Хакасия- Мекка сибирской археологии

Друзья!

На этот раз спешу познакомить вас  с  этим  весьма необычным и древним уголком России.
Из Сети.
"...Когда в Египте строили пирамиды, в долинах среднего Енисея ваяли каменных идолов, многие из которых дожили до наших дней. В путешествии вы рассмотрите памятники одной из самых ярких культур эпохи ранней бронзы в Северной Евразии. А любопытные легенды и противоречивые версии на фоне бесподобных пейзажей заразят азартом исследователя, прибывшего в Мекку сибирской археологии.

Мы поговорим о древней цивилизации, существовавшей в третьем тысячелетии до нашей эры на территории современной Хакасии. Вы узнаете о южно-сибирской археологической культуре и ее представителях, знавших металлургию и искусно обрабатывавших камень. Услышите о мистических изваяниях и версиях их истинного назначения — споры об этом не утихают до сих пор. А главное, осознаете историческую ценность культуры, которая не вышла за пределы Саянских гор, полностью сохранив аутентичность для будущих исследователей.
Сегодня большинство камней собрано в республиканском музее Хакасии, где вы и осмотрите несколько артефактов. Но древние лабиринты увезти невозможно — они сохранились в оригинальном виде в самом центре ареала Окуневской культуры, в горах Сахсары".https://zen.yandex.ru/id/
И ещё!
"Территория Хакасии в ходе завоеваний Великого Монгольского Улуса во главе с Чингисханом и его потомками была захвачена, но постепенно власть монголов ослабевала и полностью подчинение Хакасии империи Юань закончилось в 1399 году с образованием государства Хонгорай.
Чтобы увидеть и прикоснуться к остаткам древнего мира я советую посетить Аскизский район Хакасии, в 5-и километрах от деревни Казановка, в предгорьях Кузнецкого Алатау. Там степь и горы незабываемые пейзажи.
Там сохранились почти нетронутые древние, каменные стелы, петроглифы, и древние поселения. Там живут настоящие Хакасы и некоторые из них даже плохо знают русский язык. Это как путешествие во времени.
А самая главная достопримечательность скала Иней Тас и белый камень Ах Тас двухметровая стела из гранита, которая по преданиям лечит самые разные заболевания. Огромное количество знающих людей попытаются разгадать тайны этого камня, но энергия из него идет, я на себе проверяла.
В советские годы многие менгиры был выкопаны и перевезены в краеведческий музей Абакана, где сейчас и находятся, поскольку вернуть их в априорные места нереально – данные о прежнем расположении утеряны".https://zen.yandex.ru/id
...Други!
Учёные утверждают, что территория Республики Хакасия- древнейший культурный центр человечества.Практически вся археологическая систематизация основана на открытиях, так или иначе связанных с южной Сибирью, Хакасией. Раннее поселение человека разумного в Хакасии- это палеолитическая стоянка «Малая Сыя» (30-35 тыс. лет назад), Там найдены украшения, обработанные резцами, находится она в Ширинском районе у села Малая Сыя, на берегу реки Белый Июс.
И ведь не зря сюда устремляются туристы и паломники из многих уголков мира! Древние идолы явно помогают страждущим!

