Учитель охоты

Среда, 27 июля 2022.
 
               Памяти Александра Чащина.
               Соседа и хорошего человека.
    Было мне лет восемь-десять. Сидел на лавке и думал -куда пойти. Утро, часиков семь. Саня где -то учился и приезжал домой только иногда на выходные.  Саня был не женат. Жил у родителей, на хуторке. Так называли два ряда домов на берегу реки.
   Шел он  с другом, кто не помню, при полной охотничьей экипировке. И говорит мне: «Что сидишь ,пошли с нами. Меньше здесь нахулиганишь.» Я и пошёл. Дело было после дождичка. Все в сапогах.
   Пошли по диагонали в сторону лесополосы. На середине поля пошли прямо на север. К концу поля выскочил заяц. Они вскинули ружья. Бах-бах. Заяц кувыркнулся и дальше бежать. Может и попали, но далеко было. Потом повернули направо в сторону лесополосы, которая справа от сада. Грязь была да и шли мы медленно. Зашли в лесополосу, они распаковали свои  рюкзаки. Такого вкусного обеда я ни ел никогда! На природе! С двумя мужиками! Это не забудется!  Саня спросил - могу ли я стрелять -нет. Поставили опустошённые бутылки и он начал меня учить. С четвертого-пятого раза стал я попадать. Потом они стали на спор стрелять и закусывать. Часа два обедали. Потом уже по дороге пошли домой мимо Ставка. Вот так я научился стрелять.
    Вообще, Саня, как -то особенно ко мне относился. Приезжая в село, если встречались, он всегда со мной шутил. Даже за мои "похождения" с юмором корил. Я не обижался, даже интересно было ,но выводы не делал.
 
    Другие мужики орали, гоняли, Отцу рассказывали, а дома или физическое или моральное замечание. 
    Нет, папа, не жёсткий был. В основном морально- или запрет на выход со двора. А ремень или кнут - раз в  полгода - год доставалось. Вот пример.  Витя, мой брат, из сирени изменённым  голосом кричал: « Баба Лена, баба Лена!» директору школы. Она узнала и обиделась. Какая я баба - у меня внуков нет!  "Доброжелатели" отцу доложили, а имя не сказали. Отец меня ремнём, я Витьку не "сдал". За шкирку меня и к директрисе. Извиняйся. Директорша :»Ты кого привёл? Это Витька был! Я же не глупая,  могу отличить! Я их восемь лет учу>> Мне четырнадцать было.
   Саня Чащин тогда папе, вроде и с юмором, но укорил - сначала разберись - потом... рукой махнул и ушёл. хотя он и был в два раза моложе отца.
   Документы в Шмоньку подал ещё на службе, ротный посоветовал. Когда меня перевели, за "хорошую," (об этом ещё напишу) службу из автобата, г. Свободный на " дно" - пехотный полк, в г. Шимановск - ремонтную роту. При первом знакомстве он как- то ненавязчиво, не как мой командир, а как друг, с которым на одной волне. И меня это расслабило, как прорвало! Всю биографию, без утайки. Ротный, капитан Матрёшкин, здоровый, глыба: метр девяносто рост, широк в плечах - богатырь! После моей " исповеди" минут пять молчал, переваривал видать. Встал ,достал из сейфа спирт, бутерброды, налил мне четверть стакана - себе половину, молча выпили, он даже не закусил. Опять тишина. Встал ,прошёлся по каптёрке и выдал :"Да ты же убийца, бандит будущий! Тебе надо от себя бежать! Я убежал и тебе помогу." Вот, перед дембелем, сделал мене документы в Шмоньку.
   Он до этого служил в Таллине. За какой косяк его в дыру загнали, и из майора в капитаны разжаловали, я не спрашивал, всё -таки командир.
   Дембельнувшись и прибыв домой на постоянную дислокацию , за застольем ,уже отца ошарашил - протянув бумагу- вызов в мореходку. И на все про все восемь дней! Рассказал отцу про ротного, не упоминая свои косяки, и взвесив все за и против, папа дал добро. Потом сказал : "К соседу какие -то солидные люди приезжали на Волге. Саня  сказал кгбешники- про тебя расспрашивали. Ты  что ещё натворил?» Успокоил, говорю это для визы - выезда за границу. В Сане я не сомневался. Следующий вечер позвал друзей, хотя со всеми ещё днём, объездил по рабочим местам,  выпили, Но это папин был банкет. Пошёл Саню пригласил, Но о делах не говорили.
   В конце 90-х.,уже в моря не ходил, здесь рассекретили архивы, ходил почитал. Характеристики ротного и Сани были не то что за границу - в космос можно! Еще с автобата, ротного, тоже положительная. Так я получил добро в моря и за бугор.
  Каждый раз, приезжая в отпуск в Ириновку -с Саней встретиться, выпить и поговорить - это для меня была обязаловка! Вот такая дружба - взрослого мужика и пацана, позже подростка и мужика.Почему не сказал, что он с кгб говорил? Думаю не желал чтобы я был обязан ему был, а это уже не дружба!
            Спасибо за помощь:
     Сослужиацу и писателю:-Григорию Спичак.
                Г.Сыктывкар.
         Педагогу:-Любови Скрибченко.
                Ст. Кущёвская.


Рецензии