Из истории развития кинематографа в Адыгее

Интервью с членом жюри конкурсов короткометражных фильмов «Майкоп, я люблю тебя!» и «Адыгея, я люблю тебя!», дипломантом Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» в 2007 г. (фильм «Симъ побеждай»), кинорежиссером и кинооператором Бобковым Борисом Петровичем.

- Борис Петрович, очень приятно, что есть возможность взять у Вас интервью и узнать об истории развития кинематографа в Адыгее. Вы были членом жюри и первого, и второго конкурсов  короткометражного кино, которые проводились в Майкопе местным представительством Союза кинематографистов России. А совсем недавно Вы, профессиональный кинематографист с большим стажем, приняли активное участие в качестве одного из спикеров в работе круглого стола «Перспективы развития кинематографа в Адыгее», на котором обсуждались вопросы о поддержке регионального производства документальных, игровых и анимационных фильмов. В связи с этим, хотелось бы узнать в первую очередь, как Вы попали в кино, или как кино вошло в Вашу жизнь.

Б.П.Б.: Благодарю! Меня с кино и телевидением жизнь связала в 1964 году в Армавире. В том году мой отец купил мне любительскую 8мм-кинокамеру. Но с кино я был связан и до этого. Мальчишкой я дружил с кинопрокатом. Меня так и называли «сын кинопроката». И тогда меня отправили в Туапсе сдать экстерном экзамены в школу киномехаников. Я поехал, сдал экзамены на «отлично», стал кинодемонстратором, точнее «киномехаником 3 категории». В старших классах я учился и подрабатывал: показывал кино при профсоюзе Ремонтного завода в Армавире. Когда же я оканчивал среднюю школу, отец пообещал мне, что, если я сдам все экзамены на «отлично», а сам я учился средне, то он купит мне мотоцикл. С детства я мечтал о нём, посещал ДОССАФ. Разумеется, я сдал всё на пятерки, и мы с папой пошли в магазин. А тогда только появились первые любительские кинокамеры. В магазине я посмотрел на мотоцикл и попросил отца купить мне лучше кинокамеру. Мой отец очень тогда удивился. Также мальчишкой я попал на телевидение, работал в Армавирской киностудии помощником. Потом я стал ассистентом у Юрия Опельянца. С этого времени и началась моя большая карьера в кинематографе.
В 1977 году я поступил во ВГИК. Для поступления в этот ВУЗ нужна была практика не меньше пяти лет. Я пытался поступить до этого два раза, но поступил на третий раз. В тот год я участвовал в экспедиции на мотоциклах через Каракумы. Мной был снят фильм «На мотоциклах через Каракумы». Мне даже повезло встретиться с Юрием Сенкевичем на передаче, и там показывали фрагменты этого фильма. Из-за экспедиции я не успевал на экзамены во ВГИК, но меня всё же туда направили. Тогда я сдал всё очень успешно целой комиссии и даже был вторым или третьим в списке поступивших в 1977 году.
В 1981 году, когда я заканчивал ВГИК, а точнее был на предпоследнем курсе и готовил свою дипломную работу, в Адыгее организовывали корпункт телевидения. Тогда Центральное телевидение решило послать меня работать в Адыгейский корпункт. Так что, в Адыгее  я живу с 25 апреля 1981 года. При этом 27 апреля я уже приступил к своим обязанностям. Дело в том, что меня знал Нух Асланчериевич Берзегов. Когда меня стали представлять ему, он сказал: «Я Бориса знаю по Краснодару и по фильму, который он у нас снимал. Это хороший кинокорреспондент. Я очень рад, что он у нас будет работать». 
 
- С 1981 года Вы работаете в Адыгее. И, скорее всего, за Вашу многолетнюю карьеру Вы сняли десятки фильмов. Какие из них наиболее яркие, по Вашему мнению?

Б.П.Б.: Работа на телевидении была очень интересная. Когда я был молодой, я успевал работать много. Тогда я должен был снимать по 4 сюжета в месяц для программы «Время», то есть каждую неделю сюжет. Но я снимал больше, по 5-6 сюжетов. При этом показывали их все. Например, был такой сюжет как «Гуси на прополке», о котором говорили в Москве. В то время в Гиагинском районе выращивали лекарственные травы. И их нужно часто пропалывать, потому что сорняки не дают им расти. И вот придумали способ. Хотя говорили, что это американский метод. А сами американцы называли его русским. Директор совхоза запустил на поля гусей, и они выщипывали сорняк, не трогая нужные растения. В сюжете я снял местных домашних гусей в пруду, а затем их гордо идущими по рядкам на прополку. Москвичам этот сюжет из Адыгеи очень понравился. Когда я работал на корпункте, я готовил сюжеты и для программы «День Кубани» Краснодарского телевидения.
В 1992 году Центральное телевидение прекратило свою деятельность. И я подсчитал, что за 11 лет работы я снял более 2900 сюжетов, и, в общей сложности, было сделано 27 фильмов об Адыгее. Дело в том, что у нас за это время сложилась такая тесная компания.  Это прекрасный редактор, замечательный сам по себе человек Саша Небеснов, его уже нет в живых. Это редактор на радио Анатолий Асланов, 1936 года рождения. Мы с ними сняли несколько документальных фильмов.
Когда в середине 1980-х годов решили сделать Адыгейское телевидение, в Москве руководство не дало согласие. Оно сослалось на то, что если бы Адыгея была республикой. Поэтому всё делалось через Краснодарское телевидение. Мы тогда на свой страх и риск вместе с Муратом Куканом и Нальбием Куёком сделали первую часовую передачу  об Адыгее на адыгейском языке на кинопленке. Это передача включала много разных сюжетов, и она предназначалась для того, чтобы показать потребность региона в телевидении. Эту передачу мы оформили через Краснодарское телевидение и там же её смонтировали. После повезли её в Москву. Адыгское землячество в Москве поддержало эту идею. И благодаря этому Москва дала добро на организацию телевидения в Адыгее.

