Никольская церковь в Польском погосте

24) Никольская церковь в Польском погосте

Погост «Поля», или «Никольщина», находится в 170 вер. от Петербурга и в 45-ти — от Гдова, на проселочной дороге в «Сомру», в полуверсте от почтовой дороги из Нарвы во Гдов, на р. Плюсе. По преданию, здесь некогда был Польский Никольский монастырь и предки нынешних крестьян ходили туда для обработки «Архиерейских» полос. Предание подтверждается подписью на Синодике: «Синодик церкви Никольского Польского монастыря, изо Гдова, а писан в 1680 году от Рождества Христова». Ряд князей в Синодике, начатый кн. Владимиром, кончается Алексеем Михайловичем. Предание добавляет, что монастырь разорен «в Литву» и что, при этом, один из колоколов был опущен в колодезь, а потом повешен на колокольню прежней деревянной церкви.
Прежняя здешняя церковь, деревянная, во имя св. Николая, была построена, по упразднении монастыря, в 1736 или 1737 г. В 1799 г. она показана в описи ветхою. В 1800 г., указом консистории от 28 ноября, за № 2781, на имя благочинного Доможировской церкви священника Лавра Степанова, велено было прихожанам немедленно приступить к построению новой церкви. К 1804 году храм во имя св. Николая, каменный, был построен, иконостас взят из старой церкви и храм освящен в 1805 г., 7 или 8 декабря. Антиминс его освящен еп. Венедиктом 1834 г. октября 21 дня. В храме хранятся древние набойчатые, крашенинные ризы. Копии с указов существуют с 1725г., план и межевые книги — за 1783 год: метрические с 1801 г.
Причт с 1876 г. состоит из священника и псаломщика. Просвирня упразднена по штату 1843 года. Из прежних священников известны: Симеон Алексеев, служивший в конце прошлого столетия; Тарасий Иванов, упоминаемый в 1806 году; он в 1822 году, за старостью лет, уволен; место его заступил, из дьячков здешней церкви, Иван Тарасов, сосланный, в 1826 году, в Сибирь, за участие в бунте крестьян против помещика; Иоанн Кудрявцев, в 1836 году перемещенный в Петербург в домовую церковь князь Васильчикова; Василий Кемецкий лишенный в 1852 году места; Александр Тихомиров, умерший в 1857 году. После него поступил Александр Редкинский. С 1874 г. служит Алексей Молчанов.
В 1764 году положено причту жалованья 100 р. асс. в год, а в 1765 году определена и плата за требы, именно: за молитву родильнице 2 коп., за крещение 3 коп., за свадьбу и за погребение взрослого 10 коп., за погребение младенца 3 коп. асс. Когда же, с 1799 года, никто не желал поступать сюда в священники, то, в 1804 г. прихожане обязались ежегодно платить причту по 50-ти осьмаков (осьмак 2 четверика) ржи и ячменя. Это обязательство имело официальный характер и потому, когда, в 1844 году, помещик сельца Гавриловского, Карл Мейер, запретил своим крестьянам давать ругу, то духовное начальство заставило его выдать ругу из своих магазинов. О бедности здешнего места можно судить по заявлениям прежних священников. Когда в 1822 году священник Тарасий Иванов должен был явиться к архиерею, то его беспокоило, что он не мог явиться в приличной рясе. Подрясник у него был набойчатый, полосатый, новый, но китайчатая ряса, сшитая еще в 1805 году, была уже в совершенной ветхости, хотя надевалась только в праздники и висела постоянно в церкви. Священники сами напрашивались на обеды к прихожанам; а если прихожанин не звал на обед, то священник, желая наказать прихожанина, в простоте сердца, сокращал чин Богослужения. Чтобы улучшить свой быт, члены причта работали на крестьян.
С 1843 года причт был отнесен к 5-му разряду и получал 310 р. в год. Ныне священник получает 240 руб., псаломщик — 80 р. На отопление от церкви дается 50 р. Из доходов за требы осталась постоянная плата по 30 коп. сер. в год с каждого дома, за молебны в Пасху и в деревенский праздник. Этого дохода собирается до 33-х рублей на весь причт; за поминанья получается до 20 р. в год.
Церковной земли два участка. В обоих земли 48 десятин, 1,139 кв. саж. Кроме того церковь имеет в билетах 1250 рублей.
Священник помещается в деревянном церковном доме, дьячок — в собственном, ветхом, купленном у предшественника за 30 р. с.; пономарь занимаете избу.
Соседние приходы: Черновский, Ольгинский, Веинский и Павловский. Приход состоит из 10 деревень и сельца Гавриловского. Из них на реке Плюсе находится: Сельцо Гавриловское [*) Сельцо Гавриловское помещика кн. Александра Михайловича Дундукова-Корсакова.] (в полуторых верстах от Погоста), Гостицы (в 7 верстах), Малые Поля (в 1 1/2 вер.), Лучки (в 4-х вер.), Подкино (в 2 вер.), Свиридово и Карповщина — при церкви, Вязово (в 4-х вер.), Уткино и Тухтово — на речке Руе (в 8 верстах), Большие Поля на почтовой Гдовской дороге. Всех прихожан м. п. 504, ж. 521.
Кроме Плюсы в приходе есть речки: Руя, Кошелка и Сиженка. Прихожане, кроме извоза и заготовки дров по реке Плюсе, занимаются выработкою извести из плиты. Грамотных не больше 10 человек, да и те едва умеют подписать свое имя. Школа открыта в 1860 году, в доме священника. Ныне собирают средства на постройку для школы особого дома. В церкви зимой бывает до 200 человек, летом около 100. Кроме общих праздников, празднуют: Успению в Вязовом, в память неурожая в 1800 г., с крестным ходом; Покрову — в Малых и Больших Полях, Подкине, Гостицах, Уткине и Тухтове; Архистратигу Михаилу — в Лучках, Николаю — в Свиридове и Карповщине.
При свадьбах особенность та, что иные невесты надевают к венцу самое худшее платье.
Между Большими и Малыми Полями, есть часовня во имя Покрова, устроенная по преданию, какими-то отшельниками. Часовни в Вязовом, Гостицах и в сельце Гавриловском, также во имя Покрова, построены около 1800 года.
Около Малых Полей есть курганы, будто бы места погребения литовцев.
Попечительство учреждено в 1882 году. В год собирается от 30 до 40 р. Ныне заботы попечительства направлены на постройку училищного дома.

Никольская церковь в Польском погосте // Историко-статистические сведения
о С.-Петербургской епархии. СПБ. 1885. С. 211 – 221.


Рецензии