на злобу дня

У животных нет понятия -  гордость. Также как собственного достоинства или чести. Например, если на проходящего мимо льва набросится  какой-нибудь страус, оберегающий птенца, то царь зверей, если он не голоден, конечно, запросто пустится наутек. И не будет потом мучиться бессонными ночами, переживая свое позорное бегство. Потому, что сытому льву нет никакого дела до страуса и ввязываться в конфликт и объяснять какому-то чуду в перьях, кто здесь главный -  для него совершенно бессмысленно, проще убежать и забыть. Здесь налицо принцип целесообразности.
А вот немного другой пример. Иногда белые и бурые медведи встречаются на границе своих владений. И у них возникают конфликты из-за добычи. Это может быть туша падшего животного или просто свалка на окраине какого-нибудь северного поселка. Тут прямая заинтересованность с обеих сторон – кто уйдет голодным, а кто получит еду. И вот, что интересно – в подавляющем большинстве победителем из таких стычек выходит бурый медведь, хотя он значительно уступает белому в размерах и силе. А все потому, что белый медведь знает, что если в потасовке он получит травму и не сможет потом какое-то время охотиться, он попросту погибнет от голода. И если он видит, что соперник настроен решительно и уступать не собирается, то предпочтет ретироваться и поискать более легкую добычу.  У бурого медведя больше источников питания, он всегда может кормиться ягодами, грибами и прочей растительностью, коей в лесах предостаточно и поэтому для него не так критично получить травму. У него больше шансов выжить потом, и он готов зайти дальше в отстаивании своих интересов
Здесь мы видим в действии принцип « приемлемого ущерба». Каждый из зверей определяет его для себя и поступает соответственно.
Есть, конечно, в животном мире некоторые экземпляры, вступающие в бой без повода и без всякой выгоды, а иногда и с просто фатальными для себя последствиями, например – бараны или индюки, но гордость здесь ни - причем – все дело в отсутствии мозгов и дрянном характере. Но это скорее исключения.
Подавляющее большинство современных западных стран (за исключением Польши - эта ведет себя как баран по отношению, как к противникам, так и к союзникам) действуют похожим образом. И при отстаивании своих интересов, руководствуются принципами целесообразности и допустимого ущерба, и не стесняются, в случае чего «включить заднюю», не озадачиваясь  возвышенными понятиями о гордости, доблести и чести.  Для стран, расположенных  восточнее и  на юго-востоке, понятие национальной гордости не пустой звук и они способны  терпеть ущерб и нести потери. Западные страны могут безнаказанно  утюжить какую-нибудь отсталую в военно-техническом  плане страну, но при столкновении с более-менее равным соперником, который способен дать сдачи, и который не будет считаться с собственными потерями, они неизбежно отступят. Это безусловно хорошо для простых солдат, чьи жизни гораздо больше ценятся на Западе, чем на Востоке, но с точки зрения достижения сугубо военных целей, это конечно слабость.
И поэтому победа всегда останется на стороне « маленького» бурого мишки.


Рецензии