Горький вкус рябины красной

    
      ГОРЬКИЙ ВКУС РЯБИНЫ КРАСНОЙ
              Рассказ

-  Мама, когда же папа опять приедет? – спросила пятилетняя Алёнка, удерживая мамины руки, поправлявшие одеяльце. – Я соскучилась.
-  Денежек подзаработает и приедет, – подала голос старшая семилетняя Катюшка.
- Спите, девочки. Хороших вам снов, – включая ночник, сказала Оля, стараясь затаить вздох, рвущийся из груди, – «Так и не поняли дети, почему папа приезжал». –  Я позднее лягу. Завтра у нас с вами ответственный день: пойдём в магазин выбирать для Катюши школьное платье.

Оля вышла на крыльцо, села на скамейку. Гроздья ярко-красной рябины, её перистые листья касались головы и плеч. Она сорвала несколько ягод и положила в рот. Горьковато-кислый вкус ещё не созревших ягод пробудил воспоминания. Это было чуть больше восьми лет назад. Они с Андреем готовились к свадьбе. Решили деревце посадить.  Андрей принёс тонкую рябинку. 
- А мне больше сирень нравится, – сказала Олина мама.
 - Рябина, Анна Матвеевна, символ счастья и мира в семье, отгоняет все болезни, – довольный своей работой ответил Андрей…

«Дети уснули, завтра хлопотный день предстоит, отдохнуть бы самой, – думала Оля, –   но душа моя плачет». Безмолвно надвигалась  августовская ночь. Звенящая тишина окутала всё вокруг. «Вот в такой же тишине мы сидели с Андреем на этом же крылечке, тесно прижавшись друг к другу, и слушали тишину, которая разливалась до самых звёзд. Они сверкали, словно в весёлом танце, и падали, а мы пытались успеть загадать свои желания, быстро шептали их на ухо друг другу. «Ты моя судьба. Я люблю тебя бесконечно. Мы с тобой дружны и счастливы. У нас будут дети. Сколько ты хочешь детей?» –  разливались бальзамом елейные речи жениха. Оля верила, счастье переполняло её. С радостью принимала ухаживания Андрея. Он  жёстко отодвинул пристальное внимание к Оле своего друга Виктора, с которым вместе оканчивал строительный колледж. «Да и было все эти годы всё хорошо: работали, детей растили, пока не захотелось большего – квартиру трёхкомнатную»… – Олины мысли утонули, заблудились в тёмно-синем бархатном небе среди, мерцающих и падающих звёзд.

«Зачем вам квартира! Дом пустует. Потихоньку зарабатывайте, отделывайте – хоромы будут», – вспомнились Оле слова мамы, которая пыталась вразумить зятя, на сей счёт. Нет, не помогло»…
«В Питер поеду. Там знакомый работает в строительной фирме. Хорошо зарабатывает. Квартиру себе строит. Что тут в деревне делать?» – так прозвучала из уст мужа непреклонная первая фраза об отъезде. Говорили долго. Прикидывали, размышляли. Наконец Оля согласилась. Поверила пламенным Андреевым речам, которые он умел произносить, и… отпустила. Через неделю он укатил, обняв жену и дочек, буркнув тёще: «До свиданья, Анна Матвеевна». На что тёща поджала губы и отвернулась…
«Звёздный остров,– глядя в небо, подумала Оля. – Ночь щедро, горстями,  бросает звёзды-искорки, а след их ярко виден в темноте. Вот так же ярко в моей душе оставался след Андреевых речей»
.
«Устроился в общежитии хорошо, приступаю к работе мастером одного из строительных участков, – докладывал по телефону Андрей. – Работа ответственная, но денежная». Потекли дни, недели в работе (Оля работала бухгалтером), в заботе о детях. Оля скучала, откровенно скучала по вечерам и, особенно, без тёплых рук мужа в одинокой постели. «Мой дорогой, мой любимый Андрюша! Ты уехал, и я очень скучаю. Желаю тебе спокойной ночи и сладких снов», – шептала Оля на ночь мужу по телефону. «Спокойной ночи», – отвечал он коротко.
Прошёл месяц, второй. Оля немного притерпелась к одиночеству. Зная особую привязанность Оли к мужу, подруги по бухгалтерии поддерживали шутками: «Ты у нас красавица. Вон какие взгляды на тебя бросают достойные мужики. Найдётся серьёзный воздыхатель, и забудешь ты своего Андрюшу».  «Девчонки! Что вы глупость говорите! Андрюша послан мне Боженькой, и я безмерно счастлива.  Деньги уже дважды присылал. Туда-сюда в гости с детьми скоро поедем к нему. Или он выберется к нам».

