О музыке 4

 Для начала цитаты из непререкаемого авторитета в области композиции Эдуарда Николаевича Артемьева:
"...Элитарность искусства пала. Теперь — с изобретением компьютеров и синтезаторов — каждый может сочинить вполне приемлемую музыку. Что будет дальше? Я считаю, что профессиональные композиторы должны зашевелиться, запрыгать, чтобы доказать, что они чего-то стоят. Господь не случайно придумал синтезаторы... Во-вторых, на мой взгляд, пришло время мистерий. Для этого потребуется создание совершенно новых залов со специальными экранами. Это будет синтетическое действо — смесь музыки, театра. Все это потребует огромных средств. Сейчас кризис. Так что новая музыка пока откладывается..."
"...— Однажды вы сказали, что «Битлз» — это сельская самодеятельность.
— Я сказал, что прозевал «Битлз», потому что не мог слушать, как они играют. Ведь это же бренчание на балалайках. Их музыка для меня открылась, когда ее стали исполнять другие. Мелодии великие, а игра их меня до сих пор раздражает..."

 Уметь играть, не уметь...
- Хорошо играет господь Бог! - сказал джазовый гитарист и педагог Михаил Михайлович Есаков.

Уникальный случай - великая музыка, созданная людьми, по большому счёту не умеющими играть. Не виртуозами... Вряд ли выдержавшими приемные экзамены на эстрадное отделение музыкального училища. Beatles... А ещё есть Rolling Stones.

- То есть музыка это не вопрос владения инструментом? Техникой игры? - спросите вы.
- Не вопрос... Битлы и Роллинги это доказали... Тем более это не вопрос владения дорогим инструментом...

 Когда я ( Сыгда Алтынаев ) в юности начинал музицировать ( в середине-конце 80-х ) хорошие инструменты были во-первых очень дороги, во-вторых их было трудно достать. Играли на "дровах". Сегодня сносный инструмент для желающих играть не проблема. Даже своя студия не проблема. Где музыка?
- Так и осталась в 70-80-х. Почему так?
- Потому что утрачено то, что композитор В.И.Мартынов именовал "вхождение в поток". Как я ( Сыгда Алтынаев ) понимаю этот процесс? Первое - человек, решивший обучиться музыке ( хотя бы для себя ) осваивает простейшие приемы, способы извлечения звука, аккорды. Даже слегка овладев этим ( при условии наличия музыкального слуха! )можно играть самые различные произведения, импровизировать. Но только не бренчать, не аккомпанировать примитивной песенке. И петь можно научиться при наличии слуха - просто не фальшивить, попытаться именно спеть песню, а не проговорить её. Но это только при условии если песня хорошая, а не так называемая "авторская".
- Авторская? Барды? Визбор?
- Да. Без преувеличения ненавижу это "направление". "Авторская песня" убила такую замечательную вещь, как домашнее музицирование. Это когда люди, не имеющие специального образования, не являющиеся виртуозами, музицируют на различных инструментах, пусть не профессионально, но наполняют свое домашнее пространство музыкой! И поют - не так, как в опере, но чисто и правильно, а не кое как зажимают аккорды на плохо настроенной гитаре под декламацию коряво зарифмованной "фиги в кармане".

"Теперь — с изобретением компьютеров и синтезаторов — каждый может ..." Вроде бы всё может, но на деле ничего. НИ - ЧЕ - ГО. Основной девиз "ничего не могущих" :
- Нет плохой музыки - есть плохие музыканты!

- Нет плохих музыкантов - есть плохая аппаратура! - вставляю я своё слово, оказывающееся последним.
Тупик. Одним словом.

Каким барабанщиком является Ринго Стар? Сколько стоили барабаны, когда "жуки" только начинали?  То то и оно...

- Чем лучше и эмоциональнее, живее музыка, тем в худшем звуковоспроизведении её можно слушать? - спрашиваете вы.
- Может быть... Чем музыка ерундовее, примитивнее, тем важнее "саунд". С технически профессиональным и изобретательным "саундом" , на дорогостоящей хорошей аппаратуре любая фигня обрастает важностью. Одним словом - звучит ! Но мы то помним - не всё то музыка, что звучит !

 Не музыкант должен играть музыку, а музыка музыкантом! Нечто немеханистическое, лишённое электронной начинки, даже не воздух, а скорее сон - вот что такое музыка!


Рецензии