Планка профессии

Многие старики как будто живут в другой жизни. Внешне некрасивые, сгорбленные, еле передвигающие ноги. Многие из них плохо видят и слышат. Молодежь держится от таких дедков подальше, чтобы случайно не толкнуть их, не обидеть словом. Чтобы потом не слышать их ворчания и нравоучений.

Это самое большое заблуждение молодости. Даже один день, проведенный с мудрым пожилым человеком, может дать тебе больше опыта и личного примера, чем десять лет
собственной жизни.

Как-то защищали с таким древним адвокатом крупного предпринимателя. Следствие шло в крупной конторе страны. Сидим в коридоре у кабинета. Нас просили подождать. Я так люблю, когда мы с ним ждем, чтобы расспросить, а как он защищал людей в то время, когда я еще на свете не родился?
 
Мне нравится его спрашивать про давно ушедшие дни и живших когда-то людей, а ему приятно, что это кому-нибудь интересно. Вот и этот раз, пользуясь ожиданием, я спросил:
 
-Чувствовали ли Вы пользу от себя, как адвоката, когда в стране не было совсем оправдательных приговоров? Смирились ли с этим?

Он ответил:

-Я не смирялся никогда. Почему же не было оправдательных? У меня был, и не один.

Он усмехнулся. И рассказал про такой случай. Он защищал человека, приговоренного в семидесятых годах  к смертной казни. Ездил в Верховный суд Казахской республики
обжаловать этот приговор. Его подзащитный обвинялся в шести статьях. Доказательства были косвенные, сомнительные. Адвокат долго выступал в суде, доказывал, просил не расстреливать его, а признать невиновным и оправдать по всем статьям. Мне стало интересно, и я в нетерпении спросил:

-И что, оправдали?

Он посмотрел на меня снисходительно, как старики смотрят на детей.

- Решение суда сначала читалось, как музыка. По первой статье-невиновен, оправдать, по второй оправдать,и третьей, четвертой и пятой - оправдать. А по шестой расстрел оставить без изменения, и в итоге - расстрелять.

-И что?
-Расстреляли. Справку прислали, что приговор привели в исполнение.

Пока он рассказывал, из кабинета вышел следак высокого звания. Поздоровался и обращается к деду:

-Ну, что, покурим?
Он:
- Да я ж не курю.

Следак:
 
-Мне поговорить с Вами надо по серьезному вопросу.

Пошли они по коридору. Возвращается дед назад, тяжело дышит. Молчит. И я молчу. Я, конечно, люблю спрашивать, но это явно был другой случай. Старик вздохнул и говорит:

-Вот проходимец! Все ты меня про то время спрашиваешь. Все было, и расстрелы были, и жестокость была. Но такого бесстыдства в таких конторах не было.

Тут я уже не выдержал:

-Какое бесстыдство?
 
Дед был уже спокоен.

-Ну, начал с того, что я человек пожилой, достойный, и он точно знает, что я его не сдам. За мной по жизни все чисто, он проверил. И сказал, что по вашему коммерсу можно дело на следствии прекратить. Цена около миллиона евро. Может, чуть меньше. Мы пробивали его доходы, вполне подъёмная для него сумма. Дело буду иметь только с Вами. Срок - неделя. Если нужно свидание с клиентом, устроим быстро и без очереди.

Следствие подходило к концу. Я хорошо помнил, как этот важный следак во всём нам препятствовал, свиданку жене не давал, даже в мелочи отказывал.

- И что Вы ему сказали? - спрашиваю.

-Да сказал, что в одном он прав, что я его не сдам. Но в такое дерьмо на старости лет наступать не буду.

Тут я задумался:
 
-А клиенту будем сообщать?

Старик нахмурился:

-Зачем? Он точно согласится. Потом замучает нас с тобой. Послушай меня, сынок, ничем хорошим это не закончится.

Вот так уходящий в могилу старик не растерял себя и не сбросил в грязь планку профессии.


Рецензии