Вводное занятие 6 кл. Тени и свет средневековья

  Мы приступаем к циклу занятий по средневековой истории стран Европы и Востока; как о  части этой истории, поговорим и об истории России и ближнего зарубежья.
  Конечно, понятие "средние века" появилось тогда, когда в Европе началось новое время. По крайней мере, в  XVI веке культура Возрождения связывала себя с восстановлением многих хорошо забытых традиций античной культуры,  а вот всё, что между древностью с процветающими Грецией и Римом и современностью, стали называть средневековьем или средней историей.
  Именно от тех времён идёт традиция связывать средневековье с эпитетами "тёмное","мрачное". Во все времена то, что было недавно, ругали и отрицали, а то, что было давно, идеализировали, как некий "золотой век". Просто для начала нового времени золотым веком были уже не отошедшие слишком далеко  первобытные равенство и гармония с природой, а античность с прославлением человека и его возможностей, образцами культуры.
  Но если внимательно посмотреть, наибольший разгул той же инквизиции падает на XVI - начало XVII в.в., то есть уже на новые времена. А жестокости эллинистических и римских правителей ничем не уступают средневековым... Да и не так они тогда осознавались, потому что лишь мировые религии, в том числе христианство, утвердили чётко понятия добра и зла, морали и безнравственности.

  Но проходило время. К XIX веку многие уже осознавали критически новые проблемы - культ денег, колониализм, всё более разрушительные войны. Ничего этого не было ещё в средневековье. А становление европейских наций заставило изучать истоки народного творчества, традиций, самосознания, и их тоже находили в средневековье. В эпоху романтизма появился другой, "светлый"   стереотип средних веков - время рыцарской морали, верности семье и службе, народных героев, легендарных правителей и духовного совершенствования. Именно эти образы несут баллады Шиллера, Жуковского, романы Вальтера Скотта, поэмы Мицкевича. В том числе и в России такое представление сложилось о временах Руси.

  Наконец,  средние века стали глубоко изучать историки, и поняли, что всё было непросто - были в то время и тени, и свет. Появился критический метод оценки прошлого - доверие к доказанным фактам и скептическое отношение к баснословным легендам и домыслам. Над любителями поидеализировать средневековье стали подтрунивать. Но в конечном счёте стало понятно, что истина где-то посредине.

  Медиевисты - историки, изучающие средние века, впрочем, определяли их временной отрезок по-разному. Учеников можно ознакомить с двумя основными вариантами периодизации. Все сходятся, что раннее средневековье - это период V-XI веков, от Великого переселения народов до начала феодальной раздробленности в Старом Свете. А вот затем точка зрения разнится. Большинство современных историков всё же считают, что далее идёт период развитого, или зрелого средневековья,  охватывающий XI-XIII века, время разгара раздробленности, на который наложились крестовые походы и монгольское нашествие... И - позднее средневековье ("осень Средневековья", так поэтично названная Бартом) - XIV-XV  века, когда в Европе начинается объединение стран, появляются первые ростки прединдустрального хозяйства и культуры Возрождения.
  Однако есть и точка зрения,  по которой зрелое средневековье определяют с XI по XV век, а позднее средневековье - это XVI-первая половина XVII в.в., время, чаще всего считаемое уже началом новой истории. Сторонники такой периодизации говорят,  что ещё и в этот период сохраняется многое, характерное для средневекового общества. Будем разбираться, но примем за основу первый вариант.
  Наши культурные истоки немыслимы без античных образцов.  Но всё же мы скорее родом из средневековья - оттуда дошли уже многие живые традиции,
  Действительно, именно в средние века сложилась значительная часть народов и языки, образовались государства,  существующие и сейчас - Франция, Испания, Германия.  Польша, Швеция, Дания,  Россия и другие. Из тех времён дошли до нас многие и сейчас читаемые сказки и легенды. Окончательно сложились мировые религии - буддизм, христианство, ислам, возникли монастыри, семинарии, медресе и дацаны, центры паломничества и духовные ордены. Распространились привычные нам книги, университеты, ноты, очки, ложки, вилки, балы, гербы и флаги, турниры и конкурсы. Возникли мэрии, министерства, парламенты. Оформились, как науки, химия, минералогия, искусствоведение, утвердились системы права. Мы знаем баллады, романы, фарсы, мистерии, путевые записки - эти литературные жанры оформились тоже в средневековье.
  В целом, особенно в развитое средневековье, усилились связи между различными культурными мирами и регионами - шелка с Дальнего Востока дошли до Европы, далеко на север из субтропиков шагнули сады и огороды, письменные тексты, научные и литературные, были переведены на многие языки - с греческого и латинского на арабский, с санскрита на персидский, с греческого на старославянский. Собственно сложились сами культурные миры - западно- и восточнохристианский, мусульманский, с центрами в Индии и Китае, а также Великая Степь.
  Для того, чтобы погрузиться в обстановку древнего мира, нужны определённые усилия - воображаемая реконструкция Вавилона и афинского Акрополя, погружение в зоны раскопок, знание "мёртвых"  языков, на которых написаны тексты на оборванных папирусах или облупившихся табличках... В атмосферу средневековья погрузиться уже легче, оно было не в такие далёкие времена,  и от него сохранилось больше следов. Достаточно увидеть Айю-Софию или Софийский собор в Киеве или Новгороде, Ангкор-Ват в Камбодже и Боробудур на Яве, Нотр-Дам в Париже или Золотой павильон в Киото, стены Каркассона, замки Карлштейн в Чехии или Тракайский в Литве, монастырь Монтекассино или Оранжевую мечеть в Кайруане... Достаточно посмотреть на календарь герцога Беррийского или рублёвскую "Троицу".

Домашнее задание: Вспомните ещё различные известные вам памятники средневековой культуры разных стран, в том числе отечественные, приготовьтесь их перечислить. Вспомните и сказки, легенды, предания, связанные со средними веками.


Рецензии