Народный контроль в действии


В СССР очень любили плакаты, лозунги и народные инициативы.
На всех зданиях и дорогах красовались красные оптимистические вывески.
Читая их, люди придумывали уже свои лозунги – реальные, со здравым смыслом и с тонким намёком: «Партия была, есть и будет есть!»
Советский народ с интересом следил за застойным развитием своей страны. Уровень жизни постоянно поднимали на недосягаемую для народа высоту. Всё по талонам. Кое-где стали появляться поднебесные коммерческие цены. Всем всего не хватало, поэтому девиз «В одни руки – одну банку» стал нормой жизни. Просто купить ничего было нельзя, всё надо было доставать – по блату. Ты – мне, я – тебе! Блат – выше наркома. Стеклянный рубль решал многое. Жить стало лучше, выживать трудней.
Магазин «Мясо» люди переименовали в магазин «Рыба-кости», магазин «Океан» – в «Ни рыба, ни мясо». Икра в продаже была только «заморская баклажанная» и кабачковая, редко – икра минтая.
В тот день жена пришла домой намного позже. В своё оправдание она сказала, что у них на работе было профсоюзное собрание. Её кандидатуру, как честного, неподкупного и добросовестного работника коллектив их проектно-сметного института, в ответ на призыв партии, предложил выбрать членом народного контроля. Проголосовали единогласно за все восемь кандидатур.
Теперь каждый четверг, после обеда, ближе к концу рабочего дня, их должны были отпускать с работы в соседний, продовольственный «пятидесятый» магазин для того, чтобы они могли контролировать там работников торговли. Как комиссары контролировали красных командиров в гражданскую войну, так и теперь дилетанты со стороны должны были контролировать дипломированных профессионалов торговли.
Как известно, «чем больше народу, тем меньше кислороду». Дефицитных продуктов на всех не хватало, поэтому продукты питания, такие как мясо, колбаса, яйца, масло, чай, согласно новой продовольственной программе, решили привозить в магазин не с утра, как раньше, а только к концу рабочего дня, чтобы люди после работы имели равные права купить продукты первой необходимости... Как всем известно, каждый человек имеет право на труд и право пользоваться благами своего труда.
На каждом предприятии города комитет народного контроля организовал инициативные группы. А комитет народного контроля и комитет государственной безопасности, как два сиамских близнеца, должны опираться на свой народ, которому цены; нет! Сексоты, контролёры, народная дружина, народные заседатели в суде, добровольные пожарники – все они должны были быть опорой советского государства. Это патриотическое движение было задумано ещё на заре революции! Рабоче-крестьянскую инспекцию («Рабкрин») первым возглавил Сталин.
В инициативные группы выбирали самых достойных, которые по очереди, раз в неделю, по-сталински должны были контролировать закреплённые за ними торговые точки.
— С одной стороны жалко, что столько личного времени придётся убить на бесплатную общественную работу, – сокрушалась Лиля, хотя была необычайно горда тем, что ей доверили столь достойную и почётную обязанность народного контролёра, с реальной большой властью над себе подобными. Доверяй, но проверяй!
У народного контролёра были большие полномочия! Всем избранным выдали красивые красные корочки с круглыми печатями и подписью «большого человека», а также большие нагрудные значки и нарукавные повязки с ярко-жёлтой надписью «Народный контролёр».
Каждый член народного контроля с этой яркой нарукавной повязкой должен был стоять на виду у всех за прилавком рядом с продавцами и следить за ними, чтобы те не спрятали под прилавок продукты питания, не передали их «по блату» знакомым или своим же продавцам из соседних отделов.
В случае выявленного нарушения правил советской торговли общественный член народного контроля своей властью мог приостановить торговлю, провести немедленную ревизию и экспертизу, а также составить акт, чтобы с нерадивым продавцом разбирались профессионалы.
Люди, которые во всём видели плохое, обязательно должны были работать в народном контроле, в ОБХСС (Отдел борьбы с хищениями социалистической собственности) или в ОТК (Отдел технического контроля).
Потерявший самоконтроль нарушитель мог схлопотать выговор, штраф, отстранение от должности и даже лишение свободы. Глаз народа – глас ЦК!
В следующий четверг усталая жена вернулась домой поздно, уже после закрытия магазина. Муж и две дочери-дошкольницы ждали её с тревогой. Лиля сказала, что она очень устала, что вся и всё на нервах. Отработав на своём рабочем месте почти целый день, она ещё шесть часов стояла в магазине за прилавком позади продавца и во все глаза следила, чтобы та не «выкинула» какой-нибудь фокус.
Всю их избранную комиссию народных контролёров в гастрономе приставили по одному члену народного контроля на одного продавца. Все должны были следить друг за другом и письменно отчитываться за свой контроль. Лиле достался продавец, который торговал варёной колбасой.
Одним из страшных неудобств этого контроля являлось то, что в «многослойной» живой очереди все люди сбивались в огромную шевелящуюся кучу и часами, лишаясь пуговиц на пальто, ради одного куска варёной колбасы толкали и пихали друг друга в тесном зале магазина. Одна «палка» колбасы  в одни руки – норма!
По окончании торговли, уже после закрытия магазина, каждому контролёру, в благодарность за бескорыстный труд, из резервных запасов торговой точки разрешили заслуженно купить палку варёной колбасы по государственной цене.
И жена с гордостью вытащила из сумки завёрнутую в промасленную бумагу вкусно пахнущую варёную колбаску, купленную на свои деньги по 2 рубля 20 копеек за один килограмм. Право, «заработанное» за шесть часов бесплатного общественного труда!
— Ну вот, теперь и наши дети тоже будут гарантированно кушать вкусную колбасу! – Довольно сказала она с удовлетворённым чувством добытчика. – Из этой колбасы можно сделать бутерброды в дорогу, пожарить на завтрак с яйцами, можно в салат и в окрошку накрошить, суп сварить с колбасой, да и закуска отличная! Жалко, что контролировать я буду только один раз в неделю, а не каждый день...
Хорошо быть хорошим работником, чтобы тебя ценили и выдвигали на «боевую» передовую общественной жизни самого лучшего и самого прогрессивного государства в мире!
Совесть народного контролера – это честь советской страны!!! - Так было написано на плакатах развешенных по всему городу.

Чтобы быть независимыми от нежизнеспособной продовольственной программы государства и своими силами решить вопрос обеспечения продуктами питания своих детей и себя, как и многие в стране, семья завела свой огород и построила сарайчик...

Папа Шульц.
Германия. Гиссен.
26.07.2022 – 27.07.2022.


Рецензии