- Борис Петрович, на круглом столе по развитию кинематографа в Адыгее Вы сказали в своем выступлении, что в 1970-1980 годах в Адыгейской автономной области снимались фильмы. Не могли бы Вы уточнить, что Вы имели в виду?

Б.П.Б.: Да, снимали. Как говорят: «Просьба начальства – приказ для подчиненного». В то время из Москвы мне дали задание курировать кинолюбителей в Адыгее. И даже под это направление мне специально выделяли киноплёнку.  Тогда кинолюбительство курировалось лесхозом, и профсоюз лесхоза оплачивал её. А я как раз через него получал пленку и раздавал кинолюбителям, чтобы они могли снимать. Их было очень много ещё до того момента, как я появился в Адыгее. То есть еще в 1970-х годах.
Как пример, была детская киностудия при сахарном заводе в Гиагинке. Профсоюз завода помогал таким ребятам. Так эта студия снимала очень любопытные фильмы и участвовала во всесоюзных фестивалях. Они сняли хороший фильм к 25-летию победы. А немного ранее взрослые мужчины из поселка Яблоновский сделали фильм с постановочными эпизодами про партизан, как они воевали в лесу. К сожалению, я уже не помню, как эти фильмы назывались. Но такие фильмы были.
Например, очень серьезная любительская киностудия работали при спасательно-лодочной станции на озере. Занимались кино и наши авиаторы. Сельхозавиация поддерживала их. Они, кинолюбители, снимали очень интересные фильмы, использовали много архивного материала об Адыгее. Конечно, надо было бы узнать, куда всё делось. Сегодня, к сожалению, многих лент уже нет.

- А все эти любительские фильмы показывали где-то широкой публике? Бесплатно или за деньги?

Б.П.Б.: Обычно показывали бесплатно в Доме профсоюзов. Там было оборудовано подвальное помещение. То есть целый подвал был выделен под любительскую киностудию. Там были просмотровый зал, аппаратура для озвучивания фильмов, все возможности, чтобы проводить киноконкурсы и даже проявочная машина для обработки черно-белой плёнки. Саму плёнку тогда мы обрабатывали в Краснодаре.

- Сегодня в эпоху цифровизации, можно сказать, «каждый сам себе режиссёр». Как Вы считаете, есть ли в Адыгее перспективы развития кинопроизводства?

Б.П.Б.: Безусловно, есть! Конечно, сегодня благодаря Аскарбию Нагаплеву они появились. Он всё-таки пробил стену. Сколько мы сами ходили, сколько просили. Он начал всё по-другому. Он начал с Москвы, создал представительство Союза кинематографистов России в Адыгее. И благодаря этому мы смогли провести уже два конкурса  короткометражных фильмов. При этом во втором конкурсе участвовали более интересные фильмы, и не только из города, но и из районов республики, и даже из-за пределов Адыгеи.

- Борис Петрович, сегодня обучаться кинопроизводству можно онлайн. В Москве есть много образовательных кинокурсов. Как Вы думаете, в Адыгее можно ли открыть такую киношколу?

Б.П.Б.: Это не просто возможно, это необходимо сделать. В принципе, здесь есть и кому обучать, есть и кого обучать. У меня самого большой опыт в создании документальных фильмов. Тем более что я закончил ВГИК, участвовал в Международных кинофестивалях, получил дипломы.  Поэтому есть о чем рассказать, есть чем поделиться.
Конечно, для такой киношколы желательно помещение для встреч на первом этапе. Необходимой аппаратурой можно обживаться постепенно. Вообще, есть фирмы, где можно арендовать киноаппаратуру. И по ходу при съемках фильмов можно обучаться каким-то определенным приемам, творчески проявлять себя. Хочется отметить, что талантливых ребят в Адыгее довольно много. Я многих встречал в АГУ и в других учебных заведениях. Например, в МГГТК, республиканском колледже искусств. В МГГТК я уже проводил такие занятия. С этим колледжем я знаком давно. Моя дочь заканчивала его по специальности «Художник-дизайнер одежды».  Кстати, в этом колледже было снято мной два фильма о нём самом. В свое время я снимал несколько сюжетов и для Москвы.
Да, я снимал сюжеты практически обо всех  предприятиях Адыгеи. Есть документальный фильм «Этот удивительный «Элит»», или фильм «Солнце в бокале» о нашем вино-водочном заводе. Например, с Муратом Куканом мы снимали сюжеты о культуре, искусстве, театре, танцевальных ансамблях.  Он выступал тогда и как сценарист, и как руководитель проектов.
Другой пример. Я был лично хорошо знаком с Темботом Керашевым. Это был настолько удивительный человек. Как-то раз я его попросил, и мы с ним сняли поздравление к 8 марту для программы «Время». Он сначала испугался, потом собирался  с духом.  Я ждал долго. А потом он решился и сказал «Давай!». Он тогда выразил поздравительную фразу на одном дыхании с таким чувством, с таким воодушевлением. Просто несколько слов, но впечатляло. В то время мы как раз снимали фильм о нём. И этот фильм был представлен на Центральном телевидении вместе с его прекрасным поздравлением женщинам. Это было настолько душевно!

