1986 Гномики и магия Чародея

Часть первая

Мне восемь и меня снова встречает Павловск . Новый заезд и эти три месяца - будут тянуться как вечность . Дома невыносимо , а здесь " не дома "
 День для меня поделился на этапы .  Утро - это  каша и процедуры , которые в свою очередь тоже делились на приятные и неприятные . К неприятным относились - уколы , таблетки  , сладко-вонючий сироп , от которого тошнило (о сколько было выброшено мной химии , тогда я не понимала , что была в них все же польза )  У медсестры был такой поднос с ячейками , в которых лежали разноцветные таблетки .
 - У тебя какая ?
 - У меня красная и фиолетовая .
 - Горькая ?
Электротоки и массаж , так же были не приятны . Да я и до сих пор еле выношу чужие прикосновения . Массаж делали , как правило ,  уставшие женщины в возрасте , которые за свои грошовые зарплаты приходили нас погладить , меня это раздражало .
Была все же одна исключительная дама "Карповна "- ее звали , но к ней было попасть нереально , брала она "тяжелых " детей , естественно , за неплохое вознаграждение . Блондинка лет пятидесяти ,  напоминала    балерину на пенсии -  такая же худая , жилистая , с нереально сильными руками и длинными музыкальными пальцами. Как то она проводила мастер класс по массажу для мамаш и меня выбрали в качестве наглядного пособия . Меня уложили на стол и ее пальцы начали плавать по моему телу , заходя глубоко под кожу , мне казалось , что она передвигает мои мышцы..
К приятным процедурам можно было отнести - Озокерит ( полежать погреться мне нравилось ) . Мои левые конечности  заворачивали в прямоугольники - клеенки с расплавленным парафиноподобным черным веществом , а сверху еще в одеяло . Гидромассаж , тот же массаж , но руками не прикасались , а только сильнейшим напором воды . Правда , этот гидромассаж делал дяденька странноватого вида , похожий на Боярского . Еще были ароматно - хвойные , жемчужные - ванны с пузырьками , душ Шарко и бассейн  ( один раз я там " тонула " , помню иду ко дну , а изо рта большие пузырьки воздуха на поверхность - красиво так ) . Ещё был уличный бассейн под открытым небом  для старших детей .
А в кабинете Лфк-стояла лошадь- велосипед , я ходила туда , только из - за нее . Она представляла из себя  повозку с сиденьем перекладиной , педали вынесены чуть вперед и на месте руля передняя часть лошади , которая подняв свою ногу словно собиралась  бежать рысцой . Повозка была для меня чудом в этих закрытых от мира стенах.
Я ненавидела , когда мне привязывали правую руку и заставляли шнуровать левой. Справедливости ради скажу , что если бы не те таблетки , уколы  и их муштра , то была бы у меня сейчас вместо руки "утка"- как говорила моя мать .
Особое отношение у меня было и еще к одному кабинету , туда я всегда спешила , на двери было написано - Трудотерапия . Кабинет
напоминающий шкатулку со множеством полочек , коробочек , которые  были переполнены от детских поделок за много лет существования санатория . Творчество для больного ребенка было не только возможностью забыться , но и помогало в развитии моторики рук . Уходя в работу , где требуется некая фантазия и чёткость  действий ,  дети  забывали про свои ограниченные возможности и про свою боль . В такие моменты существовала только  его недошитая маленькая собачка . Детям у которых возможности были более ограниченны -  предлагалось сшить колобка . Почему то моих возможностей хватило только на колобка . А привезла домой я  не только колобка , но и чужую собачку  из синего драпа и коричнего меха на ушах .  По моему , ее кто - то  не успел дошить , она была одноухой и я её любила .  Были там еще аппараты для выжигания , вот это да , это вещь.. один запах паленого дерева чего стоит.
