Историк Максим Токарев о камикадзе
Вначале кто такие камикадзе.
Камика;дзе ( камикадзэ, симпу:, ками — «божество», кадзэ — «ветер») — «божественный ветер», название тайфуна, который дважды уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии.
В середине XX века слово «камикадзе» стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников, появившихся на заключительном этапе войны в Тихом океане. «Камикадзе» — часть более широкого японского термина токкотай, которым обозначали всех добровольцев-смертников (не только лётчиков).
Все мы слышали про таких людей, как камикадзе. Отбоя от желающих попробовать свои силы в этом деле не было, ведь для своего народа они были героями, а на противника наводили ужас. С чем еще была связана массовость такого явления, какой отпечаток это накладывает на современных жителей островного государства, и какие производители приложили к этому свои руки? Во второй части этой статьи поговорим и о других камикадзе — подводных. Не все о них слышали, но эта страница тоже была в книге истории Японии.
Прежде всего, стоит понять, откуда вообще, как говорится, ноги растут и что для японцев означает смерть во благо остальных. Вот что об этом поведал Максим Токарев.
Все уходит в глубь веков. Японцы много столетий жили в закрытом от других не только стран, но и соседей по островам, социуме, занимаясь в основном двумя видами деятельности - выращиванием риса и ловлей морской рыбы. И то и другое весьма трудоемкое занятие. Считается, что рисоводство в 7-8 раз труднее, чем выращивание зерна. Поэтому в Японии оба занятия были уделом артелей, сообществ близких людей. 30 лет назад я был на курсах по японскому менеджменту в институте РНР в Токио. Нам рассказывали, что в Японии принцип "мы решили", в отличии от американского "я решил". Кроме этого, по мнению Токарева, в японцах сильно чувство стыда, а у европейцев (да и у нас тоже), чувство вины.
Потом сформировались отдельные кланы, живущие на определенной территории. Для защиты от набегов соседей появились служивые сословия - самураи. Они не занимались привычным для остальных трудом (разве что самые бедные), а постоянно тренировали свои боевые навыки. При этом самураи относились к самой образованной части кланов.
Кланы разделились по основному занятию. Были люди земли – рисоводы, и люди моря – рыбаки. Они весьма редко взаимодействовали друг с другом. Рыбаки преимущественно жили на южных островах и юге самого большого японского острова Хонсю, так, где потом появился город Нагасаки. Рыбаки были не прочь общаться с соседней Кореей, заниматься контрабандой, и разбойничать в море. Вообще, по мнению Токарева, лишь два военно-морских флота – Японии и Франции – начались с пиратских кораблей, потому что торговых у них отродясь не было.
До конца XIX века в рационе питания японцев из кланов земли не было морской рыбы, только речная. Еще одной отличительной чертой японцев является почитание старших, особенно мужского пола. Сыновья обязанность считалась священной, ведь все, чем владел японец – это заслуга его отца. Причем приемный отец почитался даже больше, чем родной.
Когда в Японии прижилось конфуцианство, началось воспитание молодого поколения на отличии добра и зла. Причем злом считалось любое явление, на которое японцы не могли воздействовать. То же море считалось злом. С ним надо было бороться из последних сил. Было два выхода из этой борьбы – гибель или оправдание зла. До сих пор Япония не возражает против оккупации своей территории американскими войсками, хотя армия и флот США – зло, что они доказали, сбросив две атомные бомбы на японские мирные города.
Даже сейчас Япония лидирует в рейтинге стран по количеству самоубийств на душу населения. В культуре и учении японцев самоубийство всегда считалось чем-то иным, нежели в других культурах. Особенно, если это связано с победой в бою или тем, чтобы не попасть в плен врага. Даже всем известное слово ”харакири” тоже относится к культуре японцев и является составной частью бусидо.
Бусидо; (в переводе с японского ”путь воина”) — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Изначально было сводом общих правил воина, но впоследствии срослось с культурой самураев и стало сводом правил самурайской этики.
Кто такие камикадзе
Думаю, мало кому придется объяснять, что термин ”камикадзе” в основном применялся к военным летчикам конца второй мировой войны. Они умирали за свою страну, но было одно “но” — они не имели права выжить после боя. Были исключения и о них мы поговорим чуть ниже, но исключения только подтверждают правило. Так что у японцев сошлись в клинче (термин из спортивной борьбы) страх смерти и страх стыда.
История термина ”камикадзе” берет свое начало в 1281 году, когда налетевший внезапно ураган позволил разгромить войска хана Хубилая. Тот ураган назвали ”Божественный ветер”, что в переводе и означает ”камикадзе”. Именно поэтому такое название было выбрано для отрядов, которые должны были громить американские корабли во время второй мировой войны.
