3. Ф очень, , весёло, , афган? , буффало, налет!!!

 
Путешествие ПЕРВОЕ---,, Увлекательное,, (серий 9 с3 по 11).
         
               путешествие к 16 параллели в провинции Квандо-Кубанго,к границе Намибии.



На фото , с очередной операции на южном фронте. Автор , нижний ряд, присел.


Почти мгновенно светает,-- прохладная африканская ночь уступает жаркому солнцу. Оживают проявляются деревья кусты – местная «мата». Виктор проснулся от тишины – мирной какой-то нереальной с посвистыванием порханием стаек пичуг. Где я? Или еще сплю может это Белорусская земля? Или Карелия? А может Приморский край? Может не было вчерашнего удара «Миражей» и «Валькирий» далеких хлопков и близких разрывов мин «веселого» посвиста пуль и «дилограмм». Где-то далеко,далеко слышим раскаты грома,---ночной залп состоялся. Время резко убыстряется и мысли и движения. Через 15-20 секунд десять восьмидесятикиллограмовых реактивных ,,сигар,, будут здесь. В каждой залито в тротиле 3-4 тысячи стальных шариков. 15 секунд на то чтобы мы – шесть советников и переводчик Борис успели выпрыгнуть из бронетранспортера и забежать в траншею под ним. Оставаться в БТРе слишком неуютно он родной хотя и возит нас и бронирован но «рождения» 50-х годов и не имеет крыши.;-- 12 13 14 секунд – все внизу;--18-20 – реактивные
,,сигары,, уже здесь. Серия разрывов слева 200--100 метров но все на левом фланге бригады.
,,ЮАР вновь вторглась на территорию Анголы. Вторжение войск ЮАР вчера началось при массированной поддержке южно-африканских ВВС. В агрессивной акции задействованы истребители-бомбардировщики «Мираж» размещенные на базе в Гротфонтейне.(из газет.)

Четыре бригады ФАПЛА;--

---самых крупных соединений Вооруженных Сил Анголы упорно продирались через густые леса Юго-восточной провинции ведя бои в лесных дебрях с батальонами антиправительственной группировки УНИТА. Бригады имеют ближайшую задачу – освобождение района Шамбинга. Последующую задачу – взятие города Мавинга, близ 16 параллели, что несло освобождение Ривунги. А направление дальнейшего наступления открывало прямой путь в юго-восточный «угол» Анголы,  где находилась ставка, Генштаб, учебные центры УНИТЫ. Там находился и лидер УНИТЫ ведущей войну против своего народа – Жонас Совимби, десятки его советников из США, Европы и росистской ЮАР, которая оккупировала Намибию. Уже как 10 лет в этом районе Анголы создано гнездо агрессии против законного правительства НРА. Темными ночами из этого «гадюшника» выползают караваны с оружием, боеприпасами.
Если раньше враги действовали как правило только в одной провинции то теперь они наступают как в Кунене так и в провинции Квандо-Кубанго. В провинции Мошико в 765 километрах от границы с Намибией бойцы ФАПЛА среди убитых бандитов обнаружили на поле боя труп южно-африканского офицера Ханса Фидлёра.
Прогремели последние разрывы реактивного залпа. Ждем для страховки еще 20 минут – это время для заряжания пакета юаровской реактивной установки «Валькирия». Теперь быстро выходим за 30 минут нужно побриться умыться поесть горячего и снова 3 мпбр уйдет вперед. Солнце начинает жарить. Сегодня дежурит Володя Рожков, очень опытный  и дотошный, он уже год «путешествует» по Анголе – его задача накормить нас, еслибудет возможность горячим но всегда это консервы сухари чай, иногда первое вместе со вторым сваренным на костре.
За едой частенько, Иван Ивлев с ностальгией вспоминал свою службу в ЮГВ ( Венгрия ) лейтенантом-холостяком. Он жил один в двухкомнатной квартире, где стояла солдатская кровать, один стул и шкаф.В эти годы семьи офицеров в Союзе в большинстве снимали камнатки у местных жителей за плату,а никаких квартирных выплат ещё и в помине не было для офицеров.Так вот,в этом фанерном шкафу было 30 банок крабовых консервов для НЗ холостяка после учений – обильного продукта из военторга. Порой,как вспоминал Иван,не было хлеба вечером после возвращения с учений и приходилось есть этих мерзких крабов по 5 банок,-вспоминал Иван Иванович.Эх,сюда бы сейчас этих крабов!!!