- Борис Петрович! Вы, как член жюри киноконкурсов, просмотрели фильмы конкурсантов, в  том числе и начинающих кинематографистов. Какое напутствие дали бы Вы им для продолжения их кинокарьеры?

Б.П.Б.: Самое главное – не бояться! Ничего не бояться и идти вперёд! Делать то, что душа просит!

- И Вы считаете, что от развития кинематографа в Адыгее будет большая польза?

Б.П.Б.:  Я думаю да! Даже те снятые здесь первые фильмы, которые показывали в Майкопе, здорово отозвались в душе зрителей. Тогда набирались полные залы.  В то время «Гигант» был кинотеатром. И когда показывали впервые первый художественный фильм на адыгейском языке «Сумерки надежд», в зале настолько было много людей, негде было сесть. Этот фильм показывали несколько раз, чтобы все могли посмотреть.
Так же и наш документальный фильм «Становление» о становлении республики показывали несколько раз. Он был снят в 1992 году, на один год раньше художественного фильма.  Мы сами не ожидали, что на премьеру документального кино придет столько людей. Этот фильм вышел на большой экран, и его показ прошел в кинотеатрах не только Адыгеи, но и всего Союза через систему кинопроката. Сейчас его, наверно, не существует. А он был лучшим на Северном Кавказе.

- Борис Петрович, в ходе проведения круглого стола о перспективах развития кино в Адыгее и от Вас, и от других представителей местного киносообщества, и от организаторов мероприятия прозвучало, что если у нас в Адыгее будут сниматься фильмы, появиться киностудия, то это будет значительно способствовать продвижению туризма в регионе. Какая взаимосвязь между кино и туризмом? Как Вы её видите как профессионал?

Б.П.Б.: Уверен, что взаимосвязь между ними должна быть большая. Я могу показать на примере. По-моему, в 1982 году по заказу объединения «Картонтара» мы сняли фильм «Приглашаем в Адыгею!». Причем мы озвучивали его в трех вариантах – на русском, английском и немецком языках. Почему? А потому что предприятие «Картонтара» было большое объединение, оно сотрудничало с нашими туркомплексами. По-моему, они даже поддерживали их финансово через профсоюзы. Тогда я был знаком с директорами предприятий. И вот директор «Картонтары» предложил мне снять «фильм-путешествие», как рекламу Адыгеи для туристов. Я, конечно, согласился. И мы придумали «Приглашаем в Адыгею!» и сняли фильм о любопытных местах в регионе, интересных событиях и моментах в его жизни. Это был как раз фильм для привлечения туристов. Он был сделан для большого экрана и показывался как киножурнал во всех кинотеатрах. И не только в Адыгее, но и по всему Союзу, и даже за рубежом.
Конечно, снимая, мы экспериментировали, что-то брали снятое раньше, что-то делали новое. Например, когда мы снимали в пещере, а в пещере это тяжело делать, там были как раз туристы из Израиля. Они попросили прислать им фильм, и мы через наше постпредство послали его им. Позднее приезжали туристы и говорили, что они видели наш фильм об Адыгее. Так, это благодаря нашим фильмам, не только моим, но и фильмам Краснодарского телевидения и Московских студий.
Ещё пример. Наша бывшая «Романтика» теперь мужской монастырь. Туристы, а вернее, паломники, специально сделали маршрут: два раза в день ходит автобус Краснодар – поселок Новый. И это тоже благодаря нашему фильму. А сейчас очень серьёзно идёт разговор о Лагонакском нагорье, строятся турбазы, создается целый комплекс. И целесообразно использовать кино как способ продвижения туризма в Адыгее. И при этом речь идет не только о профессионалах, но и о любителях, которые уже хорошо снимают, и у них прекрасные задумки на будущее.
Снимать кино – это не просто собрать красивые картинки, но сделать настоящее документальное кино. Не какую-то зарисовку, но продуманный серьёзный фильм, который сможет и рассказать главное, и пригласить к размышлению, и даже полюбить то, о чем это кино.

- Благодарю за интервью!


Рецензии