Преломление мышления

Эйнштейн говорил: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограниченны, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс».
Почему Альберт Эйнштейн играл на скрипке? Говорят, играл он чудовищно. Но не прекращал. Занятие музыкой в его случае переключало голову на другой режим работы. Как бы освобождало мозг от проторенных дорожек.
Искусство – это способ познания, при помощи которого человек осваивает мир и себя в этом мире. Но в разное время для искусства были разные задачи. В эпоху Возрождения искусство создавало образ идеального человека, идеального мира, идеального города. Под воздействием этих образов понемногу менялась и организация всей материальной и духовной жизни эпохи.
Если обратиться к 20 веку, искусство которого нам известно как contemporary art, то мы увидим, что художники решали совсем другие задачи. Они изучали внутреннее содержание, сознательное и бессознательное в человеке, чтобы понять глубины падения, в которые мир рухнул в 1930-х-1940-х годах. Поэтому работы их часто так уродливы и эпатажны. Истинным произведением искусства этого времени является не сама картинка, не созданный образ, а та реакция, которую он вызывает у зрителя.
Недавно была в музее цифрового искусства. Digital Art. Появление этого термина связано с тем, что любое действие, которое выполняет компьютер или другой гаджет — это результат определенных операций, записанных двоичным кодом. Особенностью такого изображения является его неполная предсказуемость. Наблюдая за работай будущего программиста (моей дочери), удивляюсь: насколько умная машина, которая не только может высчитывать, делать прогноз, но и создавать, не могу сказать творить( ещё не перестроила мышление). Переломить что-то в своём сознании сложно, это по вопросу: принять это за искусство или не принять. Но, по мнению акaдeмика Бexтерева:" Раздpaжение от непонимания чего-то выливается в отторжение дейcтвительности." А от действительности не отмахнёшься.
Итак, разговоры об искусстве долгий и неоднозначный. Вспомните о супрематизме, знаменитый квадрат Малевича. Этим термином понималось превосходство цвета над всеми остальными компонентами живописи как лучшего средства передачи энергетики. Парящие супрематические композиции из геометрических фигур уводят зрителя в параллельные пространства, в которых господствует духовное начало и нет ничего материального. Для каждого чувства нужно время, чтобы дозреть. Но есть, мне кажется, самое главное в искусстве - это сопричастность этого искусства. Вызывает ли Digital Art эту сопричастность однозначно сказать сложно, но не раздражает, это правда. Значит, по Бехтереву, нет отторжения, а это уже много.


Рецензии