Вл.Назаров
******************
1.Музей Улус-Хуртуях-Тас

Музей Улус-Хуртуях-Тас, расположенный в Хакассии, известен, прежде всего, тем, что в нем находится знаменитый культовый идол. Возраст каменного изваяния под названием Улус-Хуртуях-Тас составляет четыре с половиной тысячи лет. Находится хакасский идол в центре Аскизского могильника, длина которого составляет 35 километров. Кстати, он считается самым длинным в Евразии.
Улус-Хуртуях-Тас представляет собой трехметровую каменную стелла. Она вкопана в землю в месте расположения геологического разлома. Здесь отмечается мощное излучение энергии особого рода.
Местное население очень почитают менгир. Его название означает “большая каменная старуха”. Стелла действительно напоминает изваяние старой женщины, у нее грубо выбитое лицо, большой живот и груди.
Именно у этого идола бездетные женщины просят помощи в таком деликатном деле, как появление детей. С незапамятных времен местное население с поклонами обращались к каменной бабе, моля об исцелении от бесплодия. По существующему преданию, это изваяние имеет особую исцеляющую силу, которая помогает бесплодным женщинам. Как рассказывают очевидцы, порой обращения к менгиру приносили даже больше пользы, чем медицинское лечение у соответствующих специалистов.
Улус-Хуртуях-Тас олицетворяет собой древний культ Матери, а также считалась у обитателей хакаской степи источником, а также творцом всего живого. Согласно древнему преданию, страждущим исцеления нужно усердно намазывать лик каменной старухи молоком или сметаной. Именно так можно задобрить старуху и отблагодарить ее. Из-за этого менгир почернел, а все попытки отмыть ее лик не увенчались успехом.
Считается, что каменная баба ничего не слышит и не видит, что происходит около нее. Однако после того, как женщина совершит три круга вокруг Улус-Хуртуях-Тас, изваяние неожиданно «оживает». Пока что современная наука не нашла объяснения феномену менгира.
Специалисты, исследовавшие изваяние, отнесли создание Хуртуях к периоду возникновения шаманской космологии, в основе которой лежит идея конечного единства всего сущего, причем, в некой общей силе.
Над стеллой была возведена стеклянная юрта в целях защиты Улус-Хуртуях-Тас. А затем возник историко-культурный музей с одноименным названием. Позже вокруг каменного изваяния разбили зеленый газон, а пол в юрте выложили красивой керамической плиткой. Для поддержания нужной постоянной температуры вдоль стен установили радиаторы электрического отопления.
Всемирная организация ЮНЕСКО причислила хакасский менгир Улус-Хуртуях-Тас к культурному наследию планеты, оценив «каменную бабу» ни много, ни мало в полтора миллиона долларов.
https://posibiri.ru/
**************
2.В Хакасию к божеству просить о детях едут со всего мира

