Размышления о русской национальной идее

РАЗМЫШЛЕНИЯ О РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ

Часто приходится слышать: «У нас нет национальной идеи». Причём это говорят известные , неглупые, начитанные люди, считающие себя и действительно являющиеся патриотами. Говорят это так часто, что невольно задумываешься: а так ли это на самом деле? Такое впечатление, что некоторые из них просто повторяют где-то услышанное, а другие - намеренно внедряют эту мысль в общественное сознание. Нет идеи … Ну, давайте по порядку. По определению, идея - мысленный первообраз предмета, явления, события. Под национальной идеей таким образом следует понимать идеальную основу бытия народа и его государства. Об этом говорят известные нам формулы «Москва - Третий Рим», «Православие, самодержавие, народность». - все они касаются государственного устройства жизни народа.
Здесь можно немного отвлечься.
Как-то, лет двадцать назад я был в гостях у одного ученого, ныне покойного. Разговор зашёл о политике, возможной Мировой войне и в разговоре мы коснулись понятия «Отечество». «Что такое Отечество, как не идеальная среда, включающая в себя традиции, культуру и достижения своего народа?» - воскликнул учёный в ответ на мой отказ эмигрировать в Китай в составе группы российских конструкторов. Ответ родился у меня неожиданно. Я ответил академику : «По моему мнению, Отечество - это место, где похоронен твой отец!» Мы расстались и более не встречались для общения.
Интересно, что мне никогда не доводилось слышать о китайской национальной идее - а страна это нынче, мягко говоря, довольно успешная. Есть, правда, устойчивое выражение «американская мечта». А что в Европе? В португальском общественном сознании живёт понятие «саудаде» - ностальгия, тоска по ушедшему… Это понятие - составная и определяющая часть португальской культуры, литературы и искусства. Напомню,что Португалия некогда была империей с колониальными владениями в Африке и Латинской Америке. Империя исчезла - осталось саудаде…
Сейчас, когда на Украине и Донбассе льётся кровь и два некогда братских народа усердно стремятся наставить друг друга на путь истинный путём взаимного истребления (тавтология сознательная - Н. Е.) вспоминается строка из арии Мефистофеля: «Люди гибнут за металл!» Но только ли за металл? Конечно нет. Не в братских ли военных могилах на Украине лежат останки советских солдат, защищавших Родину во Второй Мировой войне? Значит, все-таки - за идею? Ностальгия по утраченной стране, победившей фашизм и мечта о ее возрождении - вот идея, более высокого порядка, нежели обладание территориями и энергоресурсами.
В своей работе «О русской идее» философ Иван Ильин выдвинул, как русскую идею , евангельский тезис: «Бог есть любовь». И далее конкретизировал: в государственном устройстве - не социализм, но социальность. В служении - предметность.  В интеллектуальной жизни - созерцательность. В жизни духовной - любовь. В жизни общественной - свобода.
Читали ли нынешние искатели русской идеи Ильина? Думаю, что читали, да только почему-то не устраивает их евангельский идеал, предложенный выдающимся русским философом в качестве национальной идеи.
Надо, чтоб непременно и «самодержавие», и «комсомол», и Российская империя, и СССР , и Третий Рим - и все это в рамках одной национальной идеи… Да только и Российская империя, и СССР были государствами многонациональными, хоть и назывались одним словом - Россия…
Однако, увлёкшись этими мыслями, я попытался просто Богу помолиться о моем вразумлении. Зажмурил глаза и несколько раз признес про себя слово «Россия»  - какой мысленный образ возникнет? И вспомнились мне три берёзы во дворе дома родителей моей мамы в моем родном посёлке Сурское, а с ними и стихи поэта Константина Симонова:

Родина

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

1941 г.

Как известно, трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате…
Предметность…

НИКОЛАЙ ЕРЁМИН

2022


Рецензии