По народному поверью, Илья Пророк лету срок

       2 августа, а по старому стилю, 20 июля, православная церковь чтит день памяти Илии пророка, жившего в IX в. до н.э. Илья пророк принадлежит к самым почитаемым святым, наряду с Николаем Чудотворцем. За свою пламенную ревность служению о славе Божией, пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Праздник почитаем у славян, а также в Греции, Грузии, на Ближнем Востоке.               
     В народе его называли «грозным святым» и в воображении наших предков он представлялся суровым старцем с длинной седой бородой.  В славянской народной традиции, Илия пророк является повелителем небесного огня, дождя, грома и молнии, покровителем урожая и плодородия. Он разъезжает по небу в своей огненной колеснице, гремит громом, мечет молнии, наказывая ими тёмные силы, а в людях зло и неправду. Люди верили, что гром происходит от стука о небо огненной колесницы пророка Ильи, гоняющего змия и нечистого духа. Молнии – это стрелы, которыми святой поражает злые силы. В этот день в дома не пускали домашних животных, люди верили, что в них может вселиться нечистая сила, проникнуть в дом и навредить домочадцам. Страх нагоняла на людей и стихия, которая бушевала ночью на Илию пророк и называлась «воробьиная ночь». В эту ночь часто разыгрывается непогода, льет дождь, сильный ветер ломает ветви деревьев, под раскаты грома и полыхание молнии. Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день никто не работал в поле, не косил, не убирал сено, чтобы его не спалило грозой, не работали в огороде, чтобы урожай не сгнил. Любая работа была под запретом. Но, несмотря, на то, что Илия пророк считается грозным, суровым, он был, очень почитаем, в русских деревнях и селах. В этот день запрещалась любая работа в поле, огороде, дома.  Устраивались совместные трапезы, народные гулянья, ярмарки.               
     Любим и очень почитаем, праздник Ильи пророка был и у донских казаков. В нашей ст. Старочеркасской праздновали три дня, поскольку это был престольный день в Преображенской церкви. Церковь эта располагается в 1,5 км. от центральной части станицы Старочеркасская рядом с кладбищем. Была построена в 1740г. на месте сгоревшей деревянной церкви в честь святого пророка Илии. Преображенская церковь имела самый большой приход в станице. Из всех престольных церковных праздников, жители станицы выделяли, пожалуй, только праздник Илии пророка. Праздновали его с большим размахом. Рано утром, в станицу съезжались казаки из хуторов Арпачин, Алитуб, Подпольный, Бунты. И во всех церквях начинались тожественные богослужения. После службы начинались гулянья, начинала работу ярмарка.                За два дня начинали съезжаться купцы и лавочники с товарами с Дона и Украины. Ярмарка длилась пять дней. Крытые палатки устанавливались за Войсковым собором в сторону реки Дон и протоки. На столиках и прилавках выставлялись сладости: халва, конфеты, вафли, мороженое в вафельных стаканчиках.  Бублики и баранки нанизанные на веревочках, подвешивали на самовары. В соседних палатках продавали одежду, обувь, посуду. Развлечением на ярмарке был балаган. Его привозили из города. На небольшом возвышении устанавливали сцену, вокруг располагались небольшие деревянные скамеечки, вкопанные в землю. Вокруг сооружения возводилось ограждение из частокола. При входе стоял клоун в яркой одежде, в колпаке с колокольчиком на голове и зазывал на представление: «Деньги есть – в балаган, денег нет – за балаган». Зрителей развлекали дрессированные животные: кошки, собаки, обезьяны, и даже медведь. На сцену выходил дрессировщик, выводил обезьяну, и обращался к ней: «Покажи, как пьяные бабы ходят?»  Обезьяна ходила шатаясь, хваталась за голову, падала на деревянный настил, каталась по полу, перекатывалась с боку на бок. «Покажи, как бабы воду носят?» Обезьяна брала палку, клала на плечо и начинала важно расхаживать по сцене. После представления все желающие могли сфотографироваться с обезьяной и медведем. Неподалеку от балагана располагался вращающийся разрисованный барабан – «крутилка счастья». За пять копеек на нем можно было выиграть ручку, вазу, перечницу, и даже самовар.               
     Особую радость и веселье от праздника и ярмарки получала детвора. Никто не уходил без обновок, игрушек и сладостей. Среди игрушек предпочтение отдавали свистулькам, шарикам, ласточкам. Свистульки и ласточки были сделаны из глины, расписаны яркими красками и разноцветными перышками. Оболочка для шариков тоже была яркой, блестящей, а внутренность наполнялась опилками. Шарики и ласточки крепились к резинкам. Дети катались на каруселях и лодочках, лошадках. В послеобеденное время, ближе к вечеру, в казачьих дворах начинались праздничные застолья. За праздничным столом собирались родственники. Веселье, радость, общение царило за праздничным столом. Пели песни, плясали. Начиналось же и заканчивалось застолье в каждой компании песней «По Дону гуляет казак молодой».                Казачки готовили много блюд, столы ломились от угощений. На стол подавали жареную икру из синеньких (баклажан), малосольные огурцы, чиненый (фаршированным) мясом и рисом болгарский перец, котлеты и пюре, малосольные огурцы. Гулянья продолжались до позднего вечера.                На праздник Илии пророка в станице заключались сделки между арендаторами земли. В этот день производилась расплата за пользование пая за прошедший год и заключалась новая сделка. За использование пая оплата была от 150 до 300 рублей. Кроме того, привозили  «подарки»: ведро нардека (так назывался арбузный мед), 2-3 махотки сметаны и мешок хорошего качества муки. Земли, которые сдавались в аренду, располагались в пределах хуторов Хомутовка и Турчанинов.               
     С днем Илии пророка связывали приход осени, люди обращали внимание на первые явные осенние признаки в природе: ночи становятся прохладными, появляются первая желтая листва на деревьях, день становится короче. В связи с этим родились поговорки и присказки: «На Илью до обеда лето, а после обеда - осень», «Илья лето кончает», «Петр и Павел день на час убавил, а Илья-пророк – два уволок». Люди примечали по приметам, какой будет погода в этот день, такой день будет и на Воздвиженье, большой православный праздник, отмечаемый 27 сентября. И все же впереди еще много нас ждет теплых приветливых деньков. К сожалению, эти яркие красивые традиции ушли в прошлое. Но традиция отмечать этот праздник сейчас, в наши дни, в обновленном облике, стала у Воздушно-Десантных войск России. Отважные воины ВДВ считают Илию пророка своим небесным покровителем.
 


Рецензии
Галина,здравствуйте!Спасибо вам за напоминание нашей,но многими забытой истории.

С уважением.

Юрий Симоненков   06.05.2024 10:22     Заявить о нарушении