Гречиха

Выйдя в полдень погулять, мы с сыном шли по кромке леса, примыкающего к большому полю, на котором росли неведомые нам растения. На макушках высоких прямых стеблей ярко красного цвета с зеленой треугольной формы листьями группировались кучки мелких плодов, похожих на орешки. Мы брали плоды в ладони, рассматривали. В это время подошел к нам мужчина, вышедший из леса.
– Интересуетесь? – спросил он и, присмотревшись, продолжил. –  Я ведь вас видел в деревне. Вы городской, зять Василисы Петровны?
– Да, – ответил я улыбаясь. – Деревня не город, здесь все и про всех знают. Здесь принято здороваются даже с незнакомыми.
– А я агроном колхоза, Василий Михайлович, – он подал руку, и мы познакомились, обменявшись рукопожатием.
– Ну, как там, в городе живется?
– Как вам ответить, даже не знаю. Скажу, хорошо, будете спорить, доказывать, что у вас здесь лучше, в деревне чистый воздух, тишина, нет суеты. Но мы привыкли к городской жизни и довольны.
 – Тогда не будем спорить. Вы поняли, что растет на этом поле?
– Нет, может быть, нам расскажите?
– Это гречиха. Удивительное растение. Если б вы видели все это весной! Представляете, растения стояли на высоких зеленые стеблях с шапками цветков разных оттенков, то розового, то белого. И под легким дуновением ветерка эта зеленая масса с цветками колыхалась, словно дышала, извлекая незабываемый аромат. А над полем летали, жужжали труженики пчелы, собирая нектар, основу лечебного гречишного меда. Незабываемое зрелище. Сейчас гречиха находится в стадии созревания, и стебли ее покраснели, а из цветков образовались темного цвета семена. Гречиха – древнейшее растение. Вышла она из Индии, росла на полях Китая, Японии. Греческие монахи завезли ее на Киевскую Русь. Поэтому растение и назвали гречихой.
– Ну, отдыхайте, – попрощался Василий Михайлович, – а мне пора, и он отправился по дороге в деревню.

Мы остались. Настроение неожиданно ухудшилось. Может быть потому, что солнышко спряталось. Я посмотрел на небо. Вдали стояла неподвижно черная туча. Ветерок усиливался.
– Толя, пойдем домой. Как бы под дождь не попасть! Видишь туча, какая тяжелая висит. А вон и мама вышла нас встречать.
И мы поспешили назад.

Сказка о гречке

Вечером Толя рассказывал бабушке Василисе о том, как они с папой ходили на гречишное поле, слушали дяденьку агронома.
– Это вы с Василием Михайловичем встречались?
– Да.
– Он любит говорить о своих растениях. А хочешь, я тебе сказку расскажу, тоже про гречиху?
– Хочу.
– Тогда садись рядом и слушай. А я вот буду языком рассказывать, а руками вязать носок.

Она взяла с полки отложенное вязание, шерстяную пряжу, спицы и загадочно стала рассказывать.

«В некотором царстве, некотором государстве, за морями и горами жили-были царь с царицей. И родилась у них дочь красоты неописанной.
– Каким именем, батюшка, ее нарекем? – спросила царица.

Царь-батюшка задумался и решил:
– Давай поступим, как наши предки делали. Направим к перекрестку дорог посла. Пусть он спросит имя первого встречного, этим именем и назовем нашу красавицу.

И велел царь князьям да боярам исполнить его волю. Собралась срочная дума, собрание. Стали думать, кого назначить послом, кто в точности выполнит волю царскую. Избрали самого молодого князя, и тут же отправили в дорогу на быстром, украшенном богатой сбруей, коне.

Князь ехал к назначенному месту по дороге через дремучий лес. Вверху светило солнце, а внизу было сумрачно. А вот и перекресток дорог, расположенный по середине большой, залитой солнцем, поляны. Отпустив коня пастись, князь сел под дуб, стал наблюдать за дорогами. День проходит, другой, на дорогах никто не появился. На третий день погода испортилась. Моросил мелкий дождь. Солнце спряталось за тучи. К полудню на одной из дорог показалась бабушка. Уставшая, промокшая она медленно шла, опираясь на палочку.