Ожидание обещанной встречи и безмерного семейного счастья окрыляли. Не ходила, а будто летала. И опять подруги по-доброму радовались: «Сияешь, как бриллиант в золотой огранке». «Да, девчата, покину я вас скоро.  Переедем мы всем семейством в Питер».
Быстро летели дни и месяцы тоже, а поездка в Питер всё откладывалась, да и про деньги, что обещал присылать регулярно, муж забыл…
«Млечный Путь мне дорожку указал, – думала Оля, тяжело вздыхая, глядя в небо, –  чтоб я снова вступила на тропу воспоминаний». Грудь сдавило, голова отяжелела, слезинки хлынули из глаз,  как те блестящие звёздочки, что падали и сгорали в атмосфере. «С мамочкой несчастье случилось. На автобусной остановке стояла, к внучкам спешила. Пьяный водитель легковушкой задел. В больнице три месяца пролежала, не выжила. Нет моей мамочки! – зарыдала Оля тихонько в ночной тишине. – Только птица какая-то откликнулась. – Погасла мамочкина звезда. Зять даже на похороны не приехал к тёще – трудился всё!»

 Оля вытерла слёзы. Свежа августовская ночь. Поёжилась: ночной холодок окутал её плечи. «Жизнь моя и впрямь стала мрачной, бесперспективной. Всё реже были звонки от мужа. Да и я почувствовала к Андрею безразличие. Полтора года прошло, а мы всё в разлуке. Он сам по себе, а мы с детьми – сами по себе. Главный бухгалтер, Мария Фёдоровна, посмотрит-посмотрит на меня, головой покачает, ласково до плеча дотронется, помолчит. А однажды вызвала в кабинет, усадила напротив и тихо, назидательно, сказала: «Премию тебе, Оля, выписала. Поезжай-ка ты в Питер, да выясни всё сама – что к чему да как.. О детях не беспокойся, с девчонками присмотрим их»…

И опять нахлынули воспоминания. Позвонила мужу, сообщила, что приеду. А он спокойно,  ответил: «Приезжай. Встречу тебя с поезда». Смотрит, смотрит Оля в небо, и сама себе говорит: «А звёзды всё летят и летят. И никто не ведёт им счёт. Несутся они с небесной вершины в пропасть. Вот и я: в Питер неслась, словно в пропасть, нутром чувствовала это».
«Привет» – спокойствие, безразличие и холодность встречи.  Будто и не было семейной жизни. Ни теплоты, ни чувства родства – всё чужое. Замерло моё сердце, чуть не задохнулась я в своей тоске. Сумку забрал из рук, в глаза не взглянул: «Пойдём». К шикарной легковушке подвёл: «Садись». – Онемела я. Слова вымолвить не могла. Долго ехали молча. Наконец остановились. Из машины вышли. Загородный богатый дом предстал моему взору».  «Постарайся, пожалуйста, всё воспринять спокойно и с достоинством», – предупредил он  и повёл к высокому крыльцу с широкими ступеньками.

Как я выжила в те минуты –  не знаю. Просторный холл с камином, молодая женщина с распущенными длинными волосами, ребёнок грудной на руках и я, словно нищенка у порога.  Подошёл Андрюша к ней, волос коснулся белокурых, исподлобья взглянул на меня: «Это Настя. А это мой сынок Егорушка. Такие вот дела». Глянула на камин. Жарче, чем дрова в нём, горела моя грудь, а сердце – словно зеркало разбитое больно ранило своими осколками. Вечностью показалась мне немая минута, которая поглотила в тот момент меня и уничтожила. «Отвези меня к поезду», – только и сумела пролепетать».

Бродит Оля по небу взглядом, душа крупинкой скользит в необозримом пространстве. Гаснут звёзды. «Всё имеет срок. Развелись мы. Осталась я одна с разбитым сердцем… Вот и ночь уходит, на мысль наводит: в чём теперь смысл моей жизни? Для чего мне жить?»
Пробуждается тихое утро. Ранняя заря разгорается. Дверь скрипнула. Дочки выскочили на крыльцо: глаза испуганные.
- Мамочка! Мамочка! Почему ты здесь? Нет тебя, мы испугались.
Встрепенулась Олина душа. «Ну и дура ж я! Вот смысл моей жизни! Я же не одна! Вот для кого я должна жить! А муж бывший нашёл себе богатенькую с домом и машиной, (кажется, она дочка его начальника) – пусть наслаждается чужим богатством».
- Всё в порядке, мои золотые! Я рассвет утренний встречаю!
                ***
Нелёгкое это дело – выбрать дочери платье, в котором пойдёт в первый класс. То широковато, то узковато, то по цвету не подходит. Наконец, всё получилось: красавица-девчушка, будто с обложки глянцевого журнала сошла. Затылком почувствовала Оля чей-то взгляд. Оглянулась: Виктор смотрит, улыбается:
- Вижу, платье выбрали на славу. Учись на отлично, – ласково коснулся он плеча будущей школьницы.  – Взгляд задержал на Оле, молча в глаза ей заглянул. – Два дня назад проходил мимо твоего дома. Калитка болтается на одной петле. Приду в выходной, отремонтирую…
                2020 г.


Рецензии