 Воду мы набрали перед операцией в бочки из-под солярки предварительно выпарив их - вода главная ценность. В обязанности дежурного входит накипятить этой воды и хотя она круто замешана запахами солярки бурая и теплая но она есть. А это жизнь!
 Главное во время еды – внимание и слух. Нужен очень хороший слух. Пропустив хлопок выстрела миномета можно сидя за едой в кругу друзей получить мину на «закуску». Время – и бригада двинулась. Напролом через лес идут колонны. Впереди УРАЛы с мощными бревнами на бамперах – ломают кусты ,деревья прокладывают дорогу. Они быстро закипают их сменяют другие. По великолепной асфальтированной дороге,которая слева в 100 метрах ходу нет – мины разных типов и систем, подкопанных незаметно под асфальт.Движение наше продолжается хотя и медленно,--впереди разведка ищет противника ,сильнее припекает солнце, но под кронами высоченных деревьев спасительная тень.
Большую тревогу у нас – советников, вызывает участие в боях авиации ЮАР.
Солнце в зените ,--жара выше 40;в тени,а на ясном солнышке за 50 .Пот заливает глаза ,бронированная коробка БТРа раскалилась как духовка. Мы с Ивлевым вылезаем из нее ,идем рядом, ловим всем телом слабый ветерок,пьем теплую бурую воду из фляг. «Где моя белорусская речка Полота с чистой водой – упасть в нее прямо в робе'' - говорит Иван Иванович ''– и лежать, лежать! Мы с пацанами там по 20 жирных курмелей в день ловили, а добрая баба Рая   их нам жарила – вкуснотища хрустящая.Эх сейчас бы туда вернутся!!!,,

,,Большая разница,где промокнуть...В холодном климате промокший чувствует себя так неприятно в мокрой одежде,что старается немедленно её сменить, а в Африке довольно приятно дать вещам высохнуть на себе,так это охлаждает.Миссионер,имеющий атлетические телосложение,закаленный многими трудностями и обладающий кроме того другими качествами,превзойдён того ,кто не обладает такими физическими данными,но в жарком климате работоспособность главным образом зависит от умения экономно тратить свои силы.Нельзя забывать,что в тропиках человек подобен экзотическому растению,,,--так вспоминал Д.Ливингстон.С тех пор прошло почти 150 лет,но увлекательные путешествия в Африке продолжаются.

