Причуды памяти

Удивительное явление – человеческая память. Встречаясь с подругами школьных лет, каждый раз удивляюсь тому, что они не помнят того, что помню я. А они в свою очередь изумляются, как я могу всё это помнить, а главное – зачем? Действительно, зачем наша память хранит какие-то незначительные события, детали давно прошедших лет? И почему у одного человека определенный эпизод из детства отпечатался в памяти до мельчайших деталей, окрашен яркими красками, а его приятель, участник того же эпизода, не помнит его совсем?
А иногда мы даже и не догадываемся, что хранит наша память, что давно уже пылится в тайных уголках нашего сознания.  И только в определенный момент  бытия из глубин памяти, как чертик из табакерки, выпрыгивает нечто, и ты только диву даешься: откуда я это помню? А главное, зачем?
У меня тоже однажды «всплыло» воспоминание, которое сильно озадачило меня. Да и сейчас я иногда думаю: почему я это запомнила?  У каждого человека, к сожалению, бывает в жизни момент, когда он в отчаянии поднимает глаза к Небесам и вопрошает: «За что? Почему именно я?».  При желании всегда можно найти за что, ведь людей безгрешных не бывает. Кто-то успокаивается на этом, принимает удар судьбы, как наказание свыше и пытается жить дальше.  Но иногда смотришь на окружающих тебя людей и начинаешь думать: если все люди не без греха, то почему все-таки мне «прилетело»?  В разговоре с одним священнослужителем я услышала от него другой вариант объяснения: «Не спрашивай «за что?», спрашивай  «для чего?». Вдруг, Господь, таким образом, уберегает тебя и твоего ребенка от чего-то более страшного?».
Да, Господни пути неисповедимы и нам, простым людям, не суждено познать Божий замысел. И все-таки такое объяснение священнослужителя не успокоило меня. Кто знает, сколько еще бы я ковырялась в себе, пытаясь понять, за что и почему, и чем особым я провинилась. Но тут моя память пришла мне на помощь и я кое-что вспомнила.  И это воспоминание, неожиданно для меня самой, примирило меня с новой действительностью, которая до этого казалась темным тоннелем без единого лучика света.
Я вспомнила крошечный эпизод из старого зарубежного фильма. Самое удивительное, что я не помню, как называется этот фильм, каков его сюжет, кто из актеров играл в нем, я даже лиц героев не помню. Только один крошечный эпизод. Я видела этот фильм один единственный раз, будучи ребенком. По моим подсчетам это был период с конца восьмидесятых до начала девяностых.  За достоверность слов не ручаюсь, но смысл запомнился точно.
Уже немолодой полицейский успокаивает рыдающую женщину, которая только что подверглась сексуальному насилию.  Как и многие жертвы, она спрашивает: «За что? Почему именно я?». И полицейский ей говорит:
- Вы знаете, какое самое крупное животное в мире? Это синий кит. Он весит сотню тонн, и может размером превышать десятки метров. И вот у этого гиганта в его пищеводе есть участок, диаметром не больше чайного блюдца. Представляете? И если он случайно проглотит что-то крупнее мелкой рыбешки, он попросту умрёт. А вы знаете, кто в этом виноват? Никто. Никто не виноват, просто так случилось и всё.
Как ни странно, но именно эти простые слова, что никто не виноват и просто так случилось, меня успокоили и примирили с действительностью. Но меня иногда все-таки одолевает любопытство: почему я, будучи ребенком, запомнила именно это? Зачем я это запомнила? Может, провидение знало, что ожидает меня и это воспоминание приберегло на черный день?  Разумеется, я вряд ли когда-нибудь узнаю, что же это был за фильм. Но я бы посмотрела его еще раз, просто чтобы понять.


Рецензии
Ну, а если все виноваты, так никто и не виноват
©Фильм "Штаны", конец 80х
А теперь отгадайте - какой персонаж их произносит?

Анна Мышеловкина-Тверская   20.07.2023 15:06     Заявить о нарушении
Добрый день, Анна! Если честно, я этот фильм не видела, потому и ответить на вопрос не смогу...

Татьяна Бегоулова   20.07.2023 15:35   Заявить о нарушении
Один из последних с настоящим Юрием Яковлевым.
А слова эти говорит начальник тюрьмы. Когда обсуждают - кто виноват в сталинских репрессиях. Раз все голосовали за смерть врагам народа и с транспорантами бегали, значит все и виноваты.

Анна Мышеловкина-Тверская   20.07.2023 15:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.