Эссе. Я знал его в одно касанье сердца А. Кердан

   Эссе. «Я знал его в  одно касанье сердца…» (А. Кердан)
         Ирина Одоевцева  о Сергее Есенине.
  Снова захотелось вернуться к моим записям  с Ириной Владимировной  Одоевцевой. Вслушиваюсь в ее рассказ о Есенине. Перечитала главу в ее мемуарах «На берегах Сены». Да эта глава в ее второй книге. Есенин за рубежом в Германии. Вообще, эта книга воспоминаний о русских  поэтах и писателях, уехавших из революционной России и оставшихся за рубежом навсегда.    Когда-то я  делала главу о Сергее Есенине на Радио Урала, записали мы ее с Сергеем Гамовым. Сергей Есенин  Сергей Гамов. Два Сергея. Она была прекрасно оформлена. Он взял первую часть: встречу Одоевцевой и Есенина в знаменитом русском  ресторане Ферстер. Интересно сделано  звуковое оформление: звон бокалов, гул, невольно переносишься туда... Все-таки 90 годы. Техника записи другая. Писали на бобинах, которые рвались, приходилось на ходу склеивать. Но атмосфера была создана. Незабываемый звон бокалов, шум в зале, гул, говор, и среди этой атмосферы слышится и видится Сергей Есенин. Ирина Владимировна приезжает туда  с другом,  поэтом Николаем Оцупом. Сергей Есенин его приветствует, как старого знакомого, усаживает рядом Ирину Одоевцеву. Она хороша, очень хороша. И очень живо разговорила  Есенина. Первая и единственная встреча. Слушаю ее голос на пленке: « Он нежный, глаза светлые, лучатся, и нежный, нежный. Не мужчина, прямо ОБЛАКО В ШТАНАХ»(нежность по Маяковскому). « Неужели-думает она -это тот Есенин, юный, как мальчишка, озорной мальчишка». Вспоминает, как его не приняли в салоне Зинаиды  Гиппиус - «воскресенья», которая не преминула его задеть. Он пришел в простых русских валенках, « а  эта змея  Гиппиус сказала  : «Какие у Вас оригинальные гетры». И все покатились со смеху. Ну про ядовитые  остроты Гиппиус можно вспоминать и вспоминать. Но Есенин был глубоко уязвлен. И с досадой вспомнил об этом  в разговоре с Одоевцевой.
 Не помню, вышла вторая часть в эфир, но мы тогда записали все. Во второй части сосем другой Есенин. Из  ресторана он приглашает, но  не всю «кувырк-компанию», а только некоторых, к  себе в отель, к Айседоре. «Она, в сущности, хорошая баба. Будет рада»(С.Е.).Приехали в отель. Ирина Владимировна видит роскошный номер с роялем и Айседору в кресле. Она хороша, совсем не то, что о ней писали. Это статуэтка. выточенная, вылепленная. Локоночки выложены  улиточками  на ушах, лицо точеное.  Мне было интересно  услышать от  Ирины Владимировны об отношениях Есенина и Айседоры: «Она его любила и выполняла все его капризы, а он, все равно, ее бросил, она не давала ему дышать»(И.О) Войдя в номер, Есенин сразу потребовал «гармонику» и стал петь частушки. А потом  крикнул: « Айседора, пляши!»-и заставил ее под гармошку плясать». Я спрашиваю: «Она танцевала босиком?»- « Нет в тапочках». Завершая свой танец с шарфом, она вдруг в финале  ногами  растоптала его на ковре . Этот финал вызвала в Есенине  вспышку гнева… и, когда он начал бить рюмки, Оцуп предложил тихо удалиться, потому  что на это лучше не смотреть.
 Ирина Владимировна  на другой день утром должна была ехать в санаторий.  Есенин, еще в ресторане, предложил задержаться  и хорошо погулять здесь. Но она ответила, что не может остаться, тогда у него вырвалась фраза: « А, что, если я к Вам приеду» И она ответила, что будет ждать. И далее  ответ чисто в есенинском характере: «Так я не приеду и письма не напишу». Так и закончилась эта единственная встреча  двух интересных поэтов. Один из них пережил другого, и  смог трогательно и с большой любовью о нем  написать. Надеюсь, что смогу записать на радио  эту главу снова, и даже вставить голос Ирины Одоевцевой о Сергее Есенине. Надо сказать, что в своей программе « На берегах Сены» я читала не только главу о Сергее Есенине, а   делала еще и главу--  «Игорь Северянин». Надо сказать, что эти два поэта очень схожи, они совершенно  разные поэты, а по характеру и поступкам очень похожие. Эту схожесть я обнаружила уже позже. И  у одного и у другого судьбы схожие. Но поэтические почерки совершенно разные. Интересно все это  подметить.
Со своим « Театром Слова» я сделала развернутую работу о Сергее Есенине. Из двух отделений с антрактом и весьма успешно. Я взяла совершенно неизвестные страницы из его биографии, а, именно, его встречи с Царской Семьей, с молодыми Великими княжнами, его трогательные стихи о них « В суровом зареве закат шипуч и пенен..». Он не однажды читал свои стихи Царствующим особам,  участвовал в Первой Мировой войне санитаром, видел, как в госпиталях трудились и Государыня и Великие Княжны. Он остался по паспорту гражданином Российской Империи. Трагедия России вылилась в его творчестве и, как ни странно, стала его собственной трагедией.
В начале второго отделения программы «Театра Слова» о С. Есенине, я вспоминала о своей встрече в Союзе Писателей СССР  с его младшей сестрой Александрой Александровной. Когда мне ее представили, я тоже уставилась, просто впилась в нее. Небольшого роста, курчавые волосы, кажется подстрижены, светлые глаза. Из них все время лились слезы. И  она все время повторяла: « Его же убили, но почему не верят, его же убили». Секретарь в приемной Союза Писателей, мне говорит: «Да не обращай внимание, она все время это говорит. Пьет и говорит». А мы с ней часа три беседовали. Пили чай, и я ей читала Сергея Есенина, и, конечно, стихи Шуре. Как и Одоевцева,  я тоже видела ее только один раз. Но тогда  я уже знала и главу о Сергее Есенине. Но, главное, знала много его  стихов. Моя мама очень любила Сергея Есенина. И, когда он был запрещен, она переписывала его в тетради, учила наизусть, а тетради тогда  прятали на чердаках.
 Все это интересно сегодня вспомнить и рассказать молодому поколению, как наши мамы делились с нами историей.
Народная артистка России Тамара Воронина
Г. Екатеринбург.
25 июля2022г.


Рецензии
Тамара, очень интересно читать Ваше эссе. Спасибо! С уважением, Антонина.

Антонина Рыбалкина   29.09.2022 17:02     Заявить о нарушении