Легенды из книги для чтения Доброе слово 1-й год

В соавторстве с Г.М.Дьяченко А.Г.Преображенский  выпустил иллюстрированную книгу для чтения «Доброе слово» (год первый. М., 1898 — 7 изданий; год второй. М., 1897 — 5 изданий; год третий. М., 1898 — 4 издания) и «Луч» (М., 1894 — 5 изданий).

Протоиерей Григорий Михайлович Дьяченко - уроженец Витебской губернии.

Лингвист Александр Григорьевич Преображенский - уроженец села Заулье Севского уезда Орловской губернии.
       

Первый год обучения

Легенды из книги для чтения «Доброе слово»

26. Малиновка

Было время, когда эта красивенькая, маленькая птичка была одного серогo цвета. В тот ужасный день, когда Господь наш Иисус Христос был распят на кресте, солнышко не освещало земли, небо, покрытое тучами, не пропускало света; ветер дул сильно, точно перед бурей, и маленькая птичка в испуге летала с одного дерева на другое, отыскивая место, где бы укрыться от непогоды. В беспокойстве, видя, что становится все темнее и темнее, малиновка поднялась на высокую гору и там увидала три креста. На одном из них был распять Сын Божий. Долго летала птичка около этого ужасного места, не зная, чем облегчить страдания Христа. – «Чем могу я доказать мою любовь и благодарность Избавителю, я – такое ничтожное творенье?» У распятого Спасителя был надет колючий терновый венец, причинявший Ему такую боль, что кровь виднелась на Его светлом челе. – «Боже милосердный»! просила малиновка: «помоги мне хоть чем-нибудь убавить боли Твоему распятому Сыну!» Она робко подлетела к голове Спасителя и мало-помалу своим тоненьким носиком выклевала один терний из венца. – «Все-таки», подумала она радостно, «теперь будет меньше одним уколом, и я могла хоть чем-нибудь доказать Спасителю любовь и благодарность за милости Его к маленькой, слабенькой птичке». И в этот час ее грудка получила тот прекрасный цвет с отливами, который так красит и поныне эту маленькую птичку.

27. Незабудка

Я хочу поговорить с вами о цветочках, особенно об одном маленьком голубом цветочке, с золотистым венчиком, точно сердечком – в середине; цветочек этот называют незабудкой. Когда я была еще маленьким ребенком, то, гуляя с няней в обширном парке, окружавшем наш сельский дом, всегда надолго останавливалась около широкой канавы, отделявшей парк от темного бора; по краям этой канавы росло множество самых крупных, самых прелестных незабудок. Я не могла насмотреться на них, не могла на них нарадоваться; мне казалось, что незабудки смотрят на меня своим лазоревым взором и говорят: «не позабудь меня!»

– Не говорят ли цветы? спрашивала я иногда свою няню. Няня моя была старушка, малороссиянка, необыкновенно добрая, простая сердцем и глубоко набожная. Она любила слушать Священное Писание и знала много занимательных рассказов религиозного содержания. На повторяемые мои вопросы, не говорят ли когда цветы, раз она ответила мне.

– Да, рассказывают благочестивые люди, что однажды цветы говорили и лучшее слово сказал твой любимый лазоревый цветок.

– Расскажи, няня, что это за слово сказала незабудка?

– Изволь, друг сердечный, отвечала няня, горячо любившая меня, слушай и не балуй, пока буду говорить.

Я смиренно уселась подле няни на мягкой траве, около канавы, и, не спуская глаз с окружавших нас незабудок, слушала следующий рассказ. «Когда Господь Бог», начала, перекрестясь, няня, «сотворив мир, почил от трудов Своих, то позвал к Себе первого человека – Адама, и при нем дал имя каждому животному; потом поставил перед Собой рядами все растения, стал посреди них и каждому дереву, цветку, травке, былинке говорил подряд его название и для чего оно назначено, до тех пор, пока они упомнили все. Только один цветочек стоял безмолвно в большом смущении. Подняв на великого Творца свои голубенькие глазки, и открыв ему свое, золотое сердечко, он в блаженном восторге все позабыл, кроме Создателя, и не мог ничего запомнить.

Опустив к земле цветы и бутончики, голубой цветочек залился румянцем смущения и умоляющим голосом пролепетал: «Господи! Отец всего создания, прости меня: я не мог оторвать от Тебя своих взоров и позабыл самого себя. Если Тебе угодно будет повторить мое название, я никогда его не забуду. Творец неба и земли, видя у ног своих цветочек, с любовью взглянул на него и произнес: – «Вины нет в том, что ты забыл самого себя. Меня ты только не забудь!» и удалился. Цветок так и остался в блаженном состоянии божественного восторга, сделался любимцем всех и каждого, вот как и тебя, сказала обратясь ко мне няня. Господь наградил его за любовь к Себе прекрасным именем незабудки. Вложи и ты в свое детское сердце завет Господа, данный незабудке: «Меня ты только не забудь!»

28. Чудесный мальчик

Поздно вечером, накануне Рождества, лесом возвращался крестьянин домой из города. Там он своим деткам купил для праздника каравай хлебца. А то бедняжки питались одной почти корой. Был сильный мороз. На небе светила луна. Вдруг он видит: в сугробе, прислонившись к дереву, стоит полуодетый, почти окоченелый от стужи мальчик и согревает руки своим дыханием. Крестьянин снял с себя шубу, одел мальчика и привел к себе в избу. Домашние обласкали гостя. Потом семья, помолившись, села за стол, где был поставлен хлеб с водой. Хозяйка посадила гостя около себя, начала резать хлеб и первый кусок подала мальчику. «Благословен убогих дар», со слезами промолвил отрок принимая хлеб. Хозяйка продолжает резать каравай, но хлеб все цел, не убывает... Вдруг необыкновенный свет озарил хату. Изумленная семья глядит на гостя – он весь преобразился: на месте оборванного мальчика сидел в белоснежной одежде светло-крылатый, прекрасный, как рай, ангел.

Он встал, благословил семью и исчез.

С тех пор под кровом этих добрых бедняков воцарилось полное довольство и благоденствие. С тех пор поныне то место за столом в избе крестьянина, где когда-то, в образе нищего мальчика, беседовал Божий ангел, остается во время обеда и ужина не занятым.

– То место свято, говорит, набожно крестясь, хозяин, там ангел был.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии