Смысловое понимание

(Из цикла "Грани понимания").
               
               
               
               
               
                Нет смысла говорить человеку то, что ему непонятно,
                если к тому же он еще и не в состоянии этого понять.
                Людвиг Витгенштейн.   
               
               
               
Объяснение или понимание               
      Человек представляется неисчерпаемым, он всегда больше той роли, которую играет (вынужденно или по собственной инициативе) и больше того, что сам знает о себе. Его творческий потенциал, неповторимый индивидуализм, поразительная готовность к сочувствию и состраданию вызывает изумление жизнью.
 
      Человеческая культура — это система, исторически созданная, прежде всего, для хранения, передачи и обмена смыслами. Но смысл – это человеческое переживание, которое принципиально не формализуется. Ввиду неоднозначности слова и смысловой логики его физическое выражение естественным языком чрезвычайно затруднено даже с помощью намеков, метафор, ироний. Только художественный образ искусства, способный вызывать отклик у других людей, может претендовать на успешное выражение смысла.

      Человек – не совокупность органов, систем и механизмов, но волевая личность. Его нельзя рассматривать только, как природное существо биологического вида. Для исследователя человек предстает и как предмет природы, и как источник некоего произвола, не познаваемой свободы. «Психофизика» человека, его душевные проявления не подводятся под общие законы природы.

      Наши знания о природе человека оказались двух видов – строго научными, причинно объясняющими, и такими, которые получены методом интуитивного понимания («понимающая психология»). При этом есть два разных способа объяснения: объяснение путем логического вывода умозаключений и объяснение понимания как толкование (интерпретация) непосредственного переживания смысла, сути явления или проблемы. Внутренний анализ состояния сознания противопоставлен естественно-научному методу исследования.

      Внутренний мир представлен человеку непосредственно. Поэтому лучшим методом исследования своей внутренней жизни оказывается самонаблюдение (интроспекция). Для постижения чужой культуры или другой индивидуальности служат специальные методы проникновения в мир Другого – подражанием, сопереживанием, вчуствованием.

      Специфика метода понимания состоит в том, что, когда человек описывает свои переживания смысла, его суждения не могут быть оценены объективно категориями истина–ложь, т.к. фактологическая проверка его непосредственного знания принципиально невозможна. Непосредственные знания оценивают категориями правда–неправда (достоверность, лишенная истины). Этим отличается живая логика смысла от отчужденной формальной логики суждения.            

      Без явного разграничения опосредованных знаний объяснения от непосредственных знаний интуитивного понимания наука Психология так и останется на уровне преднауки. Чистая наука сторонится метафизики. Она устремлена к объяснению, «спасению явлений», к фактологической адекватности. Метафизика устремлена к пониманию. Можно сказать, наука имеет дело с «текстом», метафизика – с «контекстом». Граница между наукой и метафизикой проходит где-то между объяснением и пониманием (в контекстуальности объяснения).

      Любой процесс можно либо понять, либо объяснить. («Объяснение не делает связь понятной, понимание ее не объясняет»). Смысловое понимание как осознание не подлежит объективации, оно не связано ни с какими ментальными процедурами или концепциями. Понимание – это обретенное «знание сердца», оно или есть, или его нет. Оно доступно для нас, если мы ему доверяем. Нельзя передать понимание (смысл), но можно передать знание о нем.

      Разделение понимания на рациональное и гуманитарное (ценностное, духовное) носит условный характер, в жизни они проявляются как единое целое. Возможны факторы, постигаемые рационально (рассуждением и умозаключением), но в гуманитарных проявлениях есть такие элементы, которые были внесены авторами бессознательно, и поэтому логика суждения не может быть методом познания.

      Современные науки о человеке сохранили дуализм «объяснение – понимание», преодолеть который может разве что философская психология, обращенная к тому, что находится за пределами рационального. Научный метод исследования – это всегда субъект-объектное познание. Человек как единое целое в принципе не может быть предметом рационального познания, отражающего только одну объективную сторону действительности.

       Переживание удовлетворения двоих как единого целого – это оргазм зачатия новой жизни на телесном уровне. Аналогичное происходит на духовном уровне, когда два образа (познаваемый предмет и познающий «Я») теряют свои границы и сливаются в сознании в единое целое, мы переживаем удовлетворение от рождения нового бытия, смысла или идеи. Человек – творец смысла.

      Удовлетворение, испытываемое в обретении переживаемого смысла, мы называем радостью понимания. Чтобы понять надо любить, принять, надо быть открытым, готовым понять (готовым к любви). Итогом душевной работы понимания может быть осознание смысла жизни и принятие ответственности за свое в ней участие.