В  Хакасии уже несколько тысяч лет стоит каменное изваяние Хуртуях Тас. К нему приезжают с просьбами со всего мира.
Хуртуях Тас в переводе с хакасского означает "большая каменная баба". Но местные жители называют её уважительно "большой матерью", "матерью матерей" или "степной богиней".
Учёные определили, что изваяние является памятником окуневской культуры конца III – начала II тысячелетия до н.э. Несколько лет назад саму Хуртуях Тас заботливо "накрыли" большой юртой, а территорию вокруг огородили – сейчас это место считается музеем-заповедником. Сюда, как и в давние века, едут люди, чтобы поклониться древнему камню, провести обряд и попросить бабу об исполнении желаний. Обязательно приходят хакасские молодожёны.
3 метра – высота Хуртуях Тас. Изваяние находится на разломе земной коры, многие чувствуют здесь особую энергетику
Большая мама разозлилась
До 1954 года Хуртуях Тас стояла в Сагайской степи в ста километрах от Абакана – под дождём и снегом. Опасаясь, что памятник древней культуры может разрушиться (всё-таки женщина в возрасте – ей около 5 тыс. лет), местные власти решили перевезти идола в Хакасский краеведческий музей. Но паломничество к божеству не прекращалось.
– Позже мы узнали, что у тех, кто выкапывал каменное изваяние из земли, умерли дети, – рассказывает Metro директор музея-заповедника Оксана Горбатова. – А у одного из копателей, который в те годы был совсем юным, не сложилась семейная жизнь. Он так и не встретил свою половину, и детей у него нет. Хуртуях простояла в музее почти 50 лет. Ей приносили угощения, обмазывали божеству лицо сметаной и жиром. Пятна остались до сих пор, смыть их невозможно. Там, в музее, Хуртуях стремительно теряла своё живительное тепло. В 2003 году было принято решение вернуть её на исконное место.
Когда каменное божество Хуртуях Тас снова появилось в Сагайской степи, вокруг забили ключи.
– Звенели они и 50 лет назад, когда изваяние увозили в Абакан, в краеведческий музей. А потом как-то быстро усохли, – говорит Оксана Горбатова.
Подношения
С просьбами к богине приезжают из разных уголков России и из других стран.
– Обращаются и православные, и мусульмане, и буддисты, – продолжает Оксана Горбатова. – Женщины, хватаясь за соломинку, едут к ней в надежде родить долгожданного ребёнка. И чудо происходит: после визита к божеству некоторые бесплодные паломницы родили первенцев. Мы здесь чуть больше десяти лет, а у нас уже три толстые книги отзывов.
У подножия Хуртуях всегда лежат подношения: молочные продукты, детские игрушки, косметика, бусы, кольца, заколки для волос...
Надежда приехала к Каменной маме вместе с маленькой дочкой Асей.
– До этого я была здесь три года назад, – рассказывает Надежда. – Провела обряд: трижды по движению Солнца обошла богиню, положила дары. Протянула к ней руки и попросила о том, чтобы стать мамой. Почувствовала исходящее от камня тепло. Я знаю, что раньше, когда женщины просили Каменную мать о детях, они обязательно прикасались к её животу. Сейчас сотрудники заповедника прикасаться запрещают. И я не стала. Но оказалось, что это не обязательно. Сейчас моей дочери полтора года, и в этот раз к Хуртуях мы приехали вместе. Привезли в подарок игрушки. Для меня она – Каменная мама, а для Аси – бабушка.
Музей-заповедник создал страничку в социальной сети, где паломники делятся, кому из них помогла Хуртуях Тас. Судя по отзывам, дети рождаются примерно у половины.
– Наверное, Каменная мама исполняет желания тех, кто в неё верит, – говорит Оксана Горбатова. – А просьбы сомневающихся в её силах она игнорирует.
Паломники несут Хуртуях Тас молочные продукты и сладости
Столик перед каменным изваянием заставлен брикетами сливочного масла, банками со сметаной и конфетами. За божеством оставляют игрушки те, кому оно помогло.
– Когда места для них не остаётся, увозим игрушки в детские дома, – говорит сотрудник заповедника Лилия Чебодаева. – А продукты, которые оставляют просящие, через несколько дней развеиваем по степи – благодарим местных духов. Продукты не гниют, их моментально склёвывают птицы.
Энергетическая бабушка
Трёхметровая каменная стела была вкопана на территории Хакасии около 5 тыс. лет назад в месте геологического разлома. Хуртуях Тас впервые была описана Даниэлем Готлибом Мессершмидтом в 1722 году:
"Хуртуях была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетённые из волос косы".
Если присмотреться, то и сейчас можно увидеть грубо вырубленные на камне глаза, губы, выпуклый живот и грудь. Древние хакаски, обращаясь к богине, обмазывали ей рот кефиром или сметаной и дотрагивались до живота.
Для Boney М. совершили шаманский обряд
Шаманы считают место вокруг каменного божества Хуртуях Тас энергетическим. Здесь, в степи, обряды проводили с древних времен.
– Когда создавался заповедник, мы решили на территории сделать специальную ритуальную площадку, как раз рядом с юртой, – говорит директор заповедника Оксана Горбатова. – Здесь у них костровая площадка, они приезжают, шаманят, проводят обряды.
Посмотреть на Хуртуях везут известных артистов и учёных, которые приезжают в Хакасию.
– Солистка Boney M. сходила в юрту к Хуртуях, а потом для неё провели шаманский обряд. Она просила защиты от злых духов, здоровья и успехов в творчестве. Ведь к Хуртуях идут не только с просьбами о детях. Люди хотят здоровья для себя, благополучия, душевного равновесия. И неважно, знает тебя весь мир или о тебе в курсе только соседи по деревне
https://19rus.info/
***************
3.Каменные идолы древних скотоводов

