Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 58

Глава 58. Найти монастырь на Кавказе

Полёт описывать не имеет смысла, кроме того, что он оказался ужасающе долгим. Лететь пришлось с двумя пересадками – в Новосибирске, где сидели девятнадцать часов, после чего почти четыре часа в Москве показались мгновением. Всего в пути мы пробыли больше двух суток и устали оба до тошноты. Так что первые сутки мы просто отсыпались.

За несколько дней мы с Лирой Павловной привыкли находиться вечерами в одном помещении, вместе ужинать, переодеваться, просто отвернувшись, привыкли, что дверь в «ванную» закрывается неплотно на самодельный проволочный крючок. Привыкли к тараканам, которые ночью выползали отовсюду и ходили по столу и по стенам. Ругань с «владельцем» по телефону результата не принесла, как и следовало ожидать – деньги были уплачены вперёд ещё до вылета из дома. Я купил какую-то гадость от насекомых, измазал все плинтуса, но, видимо, у усатых уже был иммунитет – не мы первые!

Самое главное, мы с Лирой Павловной привыкли спать на одной кровати! Да, в этой «студии» (для меня это слово ассоциируется со светлым просторным помещением, украшенным изысканными картинами и изящными вазами) была одна кровать, причём не двуспальная, а полуторная! Когда мы вошли, Лира Павловна потеряла дар речи. Я пытался успокоить, что лягу на полу, но в реальности на полу места не было, вернее, оно было столь коротким, что и ноги не вытянуть.

– Нужно посредине поставить чемодан, – сказала Лира Павловна, – ну, или что-нибудь ещё…

– Я по пути видел забор из колючей проволоки. Как стемнеет, схожу, принесу кусок. Натянем пару рядов для надёжности.

– Да ну вас! Втянули меня в авантюру!

Первую ночь мы оба промучились, пытаясь контролировать дистанцию с близлежащим телом. А вторую я лично проспал как убитый. И похоже было, что Лира Павловна тоже. Мы просто старались не обращать внимания на неудобства, в конце концов, не это главное в нашей поездке.


Лира Павловна возвращалась из института одухотворённой и рассказывала, как они сегодня решили очередную лингвистическую задачку на тюркском языке, записанную греческими буквами. Я же первым делом посетил «Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания».

Как в любом краеведческом музее экспозиция начинается с археологии. Представлены все местные культуры, начиная с палеолита. Много внимания уделено скифам и их удивительно изящным металлическим предметам, выполненным в «скифском зверином стиле». Восхитительный погребальный инвентарь из аланских могильников – боевые топоры, сабли, наборные пояса, конские уборы.

Этнографический отдел меня интересовал больше, так как я надеялся заметить здесь влияние христианства. Но многообразная изящная домашняя утварь ни о чём таком мне не говорила. Обратил на себя внимание раздел, посвящённый декоративно-прикладному искусству – все эти элементы национальных костюмов с газырями, серебряными поясами. Но особенно восхитило золотое шитьё. Оказывается, аланские женщины были мастерицами такого рукоделия. Расшитая золотыми нитями одежда и другие предметы приковывают внимание, честное слово.

Точку в моих надеждах на следы христианства у древних осетин поставил макет святилища «Реком». Насколько я понял по устройству и инвентарю, святилище языческое, уж точно не христианское. В сопроводительной табличке говорится, что это святилище даёт представление о религиозных воззрениях осетинского народа в эпоху позднего средневековья.

Остальное я смотрел уже «вполглаза»: награды и личное оружие осетин, прославившихся во всех последних войнах, начиная с Русско-Турецкой, героический раздел, посвящённый Великой Отечественной войне и обычно малоинтересный для меня раздел развития республики в советские послевоенные годы.

Город Владикавказ своеобразный и очень интересный. Я прогулялся сначала недалеко от нашего жилища. Особенно впечатлили высоченные отвесные серые скалы, нависающие, кажется, непосредственно над домами, а вдалеке – сверкающая снегами вершина пятикилометрового Казбека, до которого всего-то сорок километров. К слову, для меня оказалось открытием, что Казбек – вулкан, он извергался в последний раз две с половиной тысячи лет назад.

