Что такое счастье?

   Когда-то давным-давно один из мудрецов, Конфуций, поведал нам:
«Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты».
Однако не внёс этим никакой ясности в понимание счастья, и мало того у него оно многолико (разнообразно) и есть простое, «большое» и «настоящее». А кто знает, и кто может определить их различия, их смысл кроме автора. И всё же попробуем своими силами и скромными знаниями увидеть значения этого высказывания.
   В начале дадим определение: с одной стороны, счастье – это состояние души, т.е. внутренний комфорт или даже восторг, не внешнее «Ура!», а когда душа покойна и мирна и на сердце радость; с другой стороны, что или какие причины вызывают в нас такое самочувствие. Это и будем считать счастьями по Конфуцию, а ещё конкретнее, если, например, работа вызывает в нас эти чувства, то, в той или иной степени, счастье – это, когда ты работаешь. (Его цитата про работу: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.», т.е. творчество – элемент счастья.)
   В первых двух «счастьях» смысл лежит как-бы на поверхности, интуитивно понятен нам и поддаётся рассуждениям.
   Первое, ты счастлив от того, что тебя понимают. Иначе настроение души здесь будет именно таким, что можно считать его простым счастьем. Примеры здесь можно взять из Книги жизни – Евангелия. Там для Учителя очень важно было, чтобы Его понимали, так как это давало Ему радость, хорошее настроение, а главное, прилив сил для дальнейшего служения. (Удивительное дело, там, где Его не понимали, не верили, там Он и делать ничего не мог.)
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.

(Ах! как Он обрадовался!)
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что' свяжешь на земле, то' будет связано на небесах, и что' разрешишь на земле, то' будет разрешено на небесах.
Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.» (Мф.16:13-20).

   Второе, тебя любят, т.е. ты испытываешь от этого также радость, но не такую, как в первом случае, а уже большую. Сразу приходит на ум материнская любовь, любовь родителей, близких, а ещё ярче (трогательнее), посторонних тебе людей. В общем тех, которые приносят тебе душевный «уют», знают и принимают тебя, какой ты есть. Родители могут и не понимать своего ребёнка, но для него важно, что они примут его всегда таким, каким он был, или есть, или будет. Принятие уже содержит элемент понимания без понимания, т.е. совершая нечто неординарное, мы становимся чудаками для понимающих доселе нас, что ведёт к дискомфорту, к разладу с ними. Тогда как для любящих нас, это не помеха, поскольку, им важны мы сами и больше ничего, иначе, это была бы не любовь, а простая привязанность, или интерес.
   О любви учеников к Учителю, например, показывает следующий эпизод, где от непонятных, даже странных слов Учителя многие покинули Его, перестали с Ним ходить.
«Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.» (Ин.6:67-69)
   Они ведь тоже не понимали Его «странных слов», которые многих от Него оттолкнули, но в отличие от других они действительно любили Его, можно сказать, привязались душою – «Господи! к кому нам идти?»  (мы не можем без Тебя, без нашей радости!). И более того, они хотят изменить Его настроение отчаяния из-за непонимания его окружающих и если не порадовать, то хотя бы подбодрить – «Ты имеешь глаголы вечной жизни:
и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.»
Однако здесь Он уже не столь благосклонен к ним, как в первом случае, видя их желание лишь утешить и успокоить Его, из чувства жалости. Поэтому так-то оно так, но …
 «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.» (Ин.6:70)

Конечно Он отходчив, и они скоро примирились.

