Эпоха фарисейства без обмана

                ЭПОХА  ФАРИСЕЙСТВА  БЕЗ  ОБМАНА
                Психосоциальное  эссе

               Я один. Всё тонет в фарисействе.
               Жизнь пройти  —  не  поле перейти.

                Борис ПАСТЕРНАК

         Эти слова из стихотворения  Бориса Пастернака «Гамлет»   относятся к фарисейству не как феномену психологической, поведенческой    природы человека вообще,  а как явлению (морально качественному), характерному для    советского  образа жизни, с его  особой (безбожной)  идеологией и пролетарскими морально-нравственными установками.
     Фарисейству как психосоциальному, религиозному  и политическому явлению  уже более  двух тысяч  лет.        Расцвет  деятельности религиозной организации, оппозиционного «товарищества»  фарисеев (арам. «обособленных»)  приходится на правление иудейского царя Ирода Великого, главного виновника избиения младенцев в Вифлееме.  В  Новом Завете (Евангелии) фарисеи выступают  как члены   сплочённой  строгим уставом  и дисциплинарным правом партии, как представители религиозно-политической оппозиции мирской власти царя Гиркана I (134-104 до н. э.), как духовные наставники и    учителя нравственности.   
          Понятие «фарисейство»  с тех пор стало  равнозначно  самоуверенности, непомерной гордыне, особой исключительности и непогрешимости,  ханжеству и лицемерию. Их толкования Закона («уставной Торы»), их  строгие  предписания и требования в отношении «чистоты помыслов и действий»  в соответствии с «преданиями  старцев»,  в основном, касались   простонародья,  сами же  фарисеи, не всегда следовали тому, о чём говорили, что провозглашали,   что  сами требовали  от других.
         Согласно этой моральной установке,  богатым и влиятельным, обладающим высшей духовной или светской властью людям, в этом мире было  положено по умолчанию  почти  всё, даже то, что было осуждаемо самим Богом. Племенным вождям и их окружению  было (как и сегодня) позволено всё то,  за что простого человека могли тогда  предать суду или общественному проклятию, изгнать его из общества или побить камнями. Вспомним факты, относящиеся к моральным установкам  из истории древней Греции, Египта и Рима,  деспотий Африки и Ближнего Востока, чтобы лишний раз убедиться, что священному  быку Апису, земному  воплощению бога Пта, создателю всего сущего,   позволено  в этом  мире   всё, а простому быку, кроме ярма, ничего.     QUOD  LICET JOVI, NON LICET BOVI.
       Иисус Христос  не  осуждал   учение  фарисеев, во многом оно ему было близко.  Наконец,   что может быть дурного в заветах мудрых старцев, учителей нравственности? Иисус как учитель нравственности выступал против   их  двойной морали поведения, «ибо они говорят, и не делают».  (Мф. 23:3)
        Не будем забывать, что дух фарисейства пронизывает все времена и эпохи, но у каждой эпохи фарисейство  имеет своё моральное качество, своё (классовое, социальное) лицемерие  и ханжество, в атмосфере которого разумному человеку  трудно жить и совершенствоваться. Торжествующее фарисейство само определяет, кому стоять в строю, кому выходить из строя, а  кому шагать впереди с нужным  знаменем в руках.      Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855) в книге «Страх и трепет»» (М.:1993)  по этому поводу сказал: «Стремиться вперёд — значит потерять покой, оставаться на месте — значит потерять себя».
    Всё пронизано в этом мире ядом лжи и фарисейства. Зависть, алчность  злоба, ложь, клевета, ревность, похоть, ханжество и фарисейство —  далеко не полный  перечень  всего того, что омрачает жизнь большинства законопослушных граждан   любого общества. Ничто так не подрывает доверия граждан  к верховной власти,  дружественно-гуманной —  снаружи, враждебно-смертельной — изнутри,  как ложь, ханжество и  неприкрытое фарисейство.  Стойкий дух  лицемерия, подлой лести, ханжества и фарисейства проявляется почти во всем, что связано с духовно-нравственным  миром  человека, его эмоциями и переживаниями,  с природным  альтруизмом и жертвенной любовью, милосердием и великодушием.   Дух фарисейства ядовит и отвратителен на бытовом и общественном уровне, но  особенно он  омерзителен и токсичен  на практике во внутренней и внешней политике стран и народов мира. В густых туманах  фарисейства  ни одной стране мира  никогда  не разобраться до конца со своим прошлым и скорректировать по его лекалам своё настоящее  в сторону гармоничного  развития.          