При образовании нового народа, которое происходит в ходе смешения разных племен, формируется не только новый антропологический тип людей, но и совершенно новый духовный мир, который не столько механически соединяет мировоззрения разных сообществ, а качественно их преобразует. Именно так случилось в начале бронзового века при образовании народа, который мы условно называем окуневцами. Здесь воедино слились древние охотничьи культы, истоки которых восходят к охотникам на мамонта, и духовные изыскания скотоводческо-земледельческих племен, которые с переходом на новый хозяйственный уклад выстраивали новую картину мира. Возможно, именно этот симбиоз и породил своеобразное и наполненное философскими понятиями религиозное мировоззрение окуневцев. О существовании такового у них свидетельствуют уникальнейшие памятники их культуры - изваяния и стелы с разнообразными изображениями, выполненными в самобытном стиле. Вероятно, высечение на отдельном каменном монолите изображений религиозно-мировоззренческого характера является тоже своего рода симбиозом пришлых и местных традиций. Некоторые ученые считают, что традицию установления менгиров в степи в Хакасию привнесли еще в эпоху афанасьевской культуры. Традиция изображения на скальных выходах рисунков, отражающих религиозное восприятие мира, была распространена в Хакасии еще во времена неолита. Идея же совместить эти традиции могла родиться только в формирующемся из разных племен этносе, каковым и были окуневцы.
Они не только наносили изображения на камень, но и пытались им придать объем, из-за чего их и называют изваяниями, хотя, строго говоря, скульптурным изображением их не назовешь. Для своих произведений ваятели выбирали каменные удлиненные глыбы, желательно уже имевшие необходимую форму, дабы облегчить свой труд по обработке камня. В качестве материала в основном использовался широко распространенный в Хакасии песчаник, а также более твердый гранит. После обработки камня изваяние приобретало столбообразную, сигаровидную или саблевидную форму, в высоту достигающее 3-4 м. На узкой грани в центре или немного ниже центра высекались личина и отходящие от нее другие изображения в виде мифических и реалистических животных и сакральных символов. Подобные личины, а также разные животные изображались на плоских плитах и скальных выходах в горах. Уникальными произведениями являются яйцевидные и овальные валуны с изображениями личин. Их хакасы называют кёзе палазы, что означает дитя изваяния.
 