«После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.» (Ин.7:1)
   Общее у этих двух счастий то, что чувства радости возбуждают сторонние причины и тем самым они понятны нам, простым смертным.
Иначе с «настоящим», казалось бы, здесь такой очевидности нет. Более того, когда любовь твоя не принимается, отвергается другой стороной, то выходит из этого не счастье, а несчастье, мука. И это полбеды, а если она принимается для чисто корыстных целей?
Как это всё нам знакомо! А ещё есть привораживание, когда искусственно создают это чувство. И даже есть немало случаев, когда твоя любовь принимается и тебя тоже любят, но счастья не получается. Очень убедителен на эту тему фильм И.Хейфица «Единственная». В общем, сплошной негатив, а мудрец утверждает, что «настоящее счастье – это когда ты любишь». Или в нас, или здесь что-то не так.
За ответом мы обратимся туда, где этому удивительному чувству посвящена целая религия – это христианство, где в основу всех взаимоотношений положена любовь, и другого ничего нет. Мы не будем делить любовь на плотскую и Божью, как многие из нас путаются, внося деление. Мы понимаем под ней (любовью) только чувства, внутреннее переживание, а относится ли оно к ближнему или к Богу, здесь разницы нет. Иначе, человек, обладающий этим чувством, уже христианин. И апостол Иоанн ясно и однозначно дал разъяснение:
«Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.» (1Ин.4:20-21).
   А поэтому не будем обманываться и признаем, что есть только одна любовь и другой не бывает, будь это к жене, детям, брату или иному кому, а если так и в нас это есть, то мы дерзаем любить и Бога, даже если не видим Его.
В человеке намешено много всякого: настроений, желаний, страстей, переживаний, и не только хорошего, но и худого. Одна гордость чего стоит, и за всю жизнь нам с нею не рассчитаться. Так вот, из всей этой мешанины благое нам приносит только любовь, о которой открыл нам другой апостол - Павел.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1Кр.13:4-8).

Если вот это всё, что рассказал нам Павел, есть в нас, все-все эти чувства, то действительно пребывает с нами истинное счастье. И очевидно прав Конфуций, и становится понятным утверждение, если соединить его «настоящее счастье» с павловским объяснением любви.
   Отметим ещё раз, что такое состояние в отличии от двух предыдущих не зависит от внешних условий и причин, а значит, не зависит от вашего ко мне отношения: да, я радуюсь, когда вам радостно и грущу, когда вам грустно, мне хорошо быть с вами, а если вас нет, то хорошо просто думать о вас; но с вами и без вас сорадуюсь и сопереживаю; и хочу быть лучше не телом, а душою, про тело забываю; я счастлив и мне нравится, когда я прощаю, делюсь, понимаю, долготерплю и милосердствую, снисхожу и благосклонен, всему верю, всего надеюсь, всё переношу.
  И мне нехорошо, и я самый несчастный, хожу как неприкаянный, обливая слезами душу, когда у меня этого не получилось, когда во мне нет этого - не оказалось!

P.S. Другое дело, павловская любовь – это где-то идеал, возможно труднодостижимый. А кто говорит, нужно достичь? Надо стремиться к нему, к идеалу. Планка нашего совершенства не должна соответствовать или принижаться, она всегда должна быть выше нашего уровня, чтобы было куда расти. И я желаю на этом поприще нам всем успехов, в приобретении любви, которая «никогда не перестает»!


Рецензии
Очень мудрое, очень пронзительно светлое, такое горнее и трогательное произведение у Вас, уважаемый Владимир!
Как дивно глубоко и талантливо Вам получилось создать этот прекрасный мудрый гимн высокой человечной любви и настоящему человеческому счастью!
Заношу Вас в "избранные"!
Упехов Вам в Вашем дальнейшем творчестве, оно очень ценное и нужное, такого (с такой высокой духовной планкой) здесь на прозе ру, к сожалению, крайне мало!
С большим уважением и глубокой признательностью,

Алина Черникова   28.08.2022 03:53     Заявить о нарушении
Алина, воистину, счастье – это когда тебя понимают! И я благодарен Вам за то, что Вы меня понимаете. Неважно, как пишу, важнее – о чём, а там «как пишу» должна быть только искренность и больше ничего.
И Вам успехов творческих, и счастья в читательском понимании, и радости в признании! Ваш Владимир.

Владимир Шваркунов   28.08.2022 19:19   Заявить о нарушении
Большое спасибо, уважаемый Владимир!

Алина Черникова   29.08.2022 21:16   Заявить о нарушении