Под мотором по Оби
Имея за плечами богатое водными процедурами детство, опыт рыбацкой Колымы, а перед глазами водную гладь Оби и бескрайнее водохранилище (вообще-то всего 12х100 км), я долго не думал. С первой же зарплаты пошёл в центральный универмаг и купил лёгкую дюралевую лодку МКМ (для знатоков - это тот же «Прогресс» в масштабе 0,85) с мотором «Нептун-М» мощностью 23 л.с. Покупка тянула на две месячных зарплаты, но я оформил рассрочку, так что семья даже не заметила урона в бюджете. Но для меня это был аналог того порося, что купила ранее беззаботная баба.
Впереди была зима, и всё это громоздкое хозяйство я пристроил на хранение у дальнего родственника жены, которого отыскали в районе академгородка. Лодка до весны нашла пристанище, прислонившись вверх дном у забора, мотор приютился в курятнике, где выпивающий хозяин едва не сжег его, подогревая с помощью самодельной электропечки мерзнущих кур.
В ту зиму я осваивал флотоводческое искусство на вечерних курсах ДОСААФ. Все всерьёз с прохождением медкомиссии, сдачей госэкзамена, выдачей удостоверения, похожего на шоферское, с вкладными талонами для отметки предупреждений за нарушения. К тому же, в отличие от шоферских порядков, нужно было регулярно накануне навигации сдавать контрольные квалификационные экзамены. В отличие от сегодняшних порядков, даже не припомню, платной ли была учёба.
За зиму мне предстояло решить ещё одну непростую задачу: выхлопотать стояночное место на одной из лодочных станций в городской зоне. Ездить за лодкой 30 км туда и обратно не улыбалось. Лодочные места, как многое в СССР, были дефицитны. Конечно, в связи с непомерно растущим благосостоянием трудящихся, но мне от этого было не легче. Заполучить желанное место было потруднее, чем приобрести лодку и получить водительское удостоверение. Дело осложнялось тем, что я был новичок: я никого не знал, как и меня тоже. Более полугода был бездомным, пока , наконец, не получил желанное место: для лодки - на стеллаже, для мотора и плавательной рухляди - в сейфе. Лодочных станций в акватории Новосибирска и Академгородка было множество, а владельцев мотолодок и мини-катеров ещё больше. Вот и я стал одним из этих одержимых водой и моторами людей.
Казалось, этим заботам не будет конца. Согласно всяким требованиям и нормативам на плавсредство требовалась уйма всяких вещей, без которых эксплуатация была запрещена.
Потребовался комплект аварийно-спасательных средств, опознавательные световые сигналы в тёмное время суток, всякие свистки, фонари, флажки.
Для сибирской погоды совершенно неподходящими были открытый кокпит и тридцатисантиметровой высоты ветровое стекло. Я поставил дистанционное управление, установил метровой высоты лобовое стекло, из старых раскладушек поставил складные дуги и натянул непромокаемый тент. Получился маленький всепогодный катер на 4 человека.
Осталось позаботиться о походной посуде, раскладной мебели, не говоря о приличной палатке и не считая емкостей под бензин и питьевую воду. Потом велосипед, чтобы добираться до лодочной станции – словом, появилась куча забот, которые немного разнообразили строго регламентированное учебным планом преподавательское существование.
Все это делалось постепенно, с удовольствием, с энтузиазмом, с предчувствием тех впечатлений и приключений, которые нас ожидали в этом чудном чарующем мире.
Первые впечатления от своей покупки я испытал, перегоняя ещё недооборудованную лодку с места временного хранения на стационарную базу. Пока дождался оказии на шлюзах - стемнело. Сам процесс шлюзования требует собранности и внимания. Мощные водные потоки создают сильные течения и водовороты. Зазевался - глядишь, уже подвис. Автомобилисты знают, что мотор капризничает в пробках, на мостах и переездах. С лодками - то же самое. Надо переходить в другой шлюз. А он капризничает, не заводится. Большие суда цепляться к ним не позволяют. Весел нет - совсем беда. Хорошо, если попутчик сжалится конец бросит.
Когда вышел из шлюзового канала в основное русло, стало совсем темно. Черная гладь реки. Далёкие огни на берегах. Даешь полный газ, и кажется, что легкая лодка готова взлететь. На воде сидишь низко над поверхностью, и скорость кажется просто ужасающей. Под пятьдесят километров в час - не меньше.
Не хочется думать, что будет, если на такой скорости налетишь на препятствие. Привязные ремни не предусмотрены. В дальнейшем я никогда не одевал спасательные средства, чтобы в случае необходимости иметь возможность нырнуть для оказания помощи кому-то из спутников. В нагруднике не нырнёшь.
Мотор и лодка оказались очень хороши. Но выявились и слабые места. Винт мотора оказался близко к поверхности. На волне и при резком маневрировании он «схватывал» воздух и терял тягу. Я срезал на 30 мм транцевую доску сверху, и такие неприятности прекратились.
Вторая мало приятная особенность заключалась в том, что он легко срезал шпонку крепления винта на валу. Для этого не обязательно врезаться винтом в дно. Достаточно включить ход, не снизив обороты до минимума. Вопрос решался просто. Я возил с собой пригоршню этих шпонок и наловчился их менять не снимая двигателя, лишь приподняв дейдвуд над водой. Оставался риск утопить винт, но это уже другая песня.
Свидетельство о публикации №222073001011
такие хлопоты были и у моего мужа, когда приобрел моторную лодку. Только не надо
было место на лодочной станции. У нас было свое место в гаражном кооперативе на
бухте. Зато теперь и рыбачит на ней и катает нас.
Здоровья Вам и всех благ!
С уважением и теплом,
Людмила Каштанова 30.04.2025 13:09 Заявить о нарушении
купались, загорали, меняя места одно другого краше и
живописнее. Когда вернулись уже ночью на лодочную станцию,
выяснилось, что сынуля, ему уже было 10-11 лет, где-то
оставил свои тапки. До самого дома он "ехал" на моей шее.
Этот день вспоминается, как самый счастливый в жизни.
Георгий Иванченко 30.04.2025 13:43 Заявить о нарушении