Десять лет спустя

       ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
            рассказ

    Юлия Викторовна вышла из Дворца Культуры, где она работала заместителем директора, огляделась. Площадь была готова к встрече Нового года. Иллюминация ещё не включена, ждёт своего часа, чтобы поразить сказочной красотой. Ёлка радовала праздничным убранством. Детвора бегала вокруг и восторженно кричала:
- Смотри, моя игрушка висит на самом верху!
- А мой серебряный шар, вот он, рядом!
«Всё хорошо, – думала Юля: и репетиция новогоднего представления прошла успешно, и погода сказочная: вон как падающие снежинки сверкают в солнечных лучах! И ёлка удалась на славу: замечательно, что прижилась традиция изготавливать                                игрушки руками школьников». Юля засмотрелась на розовощёкую девчушку лет девяти, которая торопила маму с папой к ёлке. Чувство щемящей тоски пронзило грудь. «И у нас с Андреем могли бы быть такие же дочка или сын, – смахнула она непрошенную слезинку со щеки. – Сама виновата: давно могла бы создать семью – претендентов хватало, да и сейчас не поздно. Так нет же: подавай Андрея. А обида, любовь и тоска, словно острая заноза, живут в душе десять лет».
 
Скрипучий снег под ногами несколько отвлёк от тяжёлых мыслей и заставил скорее торопиться домой. Во дворе, к дому напротив, в красной шубе, бодро шагал Дед Мороз. Его походка, с широким размахом руки, напоминала походку Андрея. «Что-то мои нервы совсем «развинтились», –  с горечью подумала Юля, поднимаясь в квартиру.
 - Здравствуйте, тётя Юля! – Прервал печальные мысли Ильюшка, соседский пятилетний мальчишка, ожидавший, пока мама откроет дверь. – А мы с мамой у ёлки на площади были.
- Понравилась ёлка?..
                ***
В квартире тепло, уютно. Юля подошла к окну в надежде увидеть того Деда Мороза  похожего на Андрея. Двор был пуст. «Тётя уехала к подруге, так что ужин готовить не буду, чайку попью, да ещё раз просмотрю программу новогоднего концерта», – решила Юля и улеглась на диван.  Сосредоточиться на чтении не получалось. Печатные строки сливались, мысли то и дело возвращались к событиям  десятилетней давности, и, наконец, полностью овладели ею.

Сдав последний экзамен зимней сессии, Юлия Ковалёва, студентка четвёртого курса института культуры, спешила по заснеженной аллее парка к Дворцу бракосочетания на встречу с Андреем. Он учился в том же институте на пятом курсе. Встречались они два года и, оказалось, что встреч этих было недостаточно, решили пожениться, жить семьёй в общежитии. А сегодня они должны в одиннадцать встретиться и подать заявление на регистрацию брака. Декабрьский солнечный день, снежинки кружат, вся душа переполнена любовью, радостью и счастьем. «Ан-дрю-ша, я те-бя люб-лю», – шепчет Юлечка в такт своим шагам. А вот и ЗАГС.  Девушка взглянула на часы: «Ой! Рано прибежала: до встречи ещё пятнадцать минут. Ну, ничего! Посмотрю, как другие пары открывают заветные двери. Надо же: рядом роддом находится. Специально, что ли, архитектор спланировал эти два здания вместе, с намёком?» – улыбнулась Юля. Поджидая Андрея, Юля радовалась, глядя на счастливые лица вышедших из ЗАГСа молодых людей. С любопытством посмотрела на пожилую пару. С трепетом понаблюдала за беременной женщиной, что скрылась за дверьми  родильного дома. Взглянула на часы: «Одиннадцать, ноль-ноль.

 Опаздывает Андрюша, видно, в институте задерживается…  Вот  очередная легковая машина подъехала к роддому», – отметила  про себя Юля. Вышел мужчина. «Ой! Так это же  Андрей», – болезненно дрогнуло Юлино сердце. Она спряталась за стоящее рядом дерево. Андрей мельком взглянул в сторону ЗАГСа, открыл дверь машины, помог женщине выйти. Одной рукой он поддерживал её за локоть, обняв другой за талию, осторожно повёл по ступенькам. В эти минуты, пока они скрылись за тяжёлыми  дверьми родильного дома, казалось, Юля не дышала.  Опершись спиной о ствол, она медленно опустилась на корточки. Тотчас вспомнились слова однокурсницы Марины: «Ты, Юленька, не особенно доверяй ему: видела я его в осеннем парке под руку с девушкой, животик у неё обозначался». «Марина права! Предатель!  Просто посмеялся над моими чувствами! – Мысли словно в лихорадке бились друг о друга. – Стыд какой! Прочь скорее отсюда!» В тот же день Юля написала заявление в деканат с просьбой перевести её на заочное отделение. Не сказав никому ни слова, вечером она уехала к тёте – ехать больше было некуда. Чуть позже перевелась в институт другого города…