Как выглядели камикадзе
В целом, камикадзе внешне мало чем отличались от обычных японских военных летчиков той эпохи. Основным отличием была повязка на голове с изображением японского флага и иероглифами.
Как правило, писали два иероглифа, а именно, ”Ками” (в японском прочтении ”Дзин”) и ”Кадзе”. Соответственно, все тот же ”Божественный ветер”. Но были и исключения, когда летчики сами писали на своей повязке то, что им приходило в голову в момент их эмоционального патриотического подъема.
Причины появления камикадзе
Одной из основных причин появления камикадзе является слабое техническое оснащение воздушных сил. Самолеты были среднего качества, часто ломались и не обладали выдающимися летными характеристиками. Все это мешало пилотам полноценно отправляться на задания и возвращаться с них.
Разрабатывать новые типы самолетов времени не было, а нарастить выпуск имеющихся с еще большим количеством дефектов (из-за ускорения производства и экономии) было вполне реально. Экономили буквально на всем. Например, у модели Nakajima Ki-115 Tsurugi даже не было шасси. Самолет катился по полосе на стойках, который потом оставались на земле. Для посадки шасси были не нужны, поэтому тележку ставили под другой самолет и процедура взлета повторялась.
Некоторые сравнивают камикадзе с террористами=смертниками. Это неверно. Камикадзе военные, и направляли свои самолеты или торпеды против военных кораблей. А террористы убивают всех подряд, больше всего мирных граждан, в том числе и детей.
На фоне того, что отдать жизнь за родину для японцев всегда было почетным, и того, что эта идея дополнительно культивировалась со стороны руководства страны, начали зарождаться мысли о новом типе воинов. Так на базе первого воздушного флота Японии были сформированы отряды пилотов-смертников.
Еще до этого были случаи, правда, единичные, когда летчики добровольно жертвовали жизнями в тех случаях, когда спастись у них не было возможности. Например, во время атаки на Перл-Харбор пилот одного самолета, получив повреждения своего воздушного судна, которые не позволяли ему вернуть на авианосец, предпочел направить свой самолет в объект военной инфраструктуры. Кстати, в американском фильме XXI века «Перл-Харбор» показаны атаки японских самолетов на госпиталь и жилые дома. В реале такого не было, японские самолеты атаковали только корабли ВМФ США, аэродромы, склады с горючим и портовые постройки.
Второй случай случился, когда японский пилот направил свой истребитель в американский бомбардировщик Б-17, совершавший налет с аэродрома в Китае, где у американцев появились аэродромы на территориях, освобожденных Гоминданом. Ценой свой жизни пилот сбил многомоторный самолет с большим экипажем и большим количеством бомб.
Отцом тактики камикадзе был адмирал Аниси, морской адмирал, мыслящий как летчик. Он критиковал свое правительство за строительство огромных линкоров и авианосцев, предлагая взамен создать крупные строительные организации, которые могли быстро строить аэродромы на захваченных японцами островах и оттуда атаковать американский флот. Что такая тактика вполне успешна, говорит факт потопления в открытом море новейшего английского линкора «Принц Уэльский» и тяжелого крейсера «Рипалс» после атаки самолетами с сухопутных аэродромах. При этом английские корабли могли маневрировать и вести зенитный огонь по японским самолетам.
Когда его не поддержали или не захотели услышать, он предложил тактику использования больших авианосных соединений, а затем тактику камикадзе.
Адмирал Аниси предложил капитану 2 ранга Томаи подобрать пилота, который согласится пожертвовать своей жизнью для выполнения самоубийственной миссии. Был выбран старший лейтенант Саки, уже довольно опытный пилот, командир эскадрильи. Но начальники не знали, что он недавно женился. А по японским законам не призывались в армию и флот единственные сыновья в семье и женатые без сыновей (кто тогда будет давать потомство?)
Томаи вызвал летчика Саки в свою каюту, подошел сзади, положил руки на плечи летчика и спросил, готов ли он пожертвовать своей жизнью ради потопления вражеского корабля. У молодого человека были секунды на размышление, и он ответил «да». Японцы, сказав да, всегда держат свое слово. Как сказал Токарев, это была траншея согласия.
В этот же день адмирал выступил с речью перед строем летчиков и сказал о решении Саки пожертвовать собой. И все летчики его эскадрильи тоже решили сделать это. В психологии это называется воронка согласия.
С 21 по 24 октября летчики вылетали на поиск цели, но безрезультатно. И лишь 25 октября 1944 года состоялась первая успешная атака камикадзе на американские корабли. Это имело колоссальный психологический эффект.
