Человек из книги для чтения Доброе дело 1-й год
Протоиерей Григорий Михайлович Дьяченко - уроженец Витебской губернии.
Лингвист Александр Григорьевич Преображенский - уроженец села Заулье Севского уезда Орловской губернии.
Первый год обучения
Человек из книги для чтения «Доброе дело»
Человек
1. Сыновняя любовь
Один мальчик бежал через улицу. Вдруг наезжает телега. Мальчик споткнулся и попал под телегу; колесо переломило ему ногу. Бедняжку принесли домой. Мать его была больна и, когда услыхала стон сына, соскочила в испуге с постели и упала без чувств. Мальчик сейчас же перестал стонать, и пока ему вправляли и перевязывали ногу, ни разу не крикнул. «Разве тебе не больно?» – спросил наконец его доктор. «Даже очень больно!» – шепотом ответил мальчик: «но я не хочу, чтобы мама знала об этом, так как её очень огорчает моя болезнь».
2. При солнышке тепло, при матери добро
Забежал Коля к соседу и увидал, что у него в доме нехорошо: дети грязны, в изорванных рубашонках, с не расчесанными головками. Меньшие валяются по грязному полу, двое других дерутся, а старшенький лежит болен, и некому за ним присмотреть. Вспомнил тут Коля, что у соседа недавно жена умерла, вспомнил и свою мать, побежал домой и крепко обнял родимую.
3. Молитва матери
I. «Служил я у одного богатого купца», – рассказывал один крестьянин; «хозяин мой торговал хлебом: свои барки ходили по Волге, я и состоял при барках».
«Раз на перекате у Костромы нас застала ночь, да такая бурная, ненастная. Течение там быстрое, судно наше так и несло на самое высокое место на перекате. Видим, – беда неминучая, а справиться не можем. Только хотели было отвернуться от мели, как ветер налетел да двинул барку; ударилась она со всего размаху, только дно затрещало. Мы бросились в воду. Холодная волна набежала и окатила мне голову; пробовал плыть, да мочи нет... «Ну, думаю, смерть пришла!»
II. «И вспомнил я тут про старуху мать, что в деревне осталась, и так мне стало жаль ее, так страшно было помирать, что я в голос заплакал: «Матушка, помолись, умираю!»
«И чудное дело: точно у меня силы прибавилось, стал я шибче руками работать; вижу – бревно плывет; я ухватился за него, да за ним до берега и добрался».
III. «Приезжаю домой на праздники, а матушка мне и сказывает, что на Фролов день она всю ночь не спала. – «Лежу, говорит: вдруг кто-то в окно стукнул, и слышу твой голос: «матушка! умираю!» потом опять. Ужас меня взял, зажгла я свечу перед образом и стала на молитву».
– «А беда-то со мной случилась как раз на Фролов день».
IV. «Мать, ведь, что солнышко, – и греет, и радует, а молитва ее до самого Господа Бога доходит».
4. Колыбельная песня
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани!
В няньки я к тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой,
Солнце скрылось под горой;
Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны все гонял?» –
Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых:
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал.
(Майков).
5. Дорогая могила
I. Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков Poccии. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два, три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам...
II. Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам... К ней, из из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женой.
III. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшей походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго, и горько плачут, и долго, и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня, да ветку ели поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... (И. Тургенев).
6. Отцовские труды
Мы-то, детки, день-деньской кирпичи таскали,
И под нашей рукой стены вырастали.
Мы рубили топором – глядь и вышла хата!
Вспоминай-ка нас добром, да живи богато.
Мы изъездили поля с матушкой сохой,
И покрылась земля рожью золотой.
Хлеб-кормилец, теплый дом – к сроку все приспело:
Вспоминайте нас добром: это ваше дело.
Будь же умницей, родной, честью заработай,
Так и черный хлеб свой съешь ты тогда с охотой.
(Водовозова).
7. Малые сиротки – Божьи детки
Ясно солнышко
Закатилось;
Светла месяца
Не видать нигде;
Часты звездочки
В туче спрятались,
И темным-темна
Ночь осенняя!
Трудно в свете жить
Сиротинушке,
Без родимого
Отца-батюшки,
Без родимой
Своей матушки,
Без братьев, сестер...
Как есть круглому!
8. Сиротка
Вечер был, сверкали звезды,
На дворе мороз трещал.
Шел по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.
«Боже!» говорил малютка,
«Я прозяб и есть хочу;
Кто ж согреет и накормит,
Боже добрый, сироту?»
