Перечитывая Испанский дневник Михаила Кольцова

                Перечитывая «Испанский дневник» Михаила Кольцова.

          Почему перечитывая? Да потому, что читал я его первый раз ещё в детстве, в книге  1938 года издания, но точно без  и расшифровки условных имён и примечаний. Но запомнились псевдонимы «Дуглас», «Педро» и другие. Кто стоял за этими именами я узнал позже. Впрочем, возможно, были и комментарии и расшифровка имён, но я по-малолетству их или не замечал или не обращал на них внимания. Книга меня потрясла.

          Книгу эту я нечаянно обнаружил у своего старшего приятеля у которого, чердак в доме был до предела забит книгами и журналами. Всё это добро он собрал из разгромленных библиотек в 41году, когда наши войска покидали город, а немцы ещё не появлялись. Возможно, библиотеки были разгромлены уже немцами. Книги не уничтожались, а просто выбрасывались не улицу, где мой старший приятель и спасал их от дождя и снега.

          Я с жадностью набросился на это удивительное свидетельство войны в Испании , ничего ещё не зная ни о судьбах книги и её автора. И даже не знал как закончилась та война. Знал что республика пала, что Франко пришёл к власти, что не помогли ни добровольцы из интернациональных бригад, ни помощь Союза оружием и добровольцами. Только через много лет я узнал о бесславной и отнюдь не героической кончине Испанской республики, где был и позор и предательство и скрытая негласная капитуляция. У нас об этом не писали и в Испанском дневнике этого не было. Да и не могло быть так как и сам автор был уже расстрелян. Как и многие участники из советских добровольцев.

          Только после смерти «отца народов» в 1954 году Михаил Кольцов был реабилитирован с обычной для жертв сталинских репрессий формулировкой: «за отсутствием состава преступления». Может быть вместе с реабилитацией были и ещё какие-либо сведения о Кольцове, но я их не видел, так как в это время уже учился в военном училище, а полит новости там давались дозировано, и рыться в газетах не было времени

          В 1957 году вышло новое издание «Дневника», но я его читал (перечитывал) уже только в конце восьмидесятых. И все последующие возвращения к дневнику были перечитыванием. И перечитывая я уже  не испытывал удовлетворения от чтива, так как знал как печально окончилась война для Республики и как трагически для большинства её участников. В том числе для талантливейшего во всех своих начинаниях корреспондента «Правды» Михаила Ефимовича Кольцова.
               
                29.08.2022 г.


Рецензии
Да... Судьба, она такая.
Коль живёшь на острие,
"От сумы и тюрьмы..."
А то и от высшей
меры.

Василий Овчинников   19.09.2022 06:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.