Три версии про Зурдзука

ТРИ ВЕРСИИ про правителя Кавказа - ЗУРЗУКА


1.Ингушская версия; История кавкасионов-ингушей через нана-моат, язык - матрицу,  уникальные мифы, сказания,   через Священное Писание и Древнегреческую  мифологию..
Нана моат( инг. буквально язык матрица);
Заур-юрт  — место обитания жрецов
убивающих сармак, ящерицу)
Фяп - эпитет бога( Апплона), фяппа - Новогоднее весеннее Солнца. Фяппи - часть горных ингушей ( Дарьяльское ущелье)
Заур - латинское “ sauroctonos” жрец Бога Апполона, Ящероубивец, имя муж. Зауре( Заурово) - ингушское поселение  на месте Владикавказа.
Зору - латин. soror - жрица сестра Аполона
Заурмаго - потомок зурдзука разрешил маздакитам бежавшим из Ирана поселится на своих землях, но без устройства фундамента.
Зоур - защитник крепости
Зурзухь - расщелина, распадок.
Дзарий - рассвет Дзарахох - вершина горы первой освещаемой лучами солнца, и многочисленные фамилии и имена на звуки Дз, З; — Дзараховы, Зариевы, Зауровы, Дзейтовы, Дзахкиевы, Зара, Заур, и тд
Слово Дзурдзук  типичное сложное слово ; 1.Дзур, Заур, и  2.Дзук Зук Дакъ дукъ. выделяются -дакъ, -дзукъ, -дук, -дукI, -дукк, которые могут рассматриваться как фонетические варианты  исходной формы -дакъ//-дукъ - "хребет, Дукха -  множество(дукха ваха), командующий( лат.dux) глава.
Дакъа - доля, 10 семей, десятая доля. Дякъада - десятка Дякъ от слова дакъа  - гора с чётко обозначенной вершиной
Дякъе - греческое дэка, декада, ветвь ответвление
2.Осетинская версия;
Сталинская этимология   для древнего Заурово ( Владикавказ) города этнарха Зурдзука ( Заура)  который казалось  оставил след в мифах древних греков, Священном Писании, истории Грузии и Ингушетии . 
Дзауг Бугулов — осетинский исторический деятель XVIII века из рода Бугуловых, который известен основанием поселения (или аула) на месте, где затем возник город Владикавказ.»
Как пишет Зураб Чичинадзе, "управлял Осетией старшина Дзурдзук, сын Тирета.
В сталинской российской истории получилось что Заурово основал не Заур( Зурдзук) а  раб Дзуаг в 18 веке - создатель и организатор славянского народа. Видимо по отечественной истории, после  или до основания Владикавказа Дзауг или его отец организовывали и делали славянский, кавказский народ.
4. Чеченская версия; Зурзакой — чеченский тайп  от топонима Зазарг;ане??. Впервые о зурзакъой как об отдельном тайпе упоминает М. А. Мамакаев в своей работы «Чеченский тайп в период его разложения»[1]. Этноним увязывается с топонимом чечен. Зурзукъа (Зурзука) — это живописное урочище на юго-востоке с. Улус-Керт в районе чечен. Зазарг;ане. ????  Урочище Зурзукъа или Зазарг;ане?? типа лохотрон.

Зандакой (чеч. За;ндакъой, За;ндхой) — один из многочисленных чеченских тайпов, исторический-относящийся к территориальному обществу нохчмахкахой, часть представителей тайпа проживающих в Дагестане считаются овхой (ауховцами). Население этногенетического центра чеченского народа на юго-востоке Чечни (Ичкерия) и вдоль Терека. Духовным центром тайпа считается аул Зандак. У тайпа имеется своя гора «Зандакъойн лам».


От древнейшего термина  Дзурдзук  Зурдзук ( Заур, село Д’Заурово на месте основания Владикавказ)  родилось такое русское слово;

Дозо;р. Образовано от глагола дозьръти ; «наблюдать», образованного с помощью приставки от зьръти — «зреть, смотреть».
Происхождение слова дозор в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
Дозо;р. Искон. Производное от дозирати «наблюдать», преф. производного от зирати, многократной формы к зреть «смотреть» (см.). Исходно — «наблюдение», затем — «наблюдающие» (за врагом).



Против легендарного Зурдзука использовали ложь с использованием ингушей… «Заур-Ков — аул был основан тейпом Мальсаговых в 1730-1760-ее гг. на берегу реки Терек. На его месте в 1784 году возникла крепость Владикавказ. Собственно Заур Мальсагов и является основателем Заур-Кова (Двора-Заура)».

