Река Нугуш - 2

2 мая, вторник. Четвёртый день пути

Serge:

“Эх, знать бы что Бойко и Маныч будут уговаривать меня всякий раз перетаскивать их с ката на берег, то пошёл бы на сплав на своей байдарке «Таймень-3»

Ночью были сильные заморозки, до -10. Вся мокрая одежда, оставленная на улице сохнуть, замёрзла, и одеть её было невозможно. К счастью яркое солнце быстро всё растопило”.

Kat and Alex Davydov:

“Выход в 11.30. До слияния с рекой Малый Нугуш двигались очень медленно. Воды в реке Большой Нугуш было мало, а течение порой совсем отсутствовало. После впадения Малого Нугуша воды добавилось, стало чуть веселее.

В 15.30 подошли к мосту перед Галиакберово. Перед и под мостом небольшая шиверка. Из-за малой воды пройти её, не шаркнув об камень, было трудно. Капитан байдарки сказал, что за сегодняшней день собрал не менее 50 камней, но новая шкура с пластиковыми накладками выдержала и разрывов не было.

Serge:

Возле моста Макс Зайцев решил бросить вызов ледяной воде, вообразив себя моржом, прыгнул с моста в реку, но спасик был сделан из грёбанных ковриков и он стал захлёбываться с криками.

— Ребята, спасите, я тону!

Увидев, что он буквально тонет на быстром течении, мы бросились его спасать, бросая ему верёвку. Вытащив незадачливого пловца его первым делом отругали, а потом налили водки. Но если ты не умеешь к тому же плавать, какого хЕрова прыгаешь в ледяную воду, где жизнь измеряется восемью минутами!

Насчёт одежды Миша немного обобщил, я, и Роман все шмотки держали в палатке, как и сапоги, чтобы утром они были сухие.

После Галиакберово должны были начаться пороги, поэтому мы шли внимательно, стараясь разглядеть ориентиры порога и успеть причалить для разведки”.

Mike:

“Пороги, указанные в лоциях, ничуть не отличались от десятков простых камней, раскиданных по руслу реки. Поскольку воды было мало, то и течение было несильное, проходить было не опасно. При высокой воде, я думаю, мы бы эти пороги вообще не заметили. На обозначенных в лоциях порогах камни и движение воды хорошо просматривалось, рулить было несложно, даже если они стояли в шахматном порядке или "конвертом", как на фото справа. Хуже было там, где пороги не обозначены, камни были не видны, и прятались под валами в шиверах.

Вообще, река Нугуш, похоже, рекордсмен по шиверам, валы на них иногда накрывали нас с головой. В одной из таких шивер сдохла моя видеокамера. Мы старались в опасном месте пропустить какой-нибудь кат вперед, следовали за ним метрах в двадцати, и смотрели, не наскочит ли он на спрятавшийся камень. Обычно получалось успеть увернуться, дистанции 20 м. хватало, но потом катамаранщики стали специально собирать все камни и бочки подряд, и мы пошли вперед”.

Serge:

“Вода сильно спала и, несмотря на сильный снегопад воды больше не стало, и я всерьёз опасался за днище катамарана. Мы постоянно цепляли камни и насаживались на подводные валуны. Бойко и Маныч ни в какую не хотели лезть в воду стаскивать кат объясняя что у них дорогие кроссовки и их мочить не следует. Но зачем тогда они надели такую дорогую обувь?

Но они дорого нам обходятся. Я устал их постоянно перетаскивать на себе на берег, потом вообще отказался и они обиделись! Эти чечако надели вместо резиновых болотных сапог неопреновые носки для дайвинга! Интересно, чем они руководствовались, идя на этот шаг или «не знали» что на сплаве придётся входить в воду? На собрании перед походом я говорил им, чтобы они взяли с собой болотные сапоги, но люди вероятно не захотели понять их необходимость. Самое интересное было, потом когда у них стали замерзать ноги в мокрых неопреновых носках и в капроновых штанах на «босы ноги», ведь они принимали на себя все бочки и волны. Глупость не порок, а приобретение”.

Kat and Alex Davydov:

“Через 1,5 километра после деревни мы заметили впадающий слева ручей. Река поворачивала направо. Из-за поворота видимости не было, но слышался шум воды. Мы пристали к берегу и пошли на разведку. За поворотом оказалось притопленная плита, расположенная под углом к реке с небольшим косым сливом и маленькой косой бочкой по центру реки до 0,4 метра в высоту и небольшими валами вдоль левого берега. При данном уровне воды данное препятствие, не представляло ни какого интереса. Если идти ближе к правому берегу, то можно пройти по абсолютно гладкой воде. Все катамараны прошли по центру. Байдарка обошла плиту справа. Сразу за нами данное «препятствие» прошёл местный мальчишка, который сплавлялся на надувной камере от трактора «Беларусь» и греб двумя маленькими дощечками”.