Личины изображали по-разному. Есть личины простые, имеющие глаза в виде точек, поперечную линию вместо носа и рот. Например, такая изображена на первой стеле могильника Уйбат III и на известной стеле, найденной возле села Онхаков. Также личинам придавали реалистичные очертания. Изваяние с такой личиной - это «Хыс кёзе», что означает «девушка-менгир». Имеется подобное на изваянии с кургана Чалгыс оба, Уникальна личина на саблевидном изваянии Хыс тас (девушка - камень), она расположена не в центральной части изваяния, а на самом верху.    
 Самый распространенный стиль изображений личин - это сложный нереалистический или, можно сказать, фантастический. Самая типичная для этой группы личина - на самом высоком изваянии (4,7 м), которое хакасы назвали «Киме тас», что означает «камень-лодка». Она  вытянута и разделена на три части горизонтальными полосами. В нижней части расположен рот, в средней изображен нос. В верхнем сегменте расположены глаза, при этом на лбу у личины есть третий глаз, отделенный изогнутыми линиями других. Подбородок этой личины также отделен дугообразными линиями. В стороны от лица, продолжая линии на нем, отходят небольшие изогнутые отростки. В верхней части у личины нарисованы коровьи рога и стилизованные звериные уши. К верху ото лба с третьим глазом отходит столп со схематичными изображениями небольших личин, а по сторонам от него - извилистые отростки. По бокам изваяния и на задней его стороне изображены солярные знаки в виде круга и отходящих от него четырех симметрично расположенных треугольников. В центре круга обычно нарисован еще один небольшой круг или большая точка.
 На изваяниях личина могла изображаться одна, но в основном она -центральный элемент сложной композиции. Наиболее полно такая композиция представлена на Ширинском изваянии, располагавшемся когда-то у озера Шира. Личина этого изваяния разделена по всем канонам на три части, и у нее есть рога и уши. Вместо третьего глаза изображен солярный знак. К верху, как и у многих изваяний, ото лба отходит столп, наполненный внутри личинообразными знаками, а на самом верху столпа и самого изваяния размещается небольшая реалистичная личина. Интересно, что если смотреть на изваяние в фас, под центральной личиной можно увидеть  рельефно высеченные женские груди и солярный знак на выпуклом животе. Но если посмотреть сбоку, то можно сразу заметить, что под личиной располагается изображение морды зверя с раскрытой пастью и оскаленными зубами.
 Раскопки Л.Р. Кызласова на местах, где раньше стояли некоторые изваяния, показали, что в древности на них располагались святилища. Их центральную часть занимало изваяние, ориентированное личиной на восход солнца. Обычно с юга в ямках располагались каменные выкладки-жертвенники, там археологи находили кости жертвенных животных.
Вопрос о значении изображенных на изваяниях и стелах личин животных, символов и знаков наиболее сложен. Первоначально считалось, что это лики разных божеств и духов, космических быков-предков или женщин-прародительниц. Позже Э.Б. Вадецкой была высказана мысль, что основная масса изваяний с личинами олицетворяет ушедших в иной мир шаманок в ритуальном наряде. М.Д. Хлобыстина усмотрела в окуневском искусстве запечатленные образы и сюжеты древних мифов.
На современном этапе их изучения преобладают интерпретации в контексте космогонических представлений. Например, Л.Р. Кызласов воспринимает изваяние как символ Мировой горы - модели Вселенной, которая разделена на три части. М.Л. Подольскому личина представляется как антропоморфное первосущество типа ведического Пуруши. По Н.В. Леонтьеву и  Ю.Н.  Есину, изваяние - это Мировой столп, в ряде случаев персонифицированный в образ космического змеевидного дракона. Все другие персонажи, расположенные на «теле» дракона, являются его порождением и связаны с разными частями Вселенной. Остается только изумляться той сложности мировоззрения, которой достигли древние скотоводы Хакасии, жившие на заре бронзового века.
https://hnkm.ru/khakasia/
********************
4.Хакасия в скифскую эпоху

В конце бронзового века начинает распространяться верховая езда на коне, что ознаменовало новую эпоху в истории Великой степи Евразии - эпоху всадничества и номадизма. Эпохальные события начинают в корне изменять культуры степных племен. Это также коснулось и карасуской культуры, носители которой проживали в Хакасско-Минусинском крае. На ее основе к VII в. до н.э. формируется новая тагарская культура. В сложении этой культуры также приняли участие переселенцы с берегов Оби, остатки андроновских племен. Передвижение племен, вероятнее всего, связано с изменениями климата, который значительно увлажнился.

Хакасию до этой эпохи еще не населяло такое огромное количество людей.  Эта культура оставила самое большое количество археологических памятников. Практически все курганы, хорошо видимые в степи, малые и большие, без которых сложно представить ландшафт хакасских степей, были сооружены тагарцами. Наверное, нет в Хакасии ложбины и долины, где не встретишь эти курганы. Они могут стоять по одному, особенно большие, а могут составлять целые могильные поля. Первоначально даже культуру эту С. А. Теплоухов назвал курганной. В тагарскую ее переименовал С. В. Киселев по наименованию острова и озера, где в конце ХIХ столетия были произведены раскопки, давшие показательный материал.      

Столь бурный рост населения ученые связывают с интенсивным развитием основных видов хозяйственной деятельности - скотоводства и земледелия. В эту эпоху широко распространилась верховая езда на коне и усовершенствовалась упряжь. Это дало стимул для более мобильного ведения скотоводства, позволяя одному хозяйству эксплуатировать обширные пастбища и тем самым увеличивать поголовье скота. Я. И. Сунчугашев доказал, что многие оросительные каналы, остатки которых до сих пор встречаются в степи, сооружены именно в тагарскую эпоху. Большей частью они использовались для орошения пастбищ, что, естественно, увеличивало их травостой. Также ирригационные системы применяли для орошения посевов. В это время совершенствуются орудия мотыжного земледелия, появляется бронзовый наконечник мотыги, увеличиваются в размерах бронзовые серпы, используемые для сбора урожая. Точно установлено, что в это время начинает использоваться вращающаяся зернотерка, которая значительно повышает производительность переработки зерна.