У любого самолета есть несколько поражающих факторов при падении самолета на палубу или врезания в борт корабля. Первый фактор – мотор самолета, который может запросто пробить деревянную палубу авианосца и в трюме нанести повреждения. Второй фактор – планер самолета. Этот наносит повреждения на верхней палубе от разлетевшихся обломков. Третий фактор – вылившееся из баков самолета топливо, которые приводит к пожарам. Особенно когда самолет попадает в командирскую рубку. Два самых высокопоставленных адмирала у американцев и англичан погибли от пожара в один и тот же день, только на разных кораблях, подвергшихся атакам камикадзе.
Наконец, бомба на борту самолета камикадзе. Обычно это было 250 кг бомба, которую брал самолет «Зеро», но чтобы бомбы взорвалась, надо было открыть бомбовой люк за несколько мгновений до столкновения с палубой авианосца, которые были самой желанной целью любого камикадзе. Открытие бомболюка приводило бомбу в боевое положение. Причем их учили попасть в нос корабля, туда, где находится передний самолетоподъемник. В этом случае авианосец гарантированно не сможет выпускать и принимать на борт самолеты, а, значит, превратится в бесполезную железяку на длительный срок.
Токарев показал видео и серию фотографий, сделанных в момент атаки камикадзе на авианосец. Один из камиказде не раскрыл бомболюк, и бомба не взорвалась, ударилась о палубу авианосца и взорвалась в море перед кораблем. И хотя взрыв был сильный, но экипаж смог потушить пожар, отремонтировать палубу, и через 3 часа авианосец смог выпускать и принимать самолеты.
А на второй серии фотографий видно, как самолет камикадзе над палубой авианосца летит вверх колесами, и бомбы выпадает на палубу. И следует сильный взрыв и от бомбы, и от врезавшегося в корабль самолета. Авианосец выбыл из строя на большой срок.
Но самый большой ущерб боеспособности кораблей наносили так называемые посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) которые не лечились и вызывали разрушение личности если не в ближайшей, то в отдаленной перспективе. Психика экипажей кораблей, подвергшихся атаке камикадзе, не выдерживала. Представляете картину, когда моряки видели среди обломков и десятков трупов своих товарищей вылетевших при взрыве самолета лица совсем молоденьких японцев, невысокого роста и тщедушных. Говорили, что единственная помощь при ПТСР – это пребывание в течение 3-х лет в монастыре в постоянных молитвах.
Первая атака камикадзе, ведомых Саке на группу американский авианосцев, позволила потопить один конвойный авианосец и 4 авианосца повредить. И это дало повод японской пропаганде начать компанию по привлечению в ряды камикадзе новых пилотов.
Для набора добровольцев, японцам рассыпались приглашения в ряды камикадзе, которые нельзя было не принять. Дело в том, что в приглашении был вопрос, сформированный таким образом, что отрицательный ответ означал признание в трусости. Для японцев это неприемлемо.
Третьим фактором появления камикадзе стало дополнительное психологическое преимущество в бою. Появление самолетов, которые летели с полной бомбовой загрузкой и врезались в корабли, оказывало очень сильное давление на врага и деморализовывало его.
Как принимали в камикадзе
Так как желающих было очень много, и в военкоматы выстраивались очереди из желающих отдать жизнь за родину, а заодно получить славу и почет, к ним предъявлялись определенные требования, и не все проходили обор. Кроме базовых требований, которые нужны для управления самолетом, претендент должен был не иметь семьи. Это было обязательным условием.
В истории остался случай, когда Хадзиме Фудзи очень хотел попасть в отряд ”божественного ветра”, но у него была жена и двое детей. До этого он воевал в Китая, где ему повредили правую руку. В госпитале он познакомился с медсестрой, которая стала его женой. У них родились две дочки.
На этом основании ему отказали. Недолго думая, жена решила убить детей и себя, чтобы муж смог совершить подвиг. Она привязала к своему телу маленьких детей и утопилась. Выглядит это немного жутковато, но именно так была построена работа с камикадзе. Это немного развеивает их романтический образ.
После того, как потенциального камикадзе принимали в отряд, ему предстояло пройти обучение. Назвать его сложным и долгим нельзя, так как ему нужны были только базовые навыки управления самолетом и некоторая психологическая подготовка. Естественно, действующим пилотам было проще.
Интересные факты о камикадзе
Камикадзе не могли вернуться обратно, так как топлива в их баках было только до цели. Плюс цели находились очень далеко. Это и было преимуществом, нивелирующим недостатки самолетов. Японские самолеты того времени не могли летать далеко. Если бы они должны были еще вернуться на базу, время полета сокращалось бы минимум в два раза. Вместо этого они летели далеко, выполняли свою миссию и не возвращались.