Serge:

“Действительно этот Сорвиголова проплыл, собирая все буруны, отгребаясь двумя досочками. Куда и зачем он сплавлялся было непонятно, возможно ему было в лень идти в соседнюю деревню пешком, и он решил таким образом решить эту проблему. А может быть это у них такой постоянный маршрут, но это же опасно и спасжилета у него не было”.

Kat and Alex Davydov:


“Дальше, где-то через 1-1,5 км на прямом участке реки, около выступающей в воду скалы, показались небольшие буруны. Остановились для осмотра. Оказалось, ничего серьёзного. Несколько обливняков в русле, быстрое течение, пара миниатюрных бочек. При желании всё можно легко обойти вдоль ЛБ. Байдарка обошла вдоль левого берега, а катамараны, ради интереса, постарались зайти во все бочки. После этого препятствия мы ошибочно решили, что это и есть тот самый Галиакберовский порог. Скоро Нугуш вошёл в зону очередного заповедника, о чём свидетельствовала табличка на левом берегу. Места становились всё красивее и красивее. Вместо кустарников теперь по берегам росли красивые ели, стали появляться уже высокие отвесные скалы.

Ещё примерно через километр на резком правом повороте реки и скалой вдоль левого берега оказался настоящий порог. Прошли мы его сходу, хотя для байдарки его было бы лучше разведать, чтобы заранее наметить линию движения и не сесть на камни. Данный порог уже нельзя объехать по спокойной воде, как было с предыдущими «препятствиями». Но ввиду малой воды ни валов, ни бочек более чем 0,5 метра высотой в пороге не было, но были камни, которые приходилось обруливать, следуя главной струе. В большую воду сложность данного порога может резко возрасти. С помощью GPS приёмника мы определили координаты порога: N: 53гр 14` 40,6``; E: 57гр 02` 06,5``.

Вскоре после этого порога в 18.30 мы встали на ночевку, пройдя за этот день 42 км”.

3 мая, среда. Пятый день пути

Ночью опять был мороз. С утра погода отличная. За сегодняшний день запланировано пройти максимально возможное расстояние, так как мы очень отстали от намеченного графика движения и могли опоздать на автобус, который будет ждать нас в деревне Сергеевка 5 мая в 8.00.
В 11.00 встали на воду из-за сексуально озабоченных матросов - Бойко и Маныч.

Serge:

“Бойко и Маныч снова продолжали тянуть группу назад, не выходя из палатки на утренний подъём и завтрак в 09 ч, откровенно наплевав что их одних все ждут. Я уже начал натурально психовать по этому поводу. И сказал им, что если ещё раз они не вылезут из палатки на завтрак вовремя, то беру катамаран и иду дальше по реке, а они пусть или дальше «спят» или бегут по берегу. Чем они так увлечённо «занимались» до 10 часов знал, и руководитель Давыдов, но замечаний не делал ввиду рыхлости характера. Да они выходили из палатки в 10 утра, а потом собирались целый час до 11 часов? Что было вообще возмутительно! И в который раз я жалел, что не пошёл на двух местной байдарке взяв вместо неё четырёх местный катамаран и этих горе пассажиров.

Течение у реки оставалось быстрым, как и в предыдущий день. Через час мы миновали деревню Верхний Нугуш. Через 4 часа дошли до деревни Кашеля. Особую неприятность нам доставил Кашелинский плёс – 2 километра почти стоячей воды со встречным ветром. Наверно час мы потратили на его преодоление. После д. Кашеля мы стали ожидать ещё один порог. Данный порог находится в двух километрах от деревни и заметен с воды. Река в этом месте делает нерезкий поворот направо, на повороте обливные камни и валы до 0,7 метра. Для прохождения на байдарке нужна разведка т.к. обход по спокойной воде не возможен. В большую воду сложность порога может сильно возрасти. Координаты порога: N: 53гр 09` 41,8 ``; E: 56гр 46` 00,7``.

Следующее интересное место, так давно нами ожидаемое это каньон «Дубовый лист». В этом месте река прорезает хребет, петляя между красивейших скал.

Каньон «Дубовый лист» состоит из пяти лепестков, то есть пяти петель в каньоне скал. К первому лепестку мы добрались после шести вечера, и подъем на скалы пришлось отменить, так как мы не успевали дойти до намеченной стоянки. По ранее прочитанным нами отчетам мы знали, что хороших стоянок на «дубовом листе» нет, попадались лишь галечные отмели.

Каньон «Дубовый лист» мы проходили долго, более двух часов. Скалы на самом деле, были огромны и красивы. Создавалось впечатление, что мы находимся в каньоне реки Колорадо, не хватало ещё индейцев. Пройдя весь «дубовый лист» и не обнаружив ни одной хорошей стоянки, около 21.00 мы остановились на галечной косе.

В большую воду эта коса, естественно, залита и тогда со стоянками в этом месте совсем плохо. В этот день мы прошли 47 км”.

Serge:

“Я смотрел фильм о сплаве на рафтах по реке Колорадо так местные сплавщики выходили обедать на скалистый берег с газовыми горелками, столиками и… стульями. На пенках никто не сидел. Вот что значит продуманный сплав, а мы это как-то упустили”.


Рецензии