«Почему я не встретилась с Андреем, не поговорила, не расспросила, в глаза ему не посмотрела – всё это молодо и глупо, – запоздало думала Юля. Измученная тяжёлыми воспоминаниями, она задремала…
                ***
Долгий звонок в дверь заставил Юлю вздрогнуть и открыть глаза.  «Нужно срочно сменить резкий звонок на ласковый колокольчик, – загадывала она уже в который раз. – Кто это может быть? Неужели тётя вернулась? Ключи она, что ли, потеряла?» – заторопилась Юля в прихожую, чтобы разом ответить на все свои вопросы.
- Где же наш чудесный мальчик Ильюша? – перешагивая порог квартиры, громко, голосом Андрея, спросил Дед Мороз.
Юля опешила, подумав, что её нервы дают ход слуховым галлюцинациям. Она стояла молча, устремив взгляд на нежданного гостя.
- Так, где же ваш Ильюша? – переспросил голос Андрея.
- Он в квартире напротив, – справившись с волнением, ответила Юля. – Вы, Дед Мороз, ошиблись.

Дед Мороз вздрогнул, на мгновенье замер, будто ошеломили его этим сообщением. Он неторопливо снял ватную бороду, колпак, поставил мешок с подарками на пол. Пристальный долгий взгляд глаза в глаза таил много вопросов. «Вот и посмотрела, наконец, я ему в глаза, – думала Юля, – но не вижу в них ни раскаяния, ни обмана. Видимо, никакой любви и не было. Но почему в его глазах такая тоска?»
- Юля, зачем ты так со мной поступила? – наконец, задал, будто выдохнул, Андрей
 неожиданный вопрос.
- А не я ли должна  тебе задать этот вопрос? – с нахлынувшим вновь чувством обиды спросила Юля. 
- Если возможно, пригласи меня на чай. Всё равно не уйду, пока всё не выясним…
- Снимай шубу, Дед Мороз, у нас тепло.
Пока Юля готовила чай, Андрей вымыл руки, огляделся, сел за стол, на котором уже стояли чашки.  Пили ароматный чай, смотрели друг на друга и молчали. Наконец, Андрей  произнёс:
- Я не заметил игрушек, детских вещей твоего сына в этой квартире. Где же он?

Лицо Юли вспыхнуло. «Хорошо, что сижу, а то упала бы», – промелькнуло в её голове.  Она отвела глаза, опустила голову и продолжала молчать.
- Всегда говорил, что тебе идёт румянец. Ты стала ещё красивее.
Юля собралась силами и задала свой главный вопрос:
- Прости. А в тот день, когда я, поверив тебе, ждала у Дворца бракосочетания, – Юля запнулась, – кто у тебя родился? Дочь? Сын?
Глаза Андрея широко распахнулись от удивления:
- Родилась племянница, дочка моего двоюродного брата. Он военный, его послали на другое место службы. Когда-то я упоминал тебе о нём. Вот и пришлось ему оставить жену на моё попечение до поры до времени.
- А свои дети у тебя есть? Жена?
- Когда ты, Юленька, убежала, твоя подруга Марина передала твою просьбу, чтобы я тебя не искал и не тревожил, что ты уехала к любимому человеку, выходишь за него замуж. А наши с тобой взаимоотношения – это так: игра и шутка. Марина, кстати, в то тяжёлое для меня время и поддержала, и утешила. Поженились мы, но детей я не хотел: не сумел её полюбить. Разошлись мы.
 
 Вспомнилось Юле полусерьёзное, полушутливое Маринино предложение: «А давай поменяемся парнями. Мой Василий тебе больше подойдёт, а мне твой Андрей». «Значит, Марина давно имела виды на Андрея».
- А сейчас ты женат?
- Нет, бобыль я. Ни жены, ни детей. Вольная птица – куда хочу, туда и лечу. Друг мой детства, Николай Васильев, звукорежиссёром работает в местном Дворце культуры, давно звал в гости, всё обещал познакомить с очень хорошей девушкой. Подработать он хотел Дедом Морозом, а тут жена рожать собралась раньше времени. Вот и пришлось исполнять мне вместо него роль Деда Мороза…

Помешивая ложкой остывший чай, Юля продолжала молчать, думала о превратностях своей судьбы, судьбы Андрея. Андрей ждал ответного слова. Не выдержав долгой паузы, переспросил:
- Почему ты не хочешь рассказать о ребёнке, о муже. Где они?
Юля пронзила взглядом синих глаз Андрея, с печалью, горечью и упрёком в голосе произнесла:
- Нет у меня ни сына, ни дочери, ни мужа – никого нет! И никогда не было! Наврала тебе всё Марина.
Она закрыла лицо руками, плечи её вздрагивали. Андрей растерялся, вскочил со стула, шагнул к Юле, обнял её голову, прижал к груди и зашептал:
- Прости меня. Мы всё - всё исправим. Я вернул тебя.
Они долго молчали, прижавшись, друг к другу.
- Пусти. Пойду, умоюсь. А ты надевай свой костюм: Ильюшка, небось, заждался  Деда Мороза. Вместе пойдём поздравлять его…
                2021 г.
 
          

.


Рецензии