
людей роспишем. И сторожи, государь, у нас
в день и в ночь стоять беспрестанно крепка
и усторожлива. А без вестей, государь, уездных
людей збирать не учнем и не роспишем.
130/98
А каковы, государь, у нас от сторожей или
от полонеников и от выходцав вести
будут и мы, холопи твои всякия вести у тебе, государь, станем писать и по горо
дом к воеводам и к приказныи людем
почасту. А на которые, государь, сторожи
сторожей послали и сколька человек
на которую сторожу. и сколько, государь, верст
которая сторожа от Ельцап и меж
тех сторож сколько до которай сторожи про
езду и тому, государь, всему написав роспись
подлинно порознь послали к тебе, государю,
под сею отпискою.


Роспись Елецким сторожем
1-я сторожа по Ливенской дороге на речки
на Пожени, от города 3 версты. Послона
на ту сторожу детей боярских 2 человека
да 4 человека козаков. А проезжати им
от той сторожи вверх по реке по сосне к Ра
дунжинской сторожи 12 верст, а та
пожельсоя сторожа учинена вместа Усть-
131/99
Чернавския сторожи, а на Усть-Чернавския
сторожи по государеву указу поставлено сторожех.
2-я сторожа по Ливенской дороге под Радушки
ным лесом, от города 20 верст. Послона на
ту сторожу детей боярских 2 человека да
4 человека козаков, да перемены. А проезжать
им с той сторожи до речки Чернавы 5 верст.
3-я сторожа смесноя по Лебедянской дороге
усть речки Тальца, от города 15 верст.
Послона на ту сторожу детей боярских
2 человека, да 2 человека козаков, да пе
ремены. А проезжати от той сторожи
за реки Дону да Сосенского устья 10 верст.
4-я сторожа по Воронежской дороге на речки
на Пониховце, от города 30 верст.
Послона на ту сторожу детей боярских
2 человека да 2 человека козаков да переме
ны. А проезжати им от той сторожи
до Цвепных лесков 15 верст.
132/100
5-я сторожа по Оскольской дороге под Ба
гатым лесом, от города 15 верст.
Послона на ту сторожу детей боярских
4 человека, да 2 человека казаков, да переме
ны. А проезжати им от той сторожи
через Оскольскую дорогу да Подол 30 верст.
6-я сторожа на речки на Воронце, от го
рода 6 верст. Послона на ту сторожу
детей боярских 4 человека, да 2 человека
козаков, да перемены. А проезжати им
от той сторожу по Оскольской дороге до речки
да Свишел? 10 верст
7-я сторожа на крымской стороне на речки
на Козинки, от города 3 версты. Послона на
ту сторожу детей боярских 2 человека, да 2 человека
козаков, да перемены. А проезжати
от той сторожи вверх по Сосне-речки по Осколь
ской дороге 4 версты.
8-я сторожа на Беломесном поли, от города 3
версты. А с той  на той сторожу беломес
ныя козаки для своих пашен…
31 марта 1630 г.
Отписка данковского воеводы Ивана Биркина.
133/101
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю
всея Русии холоп твой Ивашко Биркин челом
бьет. Нынешнего, государь, 130-го году марта
в 15 де(нь) привез твою государеву грамоту
из розряду за приписью твоего государева дьяка
Михаила Данилова в Донков ко мне, холо
пу твоему, холопя приказу сын боярской
Наум Шипилов. А в твоей государеве гра
моте написано: указал ты государь мне,
холопу своему, на вести в городы
послати вестовщиков, а на донковские
на смесные и не на смесные сторожи
сторожей по прежнему своему государеву
указу в которых местех наперед
сево сторожи стаивали. И тому
 прислана ко мне, холопу твоему,
розпись под твоею государевою грамотою
за дьячьею приписью. И как твоя государева
грамота ко мне, холопу твоему,
придет, и мне б, холопу твоему, на дон
ковские сторожи на дальние и на ближ
ние, на смесные и не на смесные
по росписи на все сполна послати
сторожей з Благовещеньева дни
или ранея, смотря по весне и по зде
шнему времени, да на которые
134/101об
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всея Русии
138-го марта в 31 день подал холопья приказне
дельщик Наумка Щипилов.
В розряд.

135/102
сторожи сторожей пошлю я, холоп
твой, и столько человек на которую сторожу,
и сколько верст которая сторожа
от Донкова, и меж тех сторож сколько до ко
торой сторожи проезду. И мне б,
холопу твоему, тому всему при
слати к тебе государю роспись подлинно
порознь. И по твоей государеве грамоте
я, холоп твой, из Донкова в городы
на вести и на донковские сторожи
на дальние и на ближние, на смесные
и не на смесные по росписи на все
сполна пошлю сторожей з Благове
щеньева дни или ранея и смотря по
весне и по здешнему времени.
А в которые, государь, городы на вести
и на которые сторожи и в котором
числе я холоп твой, сторожей пошлю,
и сколько человек на которую сторожу,
и сколько верст которая сторожа
от Донкова, и меж тех сторож сколько до ко
торой сторожи проезду, и о том
о сем к тебе, государю, к Москве я, холоп
твой в тот час отпишу и розпись подлин
но порознь всему пришлю.

2 апреля 1630 г.
Отписка оскольского воеводы Даниила Яблочкова
136/103
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии
холоп твой Данилка Яблочков челом бьет. Нынеш
него, государь, 138-го году марта в 17 де(нь)
прислона ко мне, холопу твоему, твоя
государева царева и великого князя Михаила Фе
доровича всея Русии грамота из розряду
за приписью дьяка Михаила Данилова
с ливенцам сынам боярским с Ла
рею Хорохординым. А в твоей
государеве грамоте пишет: велено мне,
холопу твоему, по твоей государеве гра
моте посылать с Аскола станицы
к урочищу и сторожей на сторожи
поставить з Благовещеньева дни
или ранее смотря по весне, да кото
рого числа я, холоп твой, пошлю в ста
ницу к урочищу и сторожей на сто
рожу поставлю и о том веле
но мне, холопу твоему, отписать к те
бе к Государю к Москве. и я, холоп твой,
по твоему Государеву указу послал с
Аскола в станицу к урочищу и сто
рожей ко сторожу поставил. Да тво
ей государевай грамоты марта в 14 де(нь),
а посылаю я, холоп твой, станицу
к урочищу да усть Тихай Сосны, и у той?
встречаючи беспрестанна сторожи на указ
ных сторожах стоят осколенцы дети боярские.
137/103об.
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии
138-го апреля в 2 день с Ларкою Хархалиным.

2 апреля 1630 г.
Отписка валуйского воеводы Никиты Чоглокова.
138/104
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю
всея Русии халоп твой Микитка Чоглоков
челом бьет. В нынешнем, государь, во 138-м году
марта в 19 день по твоему государеву цареву
и великого князя Михаила Федоровича
всея Русии указу присланы на
Волуйку твои, государь, грамоты с ли
венцам сыном боярским с Ларивоном
Харахардиным. И марта, государь,
в 19 день ливенец сын боярской
Ларивон Харахардин на Волуйку при
ехал и твое, государь, граматы
ко мне, халопу твоему, привез. и по твоему
государеву и великого князя Михаила
Федоровича всея Русии указу
я, халоп твой, ливенца сына боярского
Ларивона Харахардина марта в 20 день
с Волуйки к тебе государю к Москве отпустил.
139/104об.
Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всея Русии.
138-го апреля в 2 день Ларкою Харахардиным.

Читайте мои расшифровки росписи сторож


Рецензии