Заур - ков,  Заурово - термин связан с легендарным именем Дузурдзука, Дзаурдзука, от которого родилось русское слово Дозор. 
К тому, что данное название древнее любых фамилии, включая Мальсаговых.. тем более на месте селения Заур проживали Гудантовы, из рода Тарши, (древнейшего этнарха Таршиса, который является предковым для Таргамоса.), и многое ингушские фамилии образованы от Зурдзука а не наоборот.
Подобная лживая история и с Назранью( Нана - Нясар), которую также пытались  омолодить через ингушского героя  Карцхала Мальсагова, который просил разрешения у кумыкского хана Илдара, или Магомета-хаджи основать Нана- Нясар, которая значится в ингушских мифах( в ингушской религии!!!), культуре, в нартском эпосе, связана с тамадой всех кавказских нартов Нарт- Нясором, божествами Мехка-нана, Хин- нана..
Термин Нясар, Назрань от гидронима Нясар, имеет свою древнейшую историю. Назореями считались древнейшие пророки Заратустра, Муса, Иса мир им.
В своей передаче исследователь Бузуртанов Р. отмечал как сталинизм заставлял многих ингушских ученных в том числе и Мальсагова Д. не считаться с ингушской историей, которые помогали объединиться с Чечней, с одной целью передать Владикавказ соплеменникам Сталина. зарожденный на месте селения в честь легендарного Зурдзука.

Дударов А.-М.М. Проживание представителей ингушского народа во Владикавказе: документальные и устные свидетельства // «Белые пятна» российской и мировой исто- рии. 2016. No 6. С. 22-32.
Ключевые слова: Владикавказ, ингушские общества, Онгушт, Заурово, башня Гудантовых. «О том, каким образом было выбрано место для возведения крепости Владикавказской, сообщается в статье, опубликованной в 1911 году в газете «Терские ведомости». Автор ста- тьи Бывалый пишет: «10 марта 1784 года отряд в составе 3-х батальонов пехоты, 6 сотен казаков и 8 орудий переправился на правый берег Терека и стал бивуаком возле опушки рощи Заур при селении ингушей того же названия. В этот день к нему явилась депута- ция из соседних селений: Заур, Тоти и Темурки (название ингушских поселений зауровского общества – А.Д.). Начальник отряда генерал-аншеф Толмачев 2-й был приглашен вечером в гости в старинный галуан (от инг. гIала – башня – А.Д.). рода Гудантовых (ответвление от большого и сильного ингушского рода ТIоаршхой – А.Д.). Здесь с высоты галуана он со штабом обозрел окрестность и выбрал место будущего укрепления. На другой день, в день памяти святого Симеона, было заложено укрепление и названо Владикавказ, состоялся па- рад войск и произведен по тогдашнему уставу при заложении фортеции салют в 21 выстрел. Невиданные торжества привлекло массу туземцев (ингушей – А.Д.) и всем им был предло- жен скромный обед...» [Бывалый, 1911]. Другие авторы подтверждают: «К моменту при- хода русской военной администрации Заурская башня принадлежала Гудантовым из рода Т1оаршхой» [Газиков, 2002, 36]. Как мы видим, башня ингушского рода Гудантовых стояла, как обычно у ингушей, на самом стратегически важном месте недалеко от участка закладки крепости, в районе расположения нынешнего Владикавказа, с которой Толмачев «обозрел местность и выбрал место для будущего укрепления – Владикавказа».
Крепость Владикавказская была основана на ингушских землях в районе владений ин- гушских обществ Онгушт и Заурово. Отметим, что использовать распространенное ныне название «селение Заурово» будет неправильным. Вернее назвать его Заурков; оно являлось одним из главных селений ингушского общества зауровцев. Ингушское общество зауровцев имело и другие поселения, тянувшиеся по Дарьялу «от Казбека до Владикавказа на 40 верст длины» [Яковлев, 2009, 89] наиболее известные из них – Тоти и Темурково [Газиков, 2002, 18]. Я. Рейнеггс, находившийся на Кавказе в 80-е гг. XVIII в. с дипломатической мисси- ей, прямо пишет, что крепость Владикавказ получила свое начало от ингушских селений1. Штедер лично был знаком с ингушскими старшинами, на землях поселений которых воз- никла крепость [St;der, 1797, 30, 45] В газете «Терские ведомости» за 1911 год сообщается: «Собственно Владикавказ, как населенное место этого имени ... в 1784 году для соединения Кавказской линии с Грузией на берегу Терека около ингушского села Заур, отряд русских войск построил крепость, которая была названа Владикавказом и вооружена 12 пушками» [Владикавказ..., 1911].


Рецензии