Эпоха, в которую развивается тагарская культура, обычно в науке называется ранним железным веком. Но вот парадокс, железные изделия в курганах этого времени практически не представлены, найдены в основном бронзовые предметы. Железо же у тагарцев появляется на последних этапах существования их культуры. Во многом это связано с высоким уровнем бронзолитейного дела, которое полностью удовлетворяло потребности общества, а также с доступностью медной руды. Интересно отметить, что первоначально преимущество железа над бронзой не было по достоинству оценено. Так, например, при изготовлении кинжалов тагарские кузнецы делали из твердого железа рукоять, а из более мягкой бронзы - лезвие.

Широкое распространение конной верховой езды не только благоприятно сказалось на скотоводстве, но и на развитии всей культуры. Общество стало более мобильным, значительно увеличились контакты разного характера с соседями. Весь степной пояс Евразии в это время был объединен в единое культурное пространство. Некоторые вещи, найденные в тагарских курганах на берегах Енисея и Абакана, аналогичны предметам из курганов знаменитых скифов Причерноморья. Порой кажется, что они сделаны одним мастером. Практически на всех степных просторах Евразии в это время можно встретить такие же, как у тагарцев, бронзовые удила, кинжалы, стрелы. И, конечно же, образцы художественного бронзового литья, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле.

Название этого стиля говорит само за себя: основными персонажами этого искусства являлись дикие и домашние животные. Одним из распространенных животных, которого изображали тагарцы, был горный козел. Изящные бронзовые фигурки этого зверя украшали специальные колоколовидные навершия, которые устанавливались на столбики по углам погребального ложа. Также их припаивали по верху ритуальной факельницы. Помимо горного козла, изображались кабан, волк, барс, головы птиц. Ими украшались ножи, кинжалы, зеркала, пряжки, чеканы (боевое оружие в виде клевца).

Появившийся еще в карасукское время коромыслообразный предмет неизвестного назначения в период расцвета тагарской культуры уменьшается, стилизуется и на концах украшается головками лошадей и лосей, превратившись из реального предмета в нашивную бляшку, имевшую сакральный смысл. Помимо таких бляшек, были широко распространены бляхи в виде изображения животного. Например, оленные бляхи, на которых передан рельеф оленя с поджатыми к брюху ногами, вытянутой шеей и нереалистично ветвистыми рогами. Иногда такие бляхи оборачивали золотой фольгой для большего блеска, так как они, вероятнее всего, символизировали солнце. Вполне закономерно, что искусство тех далеких племен было неразрывно связано с их религиозными представлениями.

Скифо-сибирский звериный стиль отобразился и в наскальном искусстве. Надо отметить, что в Хакасии рисунков на скалах и на курганных стелах, относящихся к тагарской культуре, значительно больше петроглифов других эпох. Здесь, в отличие от бронзовой пластики, изображались не только животные, но люди. Наиболее распространенный персонаж - это человек с ярко выраженными мужскими признаками. Помимо статичных фигур, часто встречаются батальные сцены и сюжеты из мирной жизни. Особо необходимо отметить знаменитую Боярскую писаницу, на которой изображено целое селение позднетагарского времени. По ней можно судить о быте той эпохи. Здесь представлены изображения срубных домов, юрт, людей, домашних и диких животных. Изображены большие бронзовые котлы с поддоном и ручками по венчику, в которых варили пищу для большой патриархальной семьи. Причем подобные котлы тагарцы изготавливали в реальной жизни. Это позволяет считать, что все, что изображено на этой писанице, отражено реально.

https://hnkm.ru/khakasia/
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
28 июля 2022 года.


Рецензии