И всё-таки, я не мог тратить время попусту, я желал отыскать косвенные следы присутствия в этих местах Светлана Голосеева. Мне нужен был монастырь. И я поехал в Нижний Архыз.

Сделать это оказалось не так просто, несмотря на относительно небольшое расстояние. Туда ехал с пересадкой в Кисловодске в общей сложности десять с лишним часов. Устал. Но виды из автобусного окна потрясающие, особенно в конце пути, в долине реки Большой Зеленчук. Я впервые в этих местах и получил впечатление от горной местности, покрытой хвойно-широколиственными лесами. Очень похоже на нашу приморскую тайгу, между прочим.

Нижне-Архызский археологический комплекс находится всего в километре от села в очень красивом распадке. Приехал я сюда не зря. Весь вечер и половину следующего дня потратил на изучение средневекового объекта. Первое, что бросается в глаза и что является здесь важнейшим – три восстановленных православных храма Северный, Средний и Южный. Самый маленький – Южный, размером всего 7 на 9 метров, сделан из каменных блоков на известковом растворе и оштукатурен. У него «маковка» как на современных церквах. А два других храма имеют стены из дикого камня, сложную постройку и плоские конусовидные крыши. Я в их устройстве ничего не понимаю. Написано, что они «Абхазо-Византийской архитектуры» и датируются X веком. Размеры их около 20х25 метров вместе с притворами, а высота около 15 метров. Солидные сооружения.

Ещё обращает на себя внимание каменный идол с человеческим лицом. Сообщается, что это «фаллический идол». В другом месте я прочитал, что эта пятиметровая скульптура – изображение воина, такие камни указывали дорогу и называются менгирами.

Также на городище имеется каменный круг диаметром 88 метров, который интерпретируют как культовое сооружение и одновременно солнечную обсерваторию-календарь.

Оказывается, здесь был крупный город, который некоторые учёные соотносят со столицей Аланского государства – Магасом. Многочисленные раскопки выявили три городских улицы, посёлок епархии, два могильника. А ещё найдены фундаменты одиннадцати малых церквей!

И наконец, самое важное для меня, цитирую: «Наибольшее их количество находится в районе Северного храма, где к настоящему времени обнаружено и раскопано семь таких церквей. Такое их количество, а также то, что три из них расположены на вершинах горных утёсов, примыкающих к городищу, позволяет сделать предположение о том, что они являлись частью существовавшего в древности здесь монастыря, поскольку, как известно, крупнейшие византийские монастыри были расположены на горах — Афоне, Олимпе и Синае». Вот!

Исследователи считают, что поселение прекратило своё существование в конце XII века, а посёлок Аланской епархии продолжал существовать до второй половины XIV века. Как раз в это время и возвращался в Тверь Светлан.

Я долго ходил по территории городища, фотографировал, пытался представить себя Светланом. К тому времени, как он вернулся из Северной Юань, лет ему было, наверно, как мне теперь. К тому же ранен. Но вот ведь, добрался всё-таки до родных мест! Интересно, смог бы я дойти отсюда до Твери по нашим асфальтированным трассам с гостиницами и кафе в каждом населённом пункте? А из Монголии до Кавказа дошёл бы? Даже представить такой путь трудно.

Кстати, о гостиницах. В селе Нижний Архыз их две. Я ночевал в «Красной скале». Выбираться оттуда оказалось ещё сложнее, пришлось взять такси до Пятигорска. Заодно посетил этот воспетый город. А оттуда уж на автобусе.

Все остальные дни я гулял по городу. Особенно мне понравились улицы старого города. Интересно разглядывать двухэтажные кирпичные дома дореволюционной архитектуры, наблюдать, как трамваи едут, постукивая, пошатываясь на кривых рельсах под старыми раскидистыми деревьями. И над всем этим господствуют горы!

