Мария Соколовская, madame Экслибрис
Итак, Мария Михайловна Соколовская Урожденная Розеноер. Редкостная красавица с юности, она происходила из семьи владельца крупной петербургской типографии, Михаила Розеноера, имела двух братьев, один из которых был революционером, другой - библиофилом и авантюрным собирателем редкостей и картин.
Вся семья, вероятно, отличалась незаурядностью характеров, тягой к авантюризму. Сергей Михайлович, брат Марии Михайловны, еще в юности славился блестящей памятью и исключительной дерзостью, гимназию окончил экстерном. Со студенческих времен слыл бунтарем – эсером, несколько раз бежал из тюрьмы и ссылки, распространял революционную литературу и прокламации, оружие и листовки, участвовал в создании революционного журнала «Маяк», вдохновенно писал дневники и мемуары. Окончил Санкт Петербургский университет, экономический факультет, слыл вдохновенным рассказчиком и душою общества.
Именно он то и познакомил красавицу сестру с её будущим мужем, служащим банка страстным, увлеченным ценителем редкостных книг, коллекционером экслибрисов. Сама Мария Михайловна собирала редкие издания, сборники русской и французской поэзии, европейскую классику. Она хорошо владела несколькими языками, свободно читала по итальянски. Красивая супружеская пара Соколовских вращалась в артистическом и издательском кругу - Петербурга Петрограда.
Изысканная красавица с глубоким глазами и мягким голосом, очень любившая «холодные» духи, ирисы и чайные розы, Мария Михайловна Соколовская привлекала многих, за нею наперебой пытались ухаживать, дарили букеты, книги и альбомы.
***
Многим она казалась, наравне с Ольгой Глебовой - Судейкиной, Анной Ахматовой и Марианной Пистолькорс - Зорнекау, просто - воплощением самого Духа и сути Серебряного Века: стройная, темноокая, чуть отстраненная, всегда безупречно одетая, застенчивая, немногословная, и открытая, сердечная одновременно для всех, кто знал ее .
Её тончайший вкус удивлял посетителей и гостей её дома. Но был один, особо тонкий ценитель её красоты, словно прозревший властный росчерк краткой и яркой Судьбы ее в том акварельном портрете, который он сам же и оставил в её альбоме - русский художник и график Юрий Павлович Анненков.
С листа на нас смотрит пленительная совершенно, ангелоподобная, особа, как будто сошедшая со страниц редких книг, которые она сама собирала и трепетно хранила. Портрет словно бы соткан из тонких нитей воздуха из глубокого серебра водной дрожи.... Или из мазков – искр костра, из тех теней, которые отбрасывает на стены домов ветер. Графическая четкость линий за спиной героини портрета - словно изображает листы старинных фолиантов – вдохновения всей их с супругом Александром Константиновичем жизни, цвета платья лишь оттеняют хрупкость и красоту лица героини, а розы в её пальцах подчёркивают всю метафоричность самого Бытия человека, его красоту, вдохновенность и быстротечность.
Огромные глаза героини полны неизбывной печали и тоски. Возможно, она горчайше оплакивала потерю близких и любимых ею. Друзей, мужа, родных. Те времена не щадили никого, увы!
Александр Константинович Соколовский, блестящий экономист, выпускник Тенишевского училища и представитель петербургского отделения Торгпромбанка был арестован и расстрелян по приговору петроградской ВЧК, обвиненный в растрате, в 1929 году. В том же году навсегда в неизвестности холодного и растерзанного зверствами и голодом Петрограда теряются и следы его красавицы жены .Мы больше совершенно ничего не знаем о ней. Остался только лишь портрет, акварель Анненкова, и строки биографии, размером с визитную карточку, «расстрельный лист». Осталась Судьба. Символ эпохи. И красоты непреходящей, Загадки, потрясающей, ошеломительной тайны - навсегда. Ведь красота не умирает.
Свидетельство о публикации №222072700817