8. 3 Низшие и высшие формы сознания
Из книги П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира»:
(стр. 57) «Общий закон эволюции говорит нам, что если что-либо имеет низшие формы, то оно должно иметь высшие. Следовательно, если ощущение есть нечто низшие по отношению к представлению; представление – нечто низшее по отношению к понятию; понятие нечто низшее по отношению к идеи, то это значит, что должно существовать или образовываться со временем нечто высшее по отношению к понятию или идеи».
Интуиция может быть самое подходящее слово для этого.
«Творческая и эстетическая интуиция, как она проявляется в искусстве; моральная интуиция, проявляющаяся в отношении человека к другим людям, к обществу; интеллектуальная интуиция, проявляющаяся в неожиданном проникновении ума в физические и метафизические законы; религиозная интуиция, проявляющаяся в познании отношений человека к космосу и в сознании космоса, как целого».
Думаю, что последние две интуиции можно назвать озарением.
Получается, что интуиция – это как бы переход сознания в высший мир и виденье трехмерного мира из четырёхмерного или даже пятимерного миров.
«… высшие виды интуиции нельзя смешивать с низшими видами интуиции, особенно сильно проявляющимися у животных, у дикарей, у которых не развито логическое мышление, и у всех людей в те моменты, когда не действует способность логического мышления».
Логическое мышление относиться к рассудку, к способности сравнения и сопоставления, которое невозможно без слов.
«Низшие виды интуиции образуются из слияния простых эмоций с представлениями.
Высшие виды интуиции образуются из слияния высших сложных эмоций с понятиями и идеями».
Под эмоциями здесь надо понимать ответ человеческой психики (души?) на ощущения высшие и низшие. Откуда приходят идеи? Из высших сфер сознания.
«И если первые слова ребёнка, выражающие представления, являются чем-то высшим по отношению к мяуканью кошки, выражающему ощущение, то и по отношению к нашим словам и к обыденной речи должно явиться нечто высшее. Это высшие мы видим в искусстве: в художественных символах и аллегориях, в «образах» и прочие. Очевидно, это высшее должно развиваться дальше и давать возможность выражать всё новые и новые ряды впечатлений, всё более и более широкие круги идей и понятий одновременно относящимися к ним эмоциональными тонами.
Эмоциональные тона жизни пока лучше всего выражает музыка, но зато она совсем не выражает понятий. Поэзия стремится выражать то и другое вместе.
В искусстве мы уже имеем первый опыт языка будущего. Искусство идёт в авангарде психической эволюции.
Мы ещё не вполне ясно отдаём себе отчёт в какие формы выльется развитие человеческих способностей. Но мы уже можем сказать, что формы сознания и способы выражения их непрерывно эволюционируют, и кроме известных нам форм должны образовываться новые».
Свидетельство о публикации №222072900499
Психика у системы живой начинается с того момента, когда организм научается учитывать косвенные признаки близости добычи или угрозы.
В целом, психика нынешнего существа разумного это комплекс процессов само регуляции организма от физиологии до само копания в своих помыслах. Сразу замечу, что никакая мысль в голове не заводится без какой-то потребности в ней. А о потребностях разговор отдельный.
Михаил Шамин 2 01.09.2022 13:41 Заявить о нарушении
Лариса Болотова 02.09.2022 10:28 Заявить о нарушении