Под ногами мягкая африканская пыль уже взбитая сотнями солдатских ног и колесами впереди идущих машин. «Или гроза ,мечтает Иван,– какое чудо ,-сильный дождь ,--прямо ливень! Я так люблю родной лес ,поляны грибы собирать опята,рыжики,лисички.''. ''А  еще лучше ''- добавляет Комаров '' - рыбалка на зорьке. Кругом вода, а в Кабоне камыш на Ладоге, или на Хепоярви, я в лодке и крупная плотва берет – «как хорошо!»   
Последний ракетный залп противника нанес поражение трем УРАЛам; ---пробиты стекла, радиаторы, колеса. Начинается горячая работа для заботливого зампотеха бригады Мануэля, его трудолюбивых солдат и нашего  техника – прапорщика Андрея. К нему подбегают водители - просят помощи, совета. К технике учим относиться бережно и лишь в крайних случаях, когда машину оживить невозможно приходиться ее сжигать, снимая важные агрегаты. Сокращается число новых УРАЛов вышедших на операцию. Боевая задача требует наступать вперед и вперед. Уже сказывается нехватка воды выкипающую нечем доливать, появились случаи когда солдаты пьют воду из радиаторов машин.
Идем на КП бригады,-- вместе с нами и Борис – переводчик из Москвы,-- тонкий и звонкий паренек еще в позапрошлом году окончивший школу. Собираемся у большого походного стола. Здесь командование бригады: камарадас комбриг – Луис Дала - сухой высокий ,угрюмый от постоянного недосыпания ,капитан. Рядом с ним маленький и подвижный начальник штаба – ФрансишкуЛусьяш – «Марино» - тоже капитан,воюющий с 15 лет как и 1-ый лейтенант Антонио ДиегуТандала – политкомиссар бригады – невозмутимый и сдержанный. На столе карта с планом операции. Докладывает начальник разведки,-- хорошего мало. В полосе наступления бригады обороняется до 4-5 батальонов УНИТЫ. Их поддерживают тяжелая артиллерия ЮАР и предположительно батальон наемников «Буффало» это еще 300-400 бойцов. К тому же местность – явная западня. Обходить эту открытую равнину было далеко, не было времени. Пришлось бы ломать весь план операции. Нужно другое решение. Его и пытаемся мы найти. Капитан Марино предлагает после мощного артналета ,броском пройдя открытую лесостепь или «шану», разгромить противника засевшего по краю леса. Это решение нас не устроило. Если бы перед нами были только унитовцы или «квача» как их называют солдаты в бригадах, то этот лихой бросок был бы оправдан. Но с «квачей» еще батальон «Буффало» как правило с бронированной техникой. Но и это не главное – опасность в том, что наемников обязательно будут поддерживать «миражи» и реактивная артиллерия ЮАР. Без этого наемники в бой не пойдут.
. Комбриг посмотрел на комиссара. Антонио опустил глаза,- комбриг не торопил его. ''Да''- наконец ответил Тандала - ''с ходу пройти  шану» и атаковать – будет выигрыш время, но будут большие потери, в ротах много молодых неопытных солдадос. В их сердцах поселится страх и неуверенность. Людей будем готовить. Надо ждать».
Выскочив из-за стола забегал, замахал руками, отстаивая свое мнение импульсивный Марино. «Командующий торопит - ждать только время терять мы завязнем в боях уже нарушено снабжение бригады ,колонны подвоза не проходят к нам их жгут».
Комбриг обвел всех взглядом ,вынул из нагрудного кармана блокнот;--«Марино слушай приказ: через час передать командующему ''радио'' - код номер 7 из моего блокнота;---мое решение - Грот-1 ,--будем ждать. Наступаю через сутки в полосе западнее 3 км с подходом 13 и 16 бригад в направлении на Мовингу. Прошу нанести удар авиации в квадрате 32-48719.09 в 14.00». Все сидевшие за столом кроме Марино вздохнули оживились. Это было обоснованное, верное решение. Лучше потерять время и темп наступления, чем людей, технику и оружие.
Только начали движение прошли не более 2-х километров опять остановка. К нашему БТРу подошел комбриг через переводчика объяснил что перехвачена радиограмма одного из батальонов УНИТА – он попал между нашей и соседней бригадой и теперь с боем будем прорываться к своим. Решение было принято немедленно – 1-му батальону развернуться на рубеже – ''«сухое» русло---Три кимбы'' и встретить противника. При поддержке артиллерии бригады  контратаковать и разгромить. Но не все оказалось так просто. По канонам тактики встречный бой самый сложный после боя в городе и ночного боя. На КП заметили высоко в небе вне радиуса действия наших ПЗРК пролетел моторный самолет «канбера» и снова все спокойно,-- бригада продирается через густые заросли.
. И сразу на всех обрушился рев «миражей». Они заходили на нас с запада со стороны солнца,-- страховались от зенитных ракет. Парами вбивая в землю НУРСы как огромные гвозди, проносились ''Миражи'', от подвесок отделялись 250 килограммовые бомбы. От их тяжелых разрывов сотрясалась земля. Все мы – семь человек сидящих в БТР оказались под ним. Хотя надежда на него не имеющего крыши была очень слабая тут скорее действует инстинкт - укрыться где-нибудь. И семь человек лежали под машиной скрючившись и поджавши ноги-руки. Места хватило всем. Еще заход авиации еще и еще сотрясается от взрывов земля и снова НУРСы. Начался пожар. Но нельзя поднять голову – снова заход авиации;-- как стальные плети стегают по земле очереди авиационных снарядов. Авианалет – одно слово но кто испытал и выдержал его – не забудет никогда. И все же удар авиации ЮАР пришелся в основном по нашей старой стоянке. Они ошиблись ,-бригада уже отошла. Хотя краем зацепили и нас.
 Вылезаем осматриваемся. Кругом горит все что может гореть. Один из НУРСов попал в машину с бочками, она разнесена в клочья. Есть убитые и раненые. Видим лежащие тела у одного вместо головы кровавое месиво. Стоны раненых у некоторых рваные раны живота разорванные ноги руки. Тяжелая картина войны. Положение бригад осложнялось. Таяли запасы воды боеприпасов еды и ГСМ. Ревет двигатель нашего БТРа медленное на 2 скорости движение перегревает мотор благо что часты остановки идет замена впереди идущих УРАЛов. Саперы прощупывают каждый метр, убирая с пути мины, которые ставит отходящая «квача». Эта работа в основном и определяет скорость движения колонн. Грустно видеть на дорогах Анголы сотни сгоревших остовов машин. Среди них и наши УРАЛы, ГАЗы, ЗИЛы. «Ну, точно Афган!»- включается Рожков. «Какой Афган, ты там был?»- спрашивает Угаров. «А я два года со  своей. ротой гонял «духов» на трассе «Кандагар-Кабул»,это там где воевал 2 ой армейский  афганский корпус, да  в речушке  Аргандабе умылся пару раз. Тут нас «Миражи» бомбят, а там только черти проклятые бегают, головы отрезают и лесов там нет – только горы ,да голая степь» - заключает Угаров;---я этих голов,царандоевских насмотрелся,а за 2 года только двух бойцов я потерял и то не в боях;---на мине звякнули,оба молодые.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.