Возвращение в... ссср!

Из имеющихся почти семидесяти лет я ровно сорок прожил в СССР. Причем, очень даже неплохо! Помимо стакана газировки за копейку, проезда в транспорте за три копейки, я еще побывал в Артеке, сразу после школы поступил на журфак. Потом получил от советского предприятия квартиру в центре Ташкента, объездил туристом все соцстраны… Защитил кандидатскую по философии, государство издавало мои книги, да еще платило солидные гонорары… Ну прямо — «Кубанские казаки»…

Рад ли я, что прожил в Советском Союзе? Это дурацкий вопрос, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и не мы ее выбираем. Мы родились в СССР, и этим все сказано!

Поэтому, когда я сейчас вижу слезливое умиление от вырезанной картинки из сказочной «Книги о вкусной и здоровой пище» 1961 года, слышу рассказы о реках молока и сметаны из советской деревни, проявление нескрываемой гордости за братские Кубу и Анголу, требования убрать руки от Анжелы Дэвис, я нисколечко не осуждаю этих восторженных воспоминаний. Так и должно быть, ведь память оставляет только хорошее…

И мы уже давно забыли об огромных очередях за всем: за колбасами, за авиабилетами, за любой справкой, на регистрацию в ЗАГСе… Но Советский Союз заботился о нас, и раз в неделю на мою редакцию в 18 человек выделяли гарантировано 18 кило мороженого мяса. Да еще моя мама умудрялась покупать в подвале гостиницы "Ташкент" еще пару кило…

Про спецпайки. Конечно они были… Мы даже догадывались, кто их получал, и ничего не имели против, потому что они были органично встроены в нашу систему. Так было положено и это не обсуждалось!

О чем мечтал советский человек? О чешских туфлях и сапожках, румынской мебели, польских костюмах, немецкой оптике. Это можно было достать только, если были знакомые. Мне повезло – я был комсомольским начальником и каждый год возил тургруппы в соцстраны. Поэтому помню, что даже магазинные пакеты из-за «бугра» представляли определенную ценность.

Еще советский человек также очень мечтал о квартире, которая не продавалась, а только распределялась, как тогда говорили, трудящимся, передовикам производства, и тем, кто десятилетиями стоял в безнадежной очереди…

Кстати, автомобиль не входил в этот перечень мечт, мечтов, как там правильно… Обладатель автомобиля обязательно должен был быть академиком, народным артистом, знаменитым писателем и так далее… Лотерея, выигравшая пятитысячную «волгу» стоила пятьдесят тысяч рублей… Поэтому желание собственного авто было розовой, то есть – несбыточной мечтой. Машины не продавались, а распределялись, так же, как и копченная колбаса и икра не продавались, они входили в праздничные наборы.

Да, Советский Союз был великой державой! И … единственной, которую знали советские люди. Нет, конечно, нам было известно о наличии Европы, Америки, Японии, Китая… Но это были знания, как о Луне, Венере, Марсе. Выезд за границу советского человека приравнивался к награждению орденом и последующими десятилетними продолжительными воспоминаниями об этой поездке.

Первая моя поездка была в Болгарию, и затем все мои родственники говорили о том или ином событии, что оно было в том году, когда Лутфулла ездил в Болгарию.

И, наконец, в Советском Союзе человек никогда сам не решал свою судьбу. И не его родители, и не его семья… И не суд, и не закон… Его судьбу решал партком, райком, горком, профком, их суровые, принципиальные, всё понимающие представители. Развод, повышение по службе, выезд за границу, ордер на квартиру, распределение продуктов и одежды, что кричать на параде — все проходило через их сито.

Вообще, понятие советского народа само по себе было уникальным явлением. Об этом блестяще написали в книге «60-е. Мир советского человека» Александр Генис и Петр Вайль. Почитайте – не пожалеете!

Хорош или плох был СССР – не нам решать, мы субъективны, потому что мы принимали в нем участие. Другое дело – наши внуки, но для них эти оценочные категории уже не будут иметь никакого значения. Поэтому им будет по фигу.

Тогда, чего мы спорим – хорош или плох СССР? У нас у каждого он свой!


Рецензии