Князь вышел ей навстречу, спрашивая:
– Куда идешь, матушка, в такую непогоду?
– Иду в Киев-град, Богу молиться.
– А скажи мне твое имя, изотчество.
– Имя мое Гречиха, а изотчества я не помню, да никогда ко мне по изотчеству и не обращались. В нашем краю это не принято.
– Странно! Ты, наверное, обманываешь меня. Скажи правду. Такого имени я никогда не слышал, да и не может такого быть. Мне надо точно знать, кто ходит по этим дорогам. Такова воля царская!

Князь стал гневаться. Старушка испугалась, как бы беды не приключилось. Стала усердно молиться, повторяя, что люди зовут ее Гречихой, что идет она Богу молиться. Она просила, умоляла отпустить ее, что она сказала правду, ничего не утаила.

Князь видел, как перепугал старого человека. Он смилостивился, поверил и пожалел старушку. Достав из сумы несколько золотых монет, вручил перепуганной бабушке, наказав, чтобы она крепко молилась за царя с царицею и их новорожденную дочь красавицу.

Затем удалой князь вскочил на коня и помчался назад к дворцу... »
– Толя, ты, наверное, устал, иди во двор погуляй, остальное я тебе расскажу завтра, – закончила бабушка Василиса, заметив, что внук потерял интерес к сказке.

Свершение чуда

На следующий день Толя подошел к бабушке Василисе, взял ее за руку и попросил:
– Бабушка, хочу сказку.
– Помню, помню, обещала. Давай садись.

Она взяла свое вязание и стала рассказывать.
«Князь прискакал на своем быстром коне в город и сразу пошел в думу рассказывать пославшим его на задание. В подробности доложил, как он встретил на перекрестке старушку, как выпытал ее имя. Потом князья и бояре отправились в царский терем докладывать о выполнении царской воли. Сказали, как посол встретил старушку, шедшую в Киев-град Богу молиться, а звали бабку Гречихой. Слушал царь речь боярскую, диву дивился, до чего же необычное имя выведали, и молвил так:
– Вот и хорошо, будет наша дочь красавица Гречихой зваться!

Отпустив князей и бояр, царь объявил о своем решении матушке царице. И окружили они дочь красавицу Гречиху заботой нянек, которые о ней заботились, развлекали, баловали. В долгом времени, аль вскоре превратилась она в озорную подвижную девушку неописанной красоты. Она была как цветок в стадии наилучшей зрелости. Не зря женихи заглядывались.

Однажды весной царская семья ехала поездом, состоящим из нескольких открытых карет, любуясь природой. Дорога пересекала большое поле, на котором крестьяне пахали землю.
– Что делают эти люди – спросила Гречиха.
– Они землю рыхлят, чтобы семена посеять, – объяснила одна из нянек.
– Остановите карету, – велела девушка.
– Что ты задумала, – заволновалась нянька.
– Хочу походить по земле, – ответила царевна. Она сбросила туфельки, и босоногая закружилась в танце, двигаясь по вспаханной земле. На небе неожиданно повисла тяжелая грозовая туча. Налетел ветер. Стало темно. Грянул гром, и на землю обрушилась стена воды. Скоро вся эта напасть закончилась. Выглянуло яркое солнце. Но где царевна? Не было нигде. Ее искали, не нашли. Как горевали царь с царицею, разве словами расскажешь. Плача вернулись в свой царский терем.

Только вскоре, на месте, где танцевала царевна, взошли всходы непонятного растения. Показали царю, который, поплакав, велел надежно растение охранять. Время шло. Поле покрылось розовыми цветками, излучающими необыкновенный аромат, и над ним летали пчелы. Они перелетали с одного бутона на другой, копошились в нем, собирая нектар. А осенью с растений собрали урожай семян. Оказалось, их можно есть, варить кашу. По велению царя семена назвали гречкой. Так у людей появилась новая, до тех пор неизвестная, каша гречневая».
– Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец, – бабушка погладила внука по голове, и Толя отправился гулять на улицу.


Рецензии