О связи чеч. жир, сало с монг. мясо

О связи чеч. "жир,сало" с монг. "мясо"


Чеч. мохъ, инг. хъонал, мохъ "жир,сало". В цова-тушинском (бацбийцы,кистинцы) этого слова нет, что вызывает интерес, так как этот христианский чеченский анклав в Грузии для кочевых племён, в отличии от Чечни и Дагестана был малодоступен. Православие кистинцев- это также не совсем та идеология, которая должна была иметь место в горном Дагестане и Чечне.

Ав.диал. "мохмох" "жир, сало".В реальности понятен всем носителям ав. языка как "курдюк". В андийском эта лексема очень слабо представлена, но в цезских языках: бежт. маьгьаьа, тляд-кар. махIа,гунз. маъа и др.

Сюда же можно добавить ав. махь "сычуг" и мегьед "грудинка,грудная часть"

Лакские, южно-даг. (лезг.) и кумык. формы типа "май" мы не приводим к сравнению, так как к нашей теме они вряд-ли относятся. У них другой источник происхождения.

Ср. халха-монг. МАХ(АН) "мясо, мясной;кровный",МАХАРХУУ "мясистый",МАХБОД "элемент; тело,организм",МАХЛАГ "мясистый, толстый, тучный", МАХЛАХ "толстеть,тучнеть,полнеть".

Наибольшую близость обнаруживает бежтинская форма маьгьаь. Халха-монг. "х" в других монг. языках регулярно отражается как "h" (гь).

Как мы в очередной раз убеждаемся именно монгольские лексемы уверенно лидируют по количеству совпадений. И это при том, что никто и никогда до нас не сопоставлял нахско-дагестанскую лексику с монгольской. Монголы-кочевники, но тем не менее с культом гор, их язык,при любых сколько-нибудь значимых контактах с монгольскими (парамонгольскими) племенами, обязательно должен был оставить следы прежде всего в теме "мясоедства", что мы и видим. Монгольское "мясо, мясистость" имеет убедительные соответствия в некоторых нахско-даг. языках в виде "жир, сало". При этом, такого слова нет в чеченском христианском анклаве Грузии.Также отсутствует это монгольско-кавказское соответствие у осетин и татов (горских евреев).

Не исключено,что границы распространения термина маh/мохъ: Ингушетия,Чечня, часть горного Дагестана- это и есть сохранившиеся контуры какого-то прежнего объединения, с одной стороны контролировавшего проходы в Закавказье, а с другой имевшей силовую подпитку со стороны вооружённых формирований племён обитавших на равнине. 


Рецензии