Конечно, выполнить миссию получалось не всегда, так как бОльшая часть самолетов сбивалась кораблями противника, но часть их все равно была потоплена. Япония и США публикуют разные данные, тем не менее, счет потопленных кораблей шел на десятки, а сильно поврежденных — на сотни.
Как я уже говорил выше, пилоты не могли возвращаться с задания, но они этого и не делали. Бывали случаи, когда после вылета пилот передумывал умирать, но это было скорее исключением. Несмотря на запрет возврата из штатного полета, это не противоречило обязанности пилота вернуться в случае невозможности выполнения задания. Например, нелетной погоды, технической неисправности и тому подобного.
Рекордсменом в этом плане был летчик Ямомура, который три раза возвращался с задания живым. Сначала его самолет сбили, но его спасли рыбаки, и он вернулся на базу. Во втором полете ему помешали погодные условия и невозможность нормально навести самолет на цель. Третий вылет закончился техническими неисправностями, и ему опять пришлось вернуться. Так летчик, страстно желавший отдать жизнь за свой народ, пережил войну и прожил еще много лет. Можно сказать, ”победитель по жизни”.
Кто строил самолеты камикадзе
Самолеты, которые использовались для смертельных таранов, строили несколько заводов в Японии. Как правило, они имели в некотором роде унифицированную конструкцию, позволявшую устанавливать на них разные двигатели с мощностью от 800 л.с. до 1300 л.с.
Среди основных производителей можно назвать таких, как Yokosuka и Nakajima. Кроме этого, для атак часто использовались самолеты всем известной компании Kawasaki. Сейчас она известна, в первую очередь, своими мотоциклами, но в те времена они делали самолеты, которые очень пригодились японцам в войне.
Кстати, во многом именно поэтому японские мотоциклы и автомобили сейчас считаются лучшими в мире. После войны Япония не имела права производить военные самолеты, и многие производители переключились на товары мирного назначения, направив все свои силы, ресурсы, наработки и трудолюбие именно на эту сферу.
Помимо поршневых самолетов, в конце войны японцы сделали попытку создать самолеты-снаряды, похожие на противокорабельные крылатые ракеты, которыми управляли бы смертники. В начале лета 1944 года появилась эта идея, а уже к ноябрю того же года были готовы первые японские реактивные самолеты-снаряды Yokosuka MXY 7 Ohka. На заставке захваченный американцами самолет-снаряд в джунглях на одном из островов Японии.
Они представляли из себя шестиметровую трубу, в передней части которой вместо мотора был заряд весом в 1200 кг, далее кабина летчика-смертника с некоторыми приборами управления, в конце три небольших реактивных ускорители. Крылья были весьма короткие, вместо хвостового оперения этого сооружения был двойной хвост с такими же короткими крыльями. Эта крылатая ракета подвешивалась под фюзеляжем транспортного самолета типа американского "Дугласа" или нашего Ли-2, и доставлялась к вражеской эскадре, которую должна атаковать.
Была отработана тактика атак с помощью таких крылатых ракет. Самолет-носитель в сопровождении нескольких истребителей «Зеро» забирается на высоту от 5 до 6 километров, подлетает к эскадре противника на расстояние около 10 миль. Летчик-камикадзе занимает место в кабине своего самолета, и носитель начинает пологое пикирование, чтобы разогнаться до скорости примерно в 220 км/час. Затем самолет-снаряд отцепляется и продолжает пологое пикирование. На этом этапе он может быть атакован истребителями противника. Выбрав цель для атаки, самолет начинает крутое пикирование и включает реактивные ускорители, на этом участке никакие истребители и снаряды зенитных орудий ему на страшны. Одно плохо – самолет на скорости свыше 800 км/час практические не управляем, хотя максимальная скорость была свыше 950 км/час.
Новая машина предназначалась в основном для защиты Японских островов от возможного вторжении противника. Предполагалось, что в район местонахождения вражеских кораблей она будет доставляться самолетом-носителем, а после отсоединения от него пилот самостоятельно направит свой самолет на цель. Первоначально в качестве силовой установки планировалось использовать ракетный двигатель из жидком топливе, который обеспечил бы большую дальность полета и позволил самолету-носителю не входить в зону действия средств ПВО противника. Но поскольку японцы к тому времени не располагали отечественным двигателем такого типа, а изготовление двухэлементного топлива для силовой установки, разработанной немецкими специалистами, представляло собой очень сложный технологический процесс, было принято решение использовать сборку из трех размещенных в хвостовой части самолета твердотопливных ракетных двигателей Тип 4-1 Модель 20, которые обеспечивали в течение 8-10 секунд суммарную тягу 800 кг.