Шла дорогой той старушка,
Услыхала сироту,
Приютила и согрела,
И поесть дала ему,
Положила спать в постельку.
«Как тепло!» промолвил он:
Закрыв глазки улыбнулся
И заснул... Спокойный сон!
Бог и птичку в поле кормит
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Не оставить также Бог.
(Плещеев).
9. С миру по нитке – голому рубашка
Поступил сиротка Гриша в школу. Был он мальчик тихий, скромный, прилежный. Не было у Гриши отца и матери, жил он у чужих людей. Некому было купить Грише книжечку, тетрадку, доску и ничего-ничего не было у Гриши, что необходимо всякому школьнику. Гриша плакал, когда не знал урока, или не написал заданной письменной работы; между тем ему не по чем было учить и не на чем писать. Тяжело было Грише, что он начал отставать от товарищей.
Товарищи любили Гришу, а больше всех любил друг его Степа. Раз Степа и говорит товарищам в школе: «Ну-ка, ребятки, сложимся по грошу да купим Грише книжку: он ведь сирота: ему некому купить». Степа с шапкой обошел своих товарищей, и копеечки, трешники, посыпались в шапку. Набрали полтину денег и купили Грише книжку, доску, грифель. Гриша теперь обзавелся всем и стал хорошим учеником и добрым товарищем для всех.
10. Приглашение к труду
Дети! надобно трудиться:
Бог нас создал для труда;
Ах! от праздности родится
Много горя и стыда.
Тот кто хочет доброй славы,
Должен хлеб свой в поте есть;
Не за игры и забавы
Достается людям честь.
Дети! дети! не ленитесь!
Труд всегда приносит плод:
Будешь смолоду трудиться –
Встретишь старость без забот.
(Г рот).
11. Рукодельная песня
Ну, подруженьки, скорее!
Солнце красное взошло.
За работу мы дружнее!
Пока время не ушло.
Помолись, потрудись,
Только знай не ленись!
Без нужды проживёшь,
Да добра наживёшь.
Чтоб добра себе прибавить,
Надо в жизни работать,
Все самим уметь исправить
И другим не докучать.
(Кн. Одоевский).
12. Нужда и труд
Дайте грабли, лопату, топор или лом.
Или серп для жнитва отточите,
Или косу давайте вы мне для косьбы.
Или цепь, – или что вы хотите!
И сильна, и крепка будет эта рука,
И ко всякой работе привычна,
Потому что нужда, в тяжкой жизни труда,
Нас работать учила отлично... (Жуковский).
13. Приглашение в школу
Дети, в школу собирайтесь! петушок пропел давно.
Попроворней одевайтесь! смотрит солнышко в окно.
Человек и зверь, и пташка – все берется за дела;
С ношей тащится букашка; за медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг; лес проснулся и шумит;
Дятел носом: тук, да тук! звонко иволга кричит...
Рыбаки уж тащат сети; на лугу коса звенит...
Помолясь, за книгу, дети! Бог лениться не велит.
(Из Р. Сл.).
14. Старый Петр
Старый Петр стучит да тычет,
Да колотит в мастерской;
Под нос песенку мурлычет
И трудится день-деньской.
«Грех и жить-то без работы,
На грехи наводит лень;
Поработай до субботы,
Отдохнешь в воскресный день.
Пару добрых рук в наследство
Получил я от отца,
И живем на эти средства
Мы по милости Творца.
Только знай себе работай,
Душу на Бога возложь;
О грядущем дне заботой
Втуне сердца не тревожь,
И гляди вперед без страха.
Черный хлеб не нищета,
А посконная 6 рубаха –
Далеко не нагота».
15. Самые лучшие приправы к обеду
Знатный 7 и богатый господин охотился в лесу, устал и зашёл отдохнуть в избушку лесника. В это время дети лесника сидели за столом. Перед ними стояла чашка с овсяным киселём, и лежал грубый черный хлеб. Дети с большим удовольствием ели то и другое, и были здоровы и румяны, как маков цвет.
– «Не понимаю, – сказал охотник леснику, – как это ваши дети едят с таким удовольствием 8 такую грубую пищу и все так здоровы и румяны?»
Лесник отвечал охотнику: «Это происходит от того, что обед я ежедневно приправляю тремя пряностями 9 : во-первых, дети мои весь день работают и трудом зарабатывают себе пищу; во-вторых, они всегда садятся за стол голодными, так как вплоть до самого обеда я не даю им ничего есть; в-третьих, дети мои привыкли к умеренности в еде и не знают никаких лакомств».
(Материал из Интернет-сайта)
Свидетельство о публикации №222072701587