Я все время хотела сделать подарок своим близким. Я выжигала дощечку. Появление узора на дереве было для меня  подобно волшебству.
Ещё одно моё волшебство - создание " музея" фигур разный животных .  Как то во время прогулки на территории санатория  мы начали лепить мишек из репейников .  А я предложила делать фигурки из всего - шишки  , палки , репейники . Всем понравилось и со временем - у нас появился уголок - зоопарк .  Посмотреть на наши фигуры приходили дети из других групп . Думаю моя любовь к морским корягам от туда -  из этих воспоминаний детства . Отдельное место в моей жизни занимает следующее событие .
Однажды , когда  после полдника мы находились в игровой , вошла женщина , думаю она была педагогом доп . образования . Она попросила всех сесть на стульчики и начала нас рассматривать. Потом сказала :
- " Ребята ! Мы будем ставить спектакль  "  Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях " и сейчас я вам раздам роли .  Кто не получит роль , тот будет участвовать в массовке или в следующем спектакле. 
- Так , ты будешь Царевич Елесей .
Показала она на коротко стриженного блондина . Он так и остался в моей памяти с этим именем " Елесей " . У него  было ДЦП , средней тяжести . В основном пострадали ноги , но бегал он достаточно быстро  на полусогнутых .
- Так , а ты будешь Спящая красавица , обратилась она к смуглой , симпатичной девочке.
- Нужны семь братьев богатырей . Кто хочет ?
Ребята подняли руки .
- Так , а ты будешь Злой царицей и показала в мою сторону .  Интересно , почему она решила , что я -  именно она  ?  Следующие  две недели мы учили слова и репетировали роли . " Свет мой зеркальце скажи , да всю правду доложи - Кто на Свете всех милее , всех красивей и умнее .."  По моему эта роль приклеилась ко мне на всю жизнь .
Вот незадача дней за  десять  до показа спектакля я заболела . Ладно бы просто ОРВИ , но было что то посерьёзнее . И плюсом после применения какого то лекарства тетрациклинового ряда  , у меня случилась жуткая аллергическая реакция - мои конечности отекли так , что  пальцы на руках превратились в сардельки.
На сцену я попала прямиком из изолятора . 
Актовый зал был в отдельно стоящем здании , в которое можно было попасть по мостику - переходу на втором этаже . На окнах этого перехода стояло большое количество комнатных цветов . Он был словно портал в другой мир . Мир без лекарств . В актовом  зале был специфический запах  старины . Он был мне очень приятен.  Сложный букет - старого дерева , бархата , сырости , огромного пространства , радости .
Когда на меня надели платье из атласа и расшитый бусинами жалет ,  корону  с " рубинами " - я реально почувствовала себя царицей ,  поэтому  исполнила  свою роль вдохновенно . Зал просто замер , когда моя героиня упала замертво от злости. .
Из - за штор тут же выбежали ребята и погрузили мое тело на хозяйственные деревянные носилки для уборки территории . Я не сдержалась и повернула голову в зал - мол , ну как ? Мне важна была оценка их взглядов . Короче в зале разрозился хохот .  " Царица воскресла " С тех пор к театру  у меня было особое , теплое отношение , с замиранием сердца ..

