Очарование божественно благопристойной!

    От дивной картины в Эрмитаже*
Я вновь не отрываю взгляда.
На ней - очарование божественно-благопристойной!
Мне кажется, что она мне каждый раз - рада!

_____
* «Мадонна Литта» — картина из собрания Эрмитажа в Санкт-Петербурге - произведение итальянского художника и учёного Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, приблизительно датируемая периодом 1481-1495 годов. Название картины происходит от имени её последних владельцев — представителей миланского семейства графов Литта, у которых она была приобретена в российскую императорскую коллекцию в 1865 году.   Композиционный тип Мадонны, кормящей грудью Младенца Христа, восходит к византийскому иконографическому типу Богоматери Галактотрофусы (Млекопитательницы),  и относится к его итальянскому варианту  -Мадонне Умиления.
Мадонна, написанная темперой на деревянной доске, из-за плохого состояния была переведена реставратором А. С. Сидоровым с дерева на холст — обычная практика во многих музеях XIX века — и в том же 1865 году заняла почётное место в экспозиции только что выстроенного здания Нового Эрмитажа, где и находится по настоящее время. Однако сразу же появились сомнения в принадлежности картины кисти Леонардо да Винчи. «Резкий свет, - писал Бенуа, - доходящий местами до грубости, подбор красок (лишь частью пострадавших от времени и реставрации); промахи и недовершения в лепке (например, руки Мадонны или складки её тюника у разреза на груди) - всё это говорит за то, что перед нами работа ученика — превосходного, впрочем, художника и человека, вполне усвоившего задачи учителя… Вопрос остаётся открытым, и потому благоразумнее называть Мадонну Литту просто „работой ученика Леонардо“». Исследование картины в рентгеновских лучах показали, что грубые прописи добавлены позднее неумелой рукой «реставратора». Обилие чёрной растушёвки — результат позднейших «поновлений». В некоторых местах, например, на синем плаще Мадонны, краска просто стёрта. Щеглёнок в левой руке Младенца также написан позднее согласно другой иконографии: «Мадонны со щеглёнком». Возможно, что «Мадонна Литта» создавалась по рисунку Леонардо да Винчи либо начата им самим в конце первого, флорентийского, периода творчества, до отъезда в Милан в 1482 году, но оставалась незаконченной, как и многие другие картины этого художника. Возможно также, что Леонардо взял незаконченную картину с собой в Милан и позднее она была дописана одним из его учеников, вероятнее всего Больтраффио.


Рецензии