      Нигде не  бывает  таким густым и стойким  дух фарисейства, лицемерия и ханжества, как при диктатуре и  тирании, где безнравственным поступкам  людей власть  имущих  приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и гуманитарные цели.  Дух классического (ветхозаветного, иудейского) фарисейства породил в XX веке  небывалый прежде,  особый  культ личности, бред и маразм  косного тоталитарного  бытия,  политическую шизофрению, манию величия и паранойю.
       По мнению писателей и религиозных философов Русского Зарубежья — Николая Бердяева, Сергея Булгакова,  Бориса Вышеславцева, Ивана Ильина, Владислава Ходасевича, Ильи Фондаминского,   градус фарисейства коммунистических вождей   во много раз превысил   фарисейство всех  правящих  режимов прошлого.
       Из всех, известных нам советских поэтов, когда-то написавших хвалебные  стихи   о  великом  Сталине, только   Борис Пастернак сумел передать  убойный  дух советского фарисейства без   лакировки и обмана.
    Трудно мыслящему  человеку жить в мире двойных стандартов, невозможно в духовной жизни  вести войну на два  фронта —  бороться со своими пороками и с несовершенством  этого мира, преуспевать в себе самом   и вне себя.
     Намного легче тратить свои силы на морализаторство и споры о «настоящем»   патриотизме и «правильной» любви к Отечеству, вместо борьбы с собственными страстями и заблуждениями. Легче всего формально (объективно, без  эмоций) относиться к другим людям и  самому Богу, имея  высокое мнение о себе  самом, не видя меры своего падения, не замечая, что твоя  духовная жизнь оказалась в глубоком застое и неволе.  Именно такая невыносимая лёгкость комфортного бытия в  системе Великого Заточения, закономерная необходимость яда лицемерия и ханжества в культуре  повседневности  не раз «взрывала»   душу поэта Бориса Пастернака в лице его героя Юрия Андреевича Живаго и побуждала его  к  поэтическому  творчеству. Увы, несвободный  человек всегда идеализирует через своё  творчество свою неволю. Не хочется быть самому фарисеем, лицемером и ханжой,   а приходится. Тогда, чтобы выжить, поневоле приходится признать христианское учение  с его смирением весьма  близким и почти  родственным коммунистическому, марксистско-ленинскому (сталинскому) учению с его тотальной  системой  полного подчинения и  жертвенной   лояльности. В Красную  Смуту 1917-22  фарисейство православных учителей нравственности было разбавлено фарисейством «победившего пролетариата» в лице тех, кто никогда в своей жизни  не пахал и не сеял,  ничего  полезного не созидал, а был ярым агитатором, обманщиком-пропагандистом  и… насильником.
       Какого рода  человеческой деятельности ни коснись — всюду ложь и ложная статистика в демографии и социальном строительстве, в политике и экономике, в истории   индустриализации и милитаризации страны, в общественной истории,    искусстве и литературе.
        Фарисейство как один из видов психологического межвидового поведения не приемлет чувства сострадания и милосердия, мук совести и жажды покаяния. У фарисеев виноваты в своих бедах  сами пострадавшие, все обманутые и ограбленные   люди  без исключения, за исключением  самих фарисеев. Вспомним, с каким равнодушием смотрела большевистская (ленинско-сталинская) Москва на голод и людоедство в Поволжье в 1921, в Донском крае и на Кубани в 1932-33 годах. Вспомним,  с каким равнодушием взирали «прорабы перестройки» и  «новые русские» на социальный паралич и массовый   добровольный извод  миллионов русских людей во время гуманитарной, социальной и экономической катастрофы в Смуту лихих 90-х годов, когда ежегодно  умирало и кончало жизнь до 1 (одного) миллиона российских (постсоветских) граждан (Геннадий  Зюганов).
      В наши дни, кроме православного фарисейства, существует и политическое  фарисейство.  В нашей стране двадцать два года назад,  на пороге  двух веков и двух тысячелетий,  политическое фарисейство и шизофрения значительно обогатилось  традиционным православно-монархическим  фарисейством, с его показным  самоуничижением и самобичеванием. Именно  постоянная, навязчивая   демонстрация своей природной греховности  и ущербности, «покаянной праведности»  и является настоящим   фарисейством  юродивых.