Часть вторая.

В первую половину дня каждая минута нашего времени была занята и в целом врачи относились к нам хорошо , а мы , в свою очередь , к  своему врачу относились словно к родственнику .  Особенно дети из детских домов . До сих пор помню  фамилию  своего врача - Пушкина . Ещё в санатории был врач - хирург , которого любили все дети без исключения - " Гарригасаныч " . Хоть он и был похож на Карабаса - Барабаса , он был чрезвычайно добрым . Он устанавливал  детям так называемый аппарат Илизарова , который позволял удлинять конечности и тем самым дарил возможность ходить . Выглядела эта конструкция достаточно  устрашающе .  Металлическая сетка каркас ввинченная прямо в кости . Носили его месяцами .  Был ещё один человек , которого все любили без исключения - это карусельщик . В это трудно поверить , но в восьмидесятые на территории санатория была карусель . Такая же как в парке развлечений для маленьких .  Скакуны разных цветов бежали по кругу. Можно было выбрать понравившуюся лошадку и ехать на ней . Это радость , это чудо и не нужны билеты .
 Но вот вечерами нам было не очень  сладко , когда мы оставались в распоряжении санитарок . Дети всегда остаются детьми -  даже больные , плюс в отделении были дети ассоциальные с нарушенной психикой  - олигофрены и другие ,  поэтому очень часто в воспитательных целях применялась жесткая смирительная повязка. Работа , конечно у них была тяжелая и возможно у них просто не  было иного выхода , как ходить к этим ненавистным детям , чтобы хоть как  то прожить в эти наступающие дефецитные времена.  Но нервы сдавали быстро.. доставалось всем - мне тоже в том числе " посчастливилось " полежать привязанной к кровати . Спустя много лет в начале двухтысячных- дежавю..
Самое интересное   то , чем младше ребенок , тем ему легче общаться с детьми  " иной психики " Когда дети взрослеют они утрачивают это   восприятие  иных .
Я помню мальчика Сашу из детского дома . У него был " букет "  . Слабоумие , Лёгкое ДЦП , но с непроизвольными движениями. Он был настолько худой , что одежда на нем болталась как на вешалке . Когда кого-  нибудь навещали родственники , он тихонько становился где нибудь поблизости и смотрел огромными серыми глазами  и ждал угощения , словно бездомная собака. Получив угощение , он широко улыбался и уходил по длинному коридору . Его походка напоминала полет привидения. Несмотря на отсутствие разума , его взгляд был очень светлый и добрый . Он был тихим и спокойным и ,  видимо , разные вкусняшки он получал только здесь .
Хабаров же наоборот был агрессивным ,  злобным и неуправляемым . Бывало  орал что нибудь матом и снимал штаны демонстрируя свои половые органы.
Наташа - моя подруга в  очках с толстыми линзами , от которых она была похожа на инопланетянку из за огромных глаз в пол лица. У нее было плюсом ДЦП нижних конечностей . Поэтому , несмотря на то , что она была немного старше меня , мне она была по плечо из за согнутых ног. Она однажды предложила нам сделать жвачки из зубной пасты . Тонкими полосками мы нанесли ее на бумагу , потом пальцем изобразили такие же полоски как " настоящая " . Подождали пока высохнет , но чуда не случилось ..
Витя - симпатичный мальчик , в результате несчастного случая оставшийся без ноги .  Я видела как он самостоятельно одевал протез левой ноги . Пристегивал  кожаными ремешками  искусственную , словно ватную обшитую телесным трикотажем " ногу"  . Бегал он со всеми словно прискакивая на одной ноге - протез плохо сгибался .

Часть третья

Интересное время , удивительный русский народ.. Мы всегда ждем чудес и сказок . Система летит к чертям - ура ! Что происходит? Нам передвигают отбой на полчаса позже . В коридорах волнение , санитарки бегут куда то с баночками , нам велено приготовить свои крема для массажа.. Что то будет.. Сейчас Мессир даст представление..
В нашей огромной палате , по  сути это была летняя веранда -  был телевизор, нас рассадили на стульчики по кругу , рядом присел персонал . Трех , двух-литровые банки выставлены вперед , все с замиранием сердца ждут начала.. Старенькие санитарки , больные дети все ждут  чуда . Вот прозвучал завершающий аккорд программы "Время ", поехали ! Вся страна у экрана телевизора.. Миллионы страждущих встречают этого неприметного мужичка , он там с другой стороны экрана спокойно так усаживается на стульчик и начинает как кот по стеклу водить своими лапками , что он там выводил всем было не понятно , но каждый из миллионов сидящих считал , что именно его " целитель "охаживает , шепча себе под нос таинственные заклинания.. Так начиналась новая страна -с ожидания новых чудес. В эти полчаса между персоналом и нами словно исчезал барьер - надежда была у всех. Ведь несмотря ни на что каждый в душе имеет её..
Однажды в отделении были обнаружены вши , по лицам санитарок мы понимали , что случилось  что то чрезвычайное -"  Эпидемия ! "  Нам объявили:
-"Дети , сейчас все из вас пройдут обработку , сначала девочки."
Слово"обработка"- звучала- зловеще. Девочкам имеющим длинные волосы было страшно , они боялись  , что волосы могут выпасть после..Я находилась где то между мальчиками и девочками - мои волосы как всегда были короткие..
По два человека заходили в санитарную комнату , где жутко- вонючей жидкостью поливали голову , потом заматывали пеленкой а сверху целлофановый пакет. Готовый гномик выпроваживался в коридор . Кожа лица слегка краснела от этого дуста , он жег и вызывал аллергию , все отделение наполнилось едким запахом. Вонючими гномиками мы были около двух часов.
Никто не облысел .


Рецензии