Скальный натюрморт

Мы не расписывали холст,
Не знаю – тонок он,  иль толст,
Но -  слава Живописи!  -
В ней
Спасались мы от  темных дней!
Бывало, вспыхнет, заблестит …


Пусть живопись нас приютит!

Новелла Матвеева

   Трудно порой найти лесной натюрморт, уникальное произведение природы, впрочем, и не всякий художник такой натюрморт создаст, попав в тихий, тенистый уголок леса, даже если он встретит редкие цветы, такие как орхидеи и даже если среди орхидей эти цветы будут редчайшими. Еще труднее найти натюрморт не с традиционной тихой жизнью, а уголок где буйствуют краски и свет. Обычно такие уголки бывают в горах, но мы отправимся не в горы Алтая или Саян, а на горы доступные любому жителю равнинного  Новосибирска. Любуйтесь скальными натюрмортами.

Река Бердь действительно течет с гор.  Воды ее питаются снегом  и льдом, но попав на равнину, она словно увлекает за собой одинокие скалы и разбрасывает их и по своему течению и по течению многочисленных притоков. Одна такая скала за свою крутизну получила грозное имя  «Зверобой», а вместе с более низкими подругами вошла в памятник природы, которые так и называют  «Бердские скалы». Здесь туристам показывают самый красивый пейзаж Новосибирской области. Нет, не широкие горизонты, пейзаж вполне камерный: скалы, лес и вода в замкнутом пространстве речной долины.  Но любуются  пейзажем туристы с самой высокой точки и не подозревают, что под их ногами течет каменная река, курум. Такие курумы из черных диабазов  и на Алтае не часто встретишь. Нужно спуститься по крутой тропинке к реке, а потом подниматься по куруму к вершине, поглядывая на скалы вокруг. И вам наверняка повезет,  и вы встретите скальный натюрморт.

Вряд ли по куруму поднимется художник с этюдником. Проще с альбомом, а лучше с фотоаппаратом. В любое время года на скалах вы встретите буйство красок и света под открытым небом. Таково и желание художника, пришедшего на пленэр. Натюрморты на Бердских скалах особенные, они на уровне ваших глаз. Вливаются в глаза азы живописи. Теплые краски теряются где-то вдали, а холодные прямо перед вами. На заднем плане не какая-нибудь драпировка. Посмотрите на первое фото, вы видите мутную весеннюю реку и берега, покрытые голым лесом. Лучший пейзаж области. А что перед вашими глазами? Растения, способные выжить на отвесных склонах под палящими лучами солнца летом и под ледяным ветром зимой. Это кочанчики горноколосника, твердые, упругие листья дикого лука, гониалимон, говорящий всем своим названием, что он красивый. Импрессионисты упиваются красками  на чистом воздухе и впитывают впечатления, И не важно, каков объект вашего любования. Михаил Ларионов сто лет назад лихорадочно, один за другим,  писал этюды старого сарая от восхода до заката. Свет и краски на скалах меняются с каждым часом и во все времена года, но особенно они яркие ранней весной, когда горожанин выбирается на природу их тесных серых квартир. Бердские скалы становятся золотыми от гирлянд ленского бурачка. Желтый цвет бурачка не менее насыщенный,  чем цвет подсолнухов на картинах Ван Гога. Для обывателя бурачок вроде  душистого алиссума, только не белый, а золотой.  Как хочется весной туристу рвать его горстями и в букеты. Раньше туристы так и делали, Но сегодня в памятнике природы оборудована экологическая тропа и отношение к цветущим травам уже иное.
Бердские скалы высокие, но весной натюрморты природы можно найти почти на любом притоке Берди. Там где скалы, кажется,  поднимаются из глубин земли,  они часто получают свои имена. Такова «Змеиная Гора» на Шипунихе. Вы видите ее на втором фото коллажа.  Эту гору с противоположного берега замечаешь  издалека,  и можно любоваться ее красками круглый год. Но весной она просто необыкновенная, золотая. Скалы здесь поднимаются прямо из воды, от грохочущего порога,  и сплошь покрыты теми же растениями: горноколосниками, луками и гониалимоном, но на голых скалах можно встретить и  редкую для области эфедру, Кузьмичеву траву.  И  кажется порой, что здесь побывал Андрей Белый и написал свой поэтический сборник «Золото в лазури». Исчезнет небо,  исчезнет колорит, останутся цветы и … ботаническая иллюстрация. Поэтический пленэр Белый создавал не за столом, а в имении матери,  скитаясь по полям в седле.  Весной на Змеиной Горе буйство желтого цвета, его создают наш очиток и бесстебельная лапчатка. Но смотрим мы на этот натюрморт от самой воды,  и фоном служит не долина Берди, а лазурное небо. Кто скажет, какой натюрморт лучше?

Когда-то на заре станковой живописи голландцы создали жанр лесного натюрморта. Наш Игорь Грабарь перенес свои модели на интерьеры старинной усадьбы. Вы можете с фотоаппаратом в руках искать скальные натюрморты, становясь художником импрессионистом и украшая свои квартиры прекрасными фотографиями. Удачи, читатель.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.