       Фарисейство, основанное на насилии  и равнодушии, исключает в  обществе дух здорового соревнования, совместное делание общеполезного с целью узнать, кто  делает это лучше и эффектней. Фарисейство порождает страх (возбудитель  гражданской трусости и тормоз на пути к действию) и  тревогу (подсердечную тоску, щемящее ожидание беды и опасности).  Фарисейство деформирует,   искажает в свою пользу  все идеи о социальной справедливости для всех  без исключения людей и  всеобщем равенстве перед законом. Фарисейство категорически исключает любые социальные проекты, учения   и утопии, любые фантазии, касающиеся спасения души, преодоления почти непреодолимого,  восхождения к доблести и славе.  Фарисейство — это  психологическая маска торжествующей авторитарной власти, корпоративное   лицо  одного выражения.
     Фарисейство категорически исключает любые социальные проекты, учения   и утопии, любые фантазии, касающиеся спасения души, преодоления почти непреодолимого,  восхождения к доблести и славе.  Фарисейство — это  психологическая маска торжествующей авторитарной власти, корпоративное   лицо  одного выражения. Фарисейству глубоко чужда любая творческая мысль, самая мощная после любви сила в мире, любая   новизна, обогащающая нашу повседневность  и эмоция,  выраженная как мысль,  и откровение, и познание, основанное на сомнении, любая импровизация в мировоззрении, которое определено властительным (силовым) меньшинством.   
     Как правило, фарисейская атмосфера в обществе порождает множество проблем, связанных больше с  морально-нравственным,  психофизическим здоровьем народных масс,  больше с вырождением, чем с материальным достатком и гармоничным развитием органичной личности. 
      При нынешнем  торжестве тотального фарисейства стали острым дефицитом межличностная искренность, доверительность  и эмпатия в нашем обществе. Доверчивые, отзывчивые и сострадательные люди  в нашем обществе стали предметом равнодушного презрения или насмешек  со стороны властительных фарисеев нового типа. Фарисеи нашего времени продолжают отрицать бессмертие человеческой души и низвели ценность человеческой жизни до полного  нуля.  Богатый опыт утилизации людей в прошлом веке только укрепил мизантропию и зооморализм  современных  политических фарисеев. (см. Анатолий Апостолов. Питекантропы  как  боги. — ПРОЗА.РУ)  Фарисейство, основанное на насилии  и равнодушии, исключает в  обществе дух здорового соревнования, совместное делание общеполезного с целью узнать, кто  делает это лучше и эффектней. Фарисейство порождает страх (возбудитель  гражданской трусости и тормоз на пути к действию) и  тревогу (подсердечную тоску, щемящее ожидание беды и опасности). 
     Фарисейство деформирует,   искажает в свою пользу  все идеи о социальной справедливости для всех  без исключения людей и  всеобщем равенстве перед законом.
     Тоталитаризм и его удушающее живую и пытливую душу фарисейство, деформирует сознание и ломает характер не только  социально незрелых молодых людей, но и людей особо подготовленных,  людей  со стальным характером и железной волей, которым позволено почти всё, что не позволено миллионам их сограждан. Фарисейство  на государственном и корпоративном уровне даже их (чекистов и разведчиков) в итоге лишает  радости и смысла жизни.
      Фарисейство, с его лживыми постулатами, зооморализмом  и преступной «философией жизни» вынуждает вчерашнего  гражданина-патриота изменять родине в лице своего начальства, порождает в силовых органах изменников, предателей, перебежчиков и пособников врага. Всему виной стала  фарисейская идеология и насквозь лживая  история КПСС. Именно она, как это ни парадоксально, побудила многих защитников советской системы не встать на её защиту в 1991 году, помогла осуществить КГБ СССР «17 мгновений измены» и подло вонзить нож в спину СССР. (Александр Шевцов).  Именно фарисейская закваска большевиков с её тотальным насилием, принуждением и террором породила в СССР  много желающих изменить своей стране и  люто её возненавидеть.
     Сегодня, как и сто лет назад, произошло вторичное слияние  классического, христианского  фарисейства  с  фарисейством монетарным, сатанинским, в результате чего возникло    фарисейство нового типа, а с ним   и международная  политическая шизофрения. 