Вечерами, после восемнадцати приходила Лира и мы с ней шли в ближайшее кафе ужинать. Обычно брали мясной или сырный пирог и пиво. Оказывается, в Осетии и то, и другое – национальные блюда. Ежегодно даже проходят фестивали осетинских пирогов и осетинского сыра, а пиво известно далеко за пределами республики. Пару раз я соблазнял Лиру на более крепкие национальные напитки, в частности склонял к употреблению араки (и здесь водка так называется), но она устояла под предлогом утренней умственной деятельности и необходимости «держать марку» перед коллегами.

После ужина мы немного гуляли по красиво освещённому тёплому вечернему городу, по набережной шумного Терека, любовались восхитительно красивой суннитской мечетью, построенной в «египетском стиле» сто двадцать лет назад. Подсвеченные синий купол и синие маковки двух её тридцатитрёхметровых минаретов устремлялись в тёмное небо, будто в вечность. Мне было хорошо с Лирой в эти вечерние часы. Она, усталая после напряжённой работы и сытного ужина, была спокойной и часто со мной соглашалась, даже когда я говорил какую-нибудь чушь.

– Всё-таки я не привыкла находиться так подолгу с людьми. Мне нужно одиночество хотя бы несколько часов в день.

– А тут ещё я вечером…

– Да вы уже меня не напрягаете. Почти. А знаете, мои здешние коллеги очень интересные люди. Они горят работой. Представляете, эту древнюю рукопись нашёл сотрудник Аслан. Совершенно случайно обнаружил среди бумаг коменданта Владикавказской крепости, касающихся переселения горных осетин на равнину в долине Терека в начале девятнадцатого века. Уму непостижимо, как рукопись попала в этот архив! Это сокровище могло лежать там ещё столетие!

– Надо же, как бывает! Интересное имя – Аслан.

– Он говорит, это древнее осетинское имя. А означает, знаете что?

– Не знаю. Думаю, что не «осёл».

– Ну зачем вы всякие пошлости говорите? Аслан – Лев! Он настоящий осетин. И специалист по осетинскому языку, аспирант, скоро защищаться будет. А тут такое открытие. У него глаза горят, когда он об этом рассказывает! Вот повезло человеку.

– Я смотрю, вы не только на перевод время тратите, Лира Павловна. Настоящий осетин, настоящий лев, настоящий аспирант, настоящее открытие совершил!

– Вы скабрезный тип! Как я только с вами сплю?

– Ну, вам просто негде больше. Ладно, я вижу, что вы не сердитесь, правда же? Расскажите ещё о вашей работе.

– У меня просто нет сил сегодня, а вы пользуетесь. А по работе, мы уже видим, что вырисовывается интереснейший текст. Он отличается от других подобных текстов своим, как бы сказать, нерелигиозным смыслом. Если мне разрешат, я вам потом зачитаю. Ну, или перескажу почти наизусть. Там немного на самом деле. Просто мы обязаны выверить каждую фразу, каждое слово, найти наиболее верное значение в конкретном контексте. Ой, давайте пойдём уже спать. У меня глаза закрываются.


Рецензии
Спасибо, Виктор, за роман. Читается на одном дыхании. Во Владикавказе (Орджоникидзе) доводилось бывать в 1975 в альплагере "Торпедо". Тогда я после второго курса закрывал там третий разряд по альпинизму. Помню и святилище "Реком" с черепами животных на жердях. Места сколь красивые, столь интересные.
С теплом и уважением,
Виктор

Виктор Афсари   27.07.2022 13:27     Заявить о нарушении
Такой отзыв - бальзам на душу автора! Рад, что понравилось повествование, на мой взгляд изрядно нагруженное информацией и сносками - не для поверхностного чтения. и рад, что не накосячил, хотя почти во всех описанных местах не бывал лично.
Спасибо, спасибо большущее!
Скоро должна выйти книга. Пришлю ссылку.

Виктор Квашин   27.07.2022 13:41   Заявить о нарушении