Сны

                1.  СТРАШНЫЕ СНЫ

Страшно, когда во сне заблудился и не находишь выхода.
Вокруг незнакомые улицы, перекрёстки, заросли деревьев, тропинки…
Очень долго во сне (в образах памяти) местность не узнаётся, есть только путь – войти в дверь, спуститься по лестнице,  пройти по комнате, подойти к окну. И только через много лет жизни в одном месте (в городе, квартире) – начинаешь во сне узнавать пространство целиком, как бы сверху, как на карте. Причём, сначала узнавание местности происходит только при просыпании и осмыслении сна, а потом и в самом сне.
Этот феномен – превращение образа пространства-пути в пространство-карту давно описан в психологии, но только не во сне, а в реальной жизни. Называется это – формирование пространственных представлений, развиваются эти представления с возрастом (в начале жизни они ещё не сформированы), и с опытом перемещений. Некоторые люди легко овладевают пространственной ориентацией, другие долго не могут найти нужное место даже в знакомой обстановке.
У зрячих людей эти представления зрительные, у слепых – тактильные.
Очевидно, в реальной жизни представление вроде бы сформировано – мы уже ориентируемся. А во сне его как бы нет. Зато в памяти есть прошлый, часто ещё детский страх – затеряться, не найти дорогу домой. Вот и блуждаем мы во сне в таинственных пугающих закоулках, по чужим улицам в незнакомых городах, садах, в непонятных интерьерах, по неизвестно куда ведущим лестница, не имея возможности вернуться туда, откуда вышли.
Страшно во сне, страшно и наяву.
А это всего лишь наше недооформленное - как в понятийном, так и в духовном плане сознание.
Интересно, что такие сны имеют тенденцию повторяться, иногда даже несколько ночей подряд. И не всегда, а только в сложные периоды жизни, когда есть нерешённые проблемы и нет понимания, как их решить. Духовный тупик иллюстрируется во сне тупиком пространственным. Мысленное заблуждение во сне представляется долгим блужданием по незнакомым дорогам и тёмным комнатам. Мы просыпаемся в страхе, сердце колотится, давление поднимается – умственная работа активизируется. Возможно, тут и найдётся решение проблемы или, по крайней мере, придёт понимание необходимости всё же начать разгребать завалы.

).                2.   ВЕЩИЕ СНЫ

Во сне нет времени.
Прошлое кажется настоящим или даже будущим, будущее – настоящим или прошлым.
Прошлое врывается в наши сны ужасом невыученных уроков и не готовности к экзамену, который вот сейчас начнётся. А ведь мы уже давно не школьники и не студенты. Какое облегчение – проснуться и понять, что всё уже позади!
Потеря времени во сне вызывает страх.
Это прошлый страх, уже нами пережитый и закрепившийся в памяти души – там продолжают существовать наши сильные эмоции. Они лишены временных ориентиров, они будут там всегда, они будут напоминать нам наши ошибки, чтобы мы их не повторили.
Что же такое – вещие сны, сны о будущем?
Психологи склонны считать их нашими грёзами, мечтаниями,  представлениями о чём-то очень желанном, или, наоборот – о том, чего хочется избежать. Действительно, если я мечтаю о загородном доме, он вполне может мне присниться во всей своей красе. Но мне всё равно, какая дверь у парадной лестницы в доме, где я живу, и если сейчас она старая деревянная, то почему во сне она вдруг стала железной, покрашенной коричневой краской. Причём это снилось тогда, когда таких дверей ещё не делали. Но вот, через много лет сделали – да, именно она мне и снилась. Зачем снилась? О чём предупреждал меня этот сон из будущего?
Или вот – я иду во сне домой из Никольского Морского собора в тёмном длинном – почти до пят – платье. В то время, когда мне приснился этот сон, мои юбки и до колен не доходили, и вообще носила я оранжевое с зелёным. В церковь не ходила  - не была крещена, и не думала о Боге. Однако, сон был сердечно тёплым и из памяти не уходил. Воцерковление произошло через 40 лет.
Неисповедимы пути Господни!

                3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СНЫ

Приснился сон – цветная картинка из прошлой жизни: я с мужем и детьми, мы бегом спускаемся по травянистой горке к берегу Камы. Чудесный солнечный день. Я смотрю на себя со стороны (как это получается?) На мне сшитый мною сарафан с крылышками на лямках, он из хлопчатобумажной вуали (ткань трофейная, из маминого чемодана), на дочке – ей 7 лет – сарафан, сшитый мною из красного в голубой и жёлтый цветочек ситца. Сыну 5 лет, он в импортной кофточке и шортах.  Муж идёт за моей спиной, но я вижу его тоже. Сценка во сне очень яркая, отчётливая, всё можно разглядеть до деталей.
Я – красивая, стройная, сарафан с оборкой внизу до середины голени – 1976 год.
Почему во сне я вижу себя со стороны? Почему я красивая, хотя никогда такой себя не считала? (маленькая, полненькая, в очках).               
Были ли ещё такие картинки в снах?
Да, есть: вот я в оранжевом с синими полосками вязаном платье (из комиссионки) поднимаюсь по лестнице в каком-то дворце (свадьба чья-то, или регистрация младенца…)
Есть и другие картинки из снов. Как фотоснимки, но фотографий этих событий мы не делали.
Как это получилось, что я во сне вижу себя внутри события, и в то же время являюсь его наблюдателем?
Ведь душа только после смерти видит своё тело со стороны.

Очевидно основой, всё же, был зеркальный образ, сохранённый в памяти (ведь я пользовалась зеркалом, когда шила себе сарафан). Но кто поставил его, это моё изображение, на правильное место в картинке из сна, так что я могу не только полностью рассмотреть свою фигуру в платье, но и  посмотреть сама себе в глаза?
Что-то происходит внутри памяти души, формирующее без нашего участия целостные зрительные картины событий. Какой-то режиссёр создаёт кино нашей жизни, и мы в нём – актёры. Причём это кино не обязательно документальное, а чаще художественное – ведь мы хотим видеть себя привлекательными и совершать только благородные поступки.


Рецензии