Под мотором по Оби

Когда в сентябре  семьдесят энного  года я приступил к преподавательской деятельности, которая светила мне пожизненной, и до меня дошло, что я теперь обречен на длительные летние отпуска, встал вопрос об организации семейного отдыха и вообще досуга. Санаторно-курортный вариант меня категорически не устраивал, а вопрос о даче тогда вообще не стоял.

 Имея за плечами богатое водными процедурами детство, опыт рыбацкой Колымы, а перед глазами водную гладь Оби и   бескрайнее водохранилище (вообще-то всего 12х100 км), я долго не думал. С первой же зарплаты  пошёл в центральный универмаг и купил  лёгкую дюралевую лодку МКМ (для знатоков - это  тот  же «Прогресс» в масштабе 0,85)   с мотором «Нептун-М»  мощностью 23 л.с. Покупка тянула на две месячных зарплаты, но я оформил рассрочку, так что семья даже не заметила урона в бюджете. Но для меня это был аналог того порося, что купила ранее беззаботная баба.

Впереди была зима, и всё это громоздкое хозяйство я пристроил на хранение у дальнего родственника жены, которого отыскали в районе академгородка. Лодка до весны нашла пристанище, прислонившись вверх дном у забора, мотор приютился в курятнике, где выпивающий хозяин едва не сжег его, подогревая с помощью самодельной электропечки мерзнущих кур.

В ту зиму я осваивал флотоводческое искусство на вечерних курсах ДОСААФ. Все всерьёз с прохождением медкомиссии, сдачей госэкзамена, выдачей удостоверения, похожего на шоферское, с вкладными талонами для отметки предупреждений за нарушения. К тому же, в отличие от шоферских порядков, нужно было регулярно накануне навигации сдавать контрольные квалификационные экзамены. В отличие от сегодняшних порядков, даже не припомню, платной ли была учёба.

За зиму мне предстояло решить ещё одну непростую задачу: выхлопотать стояночное место на одной из лодочных станций в городской зоне. Ездить за лодкой 30 км туда и обратно не улыбалось. Лодочные места, как многое в СССР, были дефицитны. Конечно, в связи с непомерно растущим благосостоянием трудящихся, но мне от этого было не легче. Заполучить  желанное место было потруднее, чем приобрести лодку и получить водительское удостоверение. Дело осложнялось тем, что я был новичок: я никого не знал, как и меня тоже. Более полугода  был бездомным, пока , наконец, не получил желанное место: для лодки - на стеллаже, для мотора и плавательной рухляди - в сейфе. Лодочных станций  в акватории Новосибирска и Академгородка было множество, а владельцев мотолодок и мини-катеров ещё больше. Вот и я стал одним из этих одержимых водой и моторами людей.

Казалось, этим заботам не будет конца. Согласно всяким требованиям и нормативам на плавсредство требовалась уйма всяких вещей, без которых эксплуатация была запрещена.
Потребовался комплект аварийно-спасательных средств, опознавательные световые сигналы в тёмное время суток, всякие свистки, фонари, флажки.

Для сибирской погоды совершенно неподходящими были открытый кокпит и тридцатисантиметровой высоты ветровое стекло. Я поставил дистанционное управление, установил  метровой высоты лобовое стекло, из старых раскладушек поставил складные дуги и натянул непромокаемый тент. Получился маленький всепогодный катер на 4 человека.

Осталось позаботиться о походной посуде, раскладной мебели, не говоря о приличной палатке и не считая емкостей под бензин и питьевую воду.  Потом велосипед, чтобы добираться до лодочной станции – словом, появилась куча забот, которые немного разнообразили строго регламентированное учебным планом преподавательское существование.

Все это делалось постепенно, с удовольствием, с энтузиазмом, с предчувствием тех впечатлений и приключений, которые нас ожидали в этом чудном чарующем мире.

Первые впечатления от своей покупки я испытал, перегоняя ещё недооборудованную лодку с места временного хранения на стационарную базу. Пока дождался оказии на шлюзах - стемнело. Сам процесс шлюзования требует собранности и внимания. Мощные водные потоки создают сильные течения и водовороты. Зазевался - глядишь, уже подвис. Автомобилисты знают, что мотор капризничает в пробках, на мостах и переездах. С лодками - то же самое. Надо переходить в другой шлюз. А он капризничает, не заводится. Большие суда цепляться к ним не позволяют. Весел нет - совсем беда. Хорошо, если попутчик сжалится конец бросит.

Когда  вышел  из шлюзового канала в основное русло, стало совсем темно. Черная гладь реки. Далёкие огни на берегах. Даешь полный газ, и кажется, что легкая  лодка готова взлететь. На воде сидишь низко над поверхностью, и скорость кажется просто ужасающей. Под пятьдесят километров в час - не меньше.

Не хочется думать, что будет, если на такой скорости налетишь на препятствие.  Привязные ремни не предусмотрены. В дальнейшем я никогда не одевал спасательные средства, чтобы в случае необходимости иметь возможность нырнуть для оказания помощи кому-то из спутников. В нагруднике не нырнёшь.   

Мотор и лодка оказались очень хороши. Но выявились и слабые места. Винт мотора оказался близко к поверхности. На волне и при резком маневрировании он «схватывал» воздух и терял тягу. Я срезал на 30 мм транцевую доску сверху, и такие неприятности прекратились.

Вторая мало приятная особенность заключалась в том, что он легко срезал шпонку крепления винта на валу. Для этого не обязательно врезаться винтом в дно. Достаточно включить ход, не снизив обороты до минимума. Вопрос решался просто. Я возил с собой пригоршню этих шпонок  и наловчился их менять не снимая двигателя, лишь приподняв дейдвуд над водой. Оставался риск утопить винт, но это уже другая песня.


Рецензии
Добрый день, Георгий! Какой красавчик сидит в лодке и призадумался! Точно
такие хлопоты были и у моего мужа, когда приобрел моторную лодку. Только не надо
было место на лодочной станции. У нас было свое место в гаражном кооперативе на
бухте. Зато теперь и рыбачит на ней и катает нас.
Здоровья Вам и всех благ!
С уважением и теплом,

Людмила Каштанова   30.04.2025 13:09     Заявить о нарушении
Однажды мы всей семьёй провели выходные на водохранилище:
купались, загорали, меняя места одно другого краше и
живописнее. Когда вернулись уже ночью на лодочную станцию,
выяснилось, что сынуля, ему уже было 10-11 лет, где-то
оставил свои тапки. До самого дома он "ехал" на моей шее.
Этот день вспоминается, как самый счастливый в жизни.

Георгий Иванченко   30.04.2025 13:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.