2. Лесной отшельник

  Федор открыл глаза. Яркий солнечный свет вначале ослепил его, а когда глаза привыкли, он увидел перед собой метрах в десяти говорившего. Это был древний старик, судя по морщинистому лицу, косматой седой голове, длинной и такой же седой бороде до пояса. Одет он был в старый поношенный армейский бушлат, брюки галифе цвета хаки, заправленные в резиновые сапоги с отворотами. Он, глядя в небо, истово крестился и что-то продолжал шептать. Федор заметил, что старик крестится двумя пальцами. Фёдор никогда не встречался со староверами, но слышал, что они осеняют себя двупалым крестным знамением. Слов его он не разбирал. Федор учился в советской школе, был комсомольцем, как и все, религию считал пережитком прошлого. Но подсознательно к Богу относился осторожно по принципу: “Боже, если ты есть, помоги, если можешь!” В церковь никогда не ходил, посты не соблюдал. Но, с детства почему-то в памяти остались слова молитвы “Отче наш”. Скорее всего, в раннем детстве его этому научила бабушка.
Он продолжал сидеть на поваленном дереве, когда старик подошел к нему. Каким-то скрипучим голосов он вдруг заговорил:
- Сын мой, Господь услышал мои молитвы. Он прислал тебя ко мне. Теперь я смогу спокойно уйти. По велению Господа ты появился здесь. У тебя в душе огромная рана, в лесу, в одиночестве ты ищешь спасения. Тяжкий грех у тебя на душе. Молись, сын мой, - Господь милостив, поможет тебе замолить твой грех, и здесь в лесу, молясь Спасителю нашему, ты обретешь душевное равновесие. Но это произойдет не скоро. Пройдет лет десять прежде, чем душа твоя очистится. Мне осталось немного, но я помогу тебе сделать первые шаги в этом направлении. Пойдем со мной.

  Федор поднялся и пошел вглубь леса за стариком.
- Отец, звать-то тебя как?
- Мефодием. А тебя как величать?
- Федором.
- от и познакомились.

  В молчании они прошли еще несколько минут и вышли на поляну. Там на самом ее краю виднелось какое-то сооружение - домик не домик, землянка не землянка. Прямо на земле лежал венец из толстых бревен высотой чуть больше метра, покрытой крышей из теса. Ступеньки вели вниз, там была дверь, ведущая в землянку. Около этого сооружения была летняя печка, сложенная из булыжников.

  Мефодий уверенно вел за собой Федора в землянку. Она оказалась довольно просторной. Стены, потолок и пол были обиты плохо оструганные, но хорошо подогнанными досками, практически без щелей. В углу располагалась печь с плитой. В центре стоял стол, грубо сколоченный из досок,  и такая же кровать у стенки с матрасом, набитым чем-то: сеном или соломой. Над ней висело распятие. Под самым потолком было небольшое узкое окошко, через которое едва проникал дневной свет. Под  окном была прибита полка, на которой стояло несколько книг в старинных переплетах. В левом дальнем углу темнела икона, перед ней горела лампада. В правом дальнем углу стоял вертикально гроб. Крышка стояла рядом. Стоял он здесь, видимо, давно, судя по толстому слою пыли на его поверхности.
Мефодий заметил удивленный взгляд Федора.
-Это я для себя приготовил. Долго ждал тебя. Ты меня и похоронишь в нем.
- А как ты узнал, что именно я приду, и вообще, что придет к тебе кто-то?
- Мне было видение. Во сне мне привиделся архангел Михаил. Он мне сказал:
-Т вой земной путь не закончится до тех пор, пока не придет твой сменщик, человек с глубокой душевной раной. Научи его молиться, и он обретет душевный покой. Он и придаст тебя земле.
Федор был поражен услышанным, но вопросов не задавал. Потом тихо сказал:
- Отец, я ведь и молитв-то не знаю…
- Пока я жив, я тебя научу. А дальше будешь постигать эту мудрость по книгам, - и он показал рукой на полку.
-Отец, а что тебя заставило уйти … как сказать… в отшельники что - ли?
- Во-первых, Федор, не называй меня отцом. Мы все братья во Христе, так что я для тебя брат Мефодий, а ты для меня брат Федор. Во-вторых, исповедоваться я сейчас перед тобой не буду. Скажу одно: меня сюда привели тоже тяжкие грехи. А ты, как гость и младший по возрасту расскажи, что тебя привело в эти леса искать душевный покой?
- Брат Мефодий, я совершил тяжкий грех, за который мне на расплатиться за всю жизнь. Из-за моего греха пострадало много людей. Я потерял жену и сына.
- Совсем? - перебил его старик.
- Да, - угрюмо ответил Федор и рассказал ему свою историю, которая привела его сюда.
Старик долго молчал, переваривая услышанное, потом сказал:
- Господь велик и милостив. Он вел тебя той дорогой сюда. Он даст тебе испытание. Если ты его выдержишь, он простит тебе твой грех и поможет обрести свой покой. Может потом ты сможешь вернуться к прежней жизни. Но пока живи здесь у меня, молись и укрощай свою плоть. Пока я жив, я помогу тебе.
Так началась лесная жизнь Федора отшельника. До самой зимы Мефодий обучал Федора премудростям выживания в этих условия, учил молитвам и был его духовным отцом. Но силы его быстро угасали, он слабел с каждым днем. Последний месяц он уже не выходил из землянки, и все теперь приходилось делать Федору. Он за это время вполне освоился.

И вот перед самым Покровом Мефодий подозвал к себе Федора.
- Присядь,  брат. Я хочу исповедаться перед тобой. Жить мне осталось совсем немного, мне нужно перед кем-нибудь облегчить свою душу.

продолжение http://proza.ru/2022/07/28/425


Рецензии
Аля, начало вашего произведения очень заинтересовало меня. Читать ленко. Написано хорошо. А ссылки, что вы мне посоветовали вообще нечто. Благодарю. буду следить.Людмила.

Людмила Беспалько   27.07.2022 18:30     Заявить о нарушении
Благодарю. Надеюсь, что ожидания Ваши оправдаем. С уважением...Аля.

Аля Хатько   27.07.2022 19:47   Заявить о нарушении