     Тому, кто служит  Сатане, легко изменить своему господину. Если отечество в лице тирана  морит голодом своих сыновей и готовит их на пушечное мясо, то почему его не предать и уйти живым к  условному врагу, как это делали когда-то белогвардейцы.  Сатанинский совет (сенат, хурал)  земных божеств   бывает так омерзителен   по своей сути, что ему сам  Бог велит изменить. С чувства омерзения начинается «идейная измена». Начинается сравнительный анализ, а с ним, яд сомнения,  начинается внутренняя работа на моральный, духовно-нравственный   распад. Дух фарисейства имперского и международного масштаба    порождает  во всех слоях общества, даже в силовых структурах (в недрах  армейской разведки и госбезопасности)  особый вид  изменников и «предателей-мстителей».   
      По их собственному признанию, ими якобы тогда, в прошлом веке, руководила не алчность, не зависть и не жгучая личная обида на начальство, а месть за поруганное человеческое достоинство со стороны тех, кто  совместил ограбление страны со службой в органах  государственной безопасности, соучастников ночных  воров, грабителей  и насильников. Сегодня «все крупные  шпионские скандалы связаны  с банальной продажей АГЕНТУРЫ. Нынешние  военные разведчики занимаются в основном  своим бизнесом. И тут уж ничего не поделаешь, каково общество — таково и состояние  военной разведки» (Виктор Суворов)
      Современное фарисейство — это гремучая и токсичная смесь казённого  показного патриотизма, запредельного зооморализма, дух циничного торгашества   и  эгоцентризма. Фарисейство большевистской закваски — одно из самых гибких свойств человеческой, поведенческой  натуры. В любых обстоятельствах фарисеи коммунистической породы   всегда находят для себя выгоду, убедительные мотивы своих решений и поступков и столь же убедительную систему оправданий собственных грехов и преступлений, которые они  до сих пор категорически отрицают.  Современное фарисейство в межличностных отношениях  процветает за счёт отъёма психической энергии у  множества  смиренных суггесторов через манипуляцию их сознанием и волей. Сегодня культ личности вождей и лидеров на час у фарисеев проходит под знаком фронтальной критики, с одновременным сбором компромата на них, как орудия для потенциального шантажа и  выгодного для себя компромисса, ибо, как показала криминально-политическая  практика Смуты девяностых, как только  находится компромат на имярека, так сразу же находится и компромисс. Вопрос  только в цене,  наличии совести и стыда  у договаривающихся сторон. Дух фарисейства Нового времени внес много негативного в социальную психологию и  педагогическую антропологию, он породил в народных массах стойкое недоверие не только к общественным и государственным структурам, но и  к современному  человеку как виду вообще. Тотальное недоверие ко всем людям и ко всему продажному, лицемерному и ханжескому миру породил массовую бытовую паранойю и политическую шизофрению в обществе, тотальное неверие в благодать.
     В каждой эпохе свой дух фарисейства, соответствующий  духу  и нравам  общества. Соответственно,  фарисейство как явление, замешанное  на лжи и обмане, на крови и насилии, на терроре и репрессиях,  в устах своих носителей имеет свои  веские мотивы для оправдания своей токсичности в любом общественном устройстве на уровне войны и мира, компромисса и примирения, политических игрищ и  международных  трибуналов.  Сегодня игры в примирение и в неминуемое наказание за убийство и измену носят дух  советского фарисейства  в пятой степени.
            Современное фарисейство, с его  партийным уставом  и корпоративной этикой,  легко меняет местами  знаки и понятия,  плюс на минус и минус на плюс, немыслимые притязания и агрессию на компромисс любого морального уровня, совмещает открытые международные  сношения с тайной  дипломатией, политику разоружения с тайной мобилизацией и строго  засекреченной подготовкой  к войне. Но  непредсказуемая госпожа Судьба и господин слепой  Случай вносят свои коррективы в замыслы и затеи «земных божеств» — отправиться в очередной «освободительный поход»  на Запад, или  на Ближний Восток, в Иран и далее в Индию, чтобы вымыть  сапоги в Индийском океане. Или покорить весь мир, сделать его раем для себя и для своих родных и близких. Но Бог шельму метит особым знаком. Бог  шельму метил  не один раз. Даже на глазах одного поколения людей. Так случилось 22 июня 1941 года. Так случилось в августе 1991 года. Так случилось и в феврале 2022 года. Всегда, почти всегда,   вопреки тайным помыслам  и замыслам тщеславных политических животных,  вступает в силу интуитивная, нестандартная, спасительная  логика и фактор понимания того, что любое  силовое наступление, которое не ведёт к миру, кончается обороной и "сумерками богов".

29.07.2022.


Рецензии
Любовь и иудеи - из разных миров.

Ответный Реактор   07.12.2023 12:27     Заявить о нарушении