Это решение существенно ограничило оперативную дальность MXY7 и стало основной причиной того, что успехи, достигнутые при применении самолетов этого типа, оказались более чем скромными. Конструкция "Ока" была предельно упрощена с тем, чтобы обеспечить возможность выпуска самолетов на предприятиях, не располагающих квалифицированными кадрами. В ней широко использовались нестратегические материалы, в первую очередь дерево, а содержание дефицитных легких металлов было сведено к минимуму. Ограниченным был и состав приборного оборудования.
Боевая судьба специальных штурмовых самолетов "Ока" сложилась неудачно. Они начали нести потери еще до того, как их доставили к первому месту базирования - на Филиппины. 29 ноября 1944 года aмериканская подводная лодка "Арчфиш" потопила крупнейший авианосец "Синано". Вместе с кораблем на дно пошли и находившиеся на его борту 50 самолетов "Ока". Первая операция с использованием "Ока" состоялась 21 марта 1945 года - во время боев за Окинаву. С баз на территории Японии под прикрытием 30 истребителей взлетело 16 бомбардировщиков G4M с самолетами-камикадзе Модель 11 на борту. Примерно в 50 км от крупного соединения американского флота их перехватили около 50 истребителей Грумман F6F "Хелкет". В завязавшейся схватке все японские бомбардировщики были сбиты.
А так как самолетов-носителей у японцев было мало, они поняли, что на хорошо защищенные цели вроде авианосцев атаковать небольшим количеством самолетов-снарядов не стоит.
Первый успех к реактивному cамолету-снаряду "Ока" пришел 1 апреля, когда им удалось повредить американский линкор "Вест Вирджиния" и один транспортник.
Следующая атака была предпринята 12 апреля. В этот день умер президент США Рузвельт, но японцы об этом не знали. Несколько самолетов-снарядов атаковали корабли с радарами недалеко от острова Окинава, на который в это время американцы высаживали десант. Самолет попал в центр американского эсминца "Маинерт Л. Абель", который переломился напополам и через 3 минуты утонул. Он стал первым потопленным кораблем союзников, уничтоженным у Окинавы 12 апреля. В дальнейшем cамолеты-снаряды Второй мировой войны "Ока" применялись вплоть до июня 1945 года довольно активно, но их успехи были очень скромными, несопоставимыми с огромными потерями, обусловленными в первую очередь уязвимостью самолетов-носителей.
Атаки смертников на таких самолетах снарядах проводились несколько раз, корабли повреждались, но вот заряды на этих самолетах-снарядах со взрывателями, рассчитанными на пробитие брони тяжелых кораблей, пробивали эсминцы насквозь, не взрываясь, и лишь вылетев с другой стороны, взрывались, осыпая палубу множеством осколков, от которых погибали или были ранены десятки американцев. Если бы взрыв происходил в корпусе корабля, от него он гарантированно погибал. Токарев считает, что это стало причиной не такой уж эффективной тактики использования своеобразных противокорабельных ракет японцев против американских кораблей.
Вот некоторые данные, который привел в своей лекции Максим Токарев. Потери с японской стороны в личном составе:
467 погибших вообще, из них – 229 человек – экипажи самолетов- носителей.
58 – пилоты самолетов-снарядов.
Остальные – летчики-истребители охранения и летчики-камикадзе обычные, которые атаковали вместе с самолетами снарядами, чтобы запутать противника.
Потери с американской стороны:
152 погибших
250 раненых
И еще некоторые цифры:
Всего вылетели атаковать корабли противника 74 самолета-носителя с самолетами-снарядами, 57 долетели до цели, и 42 были сбиты американцами, не долетев до цели. 15 самолетов-снарядов были выпущены в атаку, 3 из них попали в американские корабли, 3 пробили корпус и упали рядом, и взрывом заряда их повредили. Один корабль был потоплен и 1 поврежден так, что не подлежал восстановлению и был списан. Остальные отремонтированы и приняли участие в боевых действиях.
По данным Токарева, 20% эффективности свидетельствует, что эта самая «Ока 1-1» не игрушка, и если бы были у японцев более быстрые самолеты-носители и лучше управляемость самолетов-снарядов на заключительном этапе, потери американцев от этого оружия японцев были бы выше. Хотя шансов победить в войне на Тихом океане у японцев не было и раньше, а с объявлением СССР войны Японии на Дальнем Востоке и подавно.
Свидетельство о публикации №222072700293