Роль мышления и сознания в понимании      

                Природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем.
                В. Дильтей.
               
      Ум и сознание – разные вещи. В процессе познания ум оценивает, анализирует, обозначает и, тем самым, искажает образы восприятия, представляемые сознанию. Осознанность может проявляться и без ума, когда, умолкая, он не вносит искажения своими умственными интерпретациями. Постигаемый при этом смысл – не вымысел воображения (ума), а переживание сознания, результат осознанности, наше непосредственное знание.

       Ни принудительное рассуждение, ни свободное размышление не дают полное сущностное понимание, которое дарит нам смыслообразующая функция сознания. Этот способ смыслового понимания достигается путем созерцательного познания без логического суждения, и называется осознанием. Он предполагает умение успокоить свой спекулятивный ум, исключить его назойливую интерпретацию.

      Рациональное понимание отличается от интуитивного смыслового тем, что истину как понятие, как спекулятивное суждение объясняют, доказывают, обсуждают, а неизреченный смысл человек переживает как факт субъективного осознания сущности. Современная философия не противопоставляет разум и интуицию, которые в жизни успешно дополняют друг друга.

      Сознанию одновременно доступен и мир, и сам познающий, наше «Я». Быть в сознании – означает знать, чувствовать и переживать определённые явления. Все наше знание о себе и мире даны нам через сознание. Объектами сознания могут быть не только фрагменты внешнего окружения, но и мысли, верования, чувства, намерения, мечты, понятия и т. д., не имеющие физической природы.

      Человеку свойственно предаваться, отдавать себя чувствам или мыслям, отождествляя себя с ними. Осознанность наступает, когда нам удается избавиться от этих отождествлений, и мы можем направить свое внимание на себя, на свое самосознание. Если энергия внимания направлена не на внешние вещи, а внутрь на сознание, нам открываются прежде скрытые области идеальной реальности. В постижении смысла, в осознании сути проблемы человек "находит себя" в качестве субъекта понимания.

      Любое душевное движение – чувство, мысль или намерение могут быть качественно оценены степенью сознательности. Объективной меры сознательности не существует. Нашу способность наделять предмет сознания переживаемым смыслом называют осмыслением или осознанием.  Осознание своих намерений тесно связано с оценочными чувствами – верой, совестью, нравственным долгом или общественной моралью культуры социума. («Наша специфическая особенность состоит не столько в том, что мы очень умны, сколько в том, что мы обладаем совестью». В.А. Лефевр).

      Словари определяют осознанность как непрерывное отслеживание текущих переживаний настоящего, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего. Сознавать – это представлять внешний и внутренний мир. Осознавать – это представлять свою роль в мире. (Например, "сознать вину", значит признать, сознаться окружающим в своих поступках. А "осознать вину" значит после внутренних размышлений прийти к выводу, что виновен).

      Как нотные знаки отражают музыку, любое описание объекта или ситуации выражает некоторую картину действительности. Понимая описание, мы представляем ситуацию. Понимание становится возможным поскольку описание содержит контекст, в рамках которого элементы описания (например, слова) обретают соответствующий смысл. Событие не может быть вне смысла, оно так или иначе выражено, а смысл раскрывает событие, которое именно так, в логике смысла, организует мир.

      Постигаемый смысл не что-то мистическое, но и не то простое, что обычно следует за вопросом «В каком это смысле?». Осмысление служит средой сознания для порождения смысла. Эту работу проявленного сознания называют смысообразующей функцией сознания. Смысл – это то, что делает возможным наше сознание, а приход в него «Я» пробуждает сознание («пришел в себя»), делает сознание явленным и осознание возможным.

      Смысл как результат смысообразующей функции сознания – это не только акт сущностного понимания, нашего отношения к познаваемому, но и заряд духовной энергии как мотива человеческой активности. Аналогично энергии желания и мысли, смысл несет в себе духовную энергию как источник творческой деятельности человека. Энергию смысла называют «энергией воздействия» или силой, организующей Мир, включая наш образ мыслей, слова в предложении и т.д.

      Надо различать содержательный смысл, постигаемый разумом, и смысл, лишенный всякого содержания (предметности), переживаемый как распредмеченное осознание, как новое бытие нашего «Я» в познаваемом явлении. Интуиция участвует как в сущностном, так и разумном понимании, но механизмы – разные. В синтезе разума интеллектуальная интуиция соединяет части целого (познаваемого объекта), а в осознании интуиция соединяет объект и субъект познания в единое целое. Кроме того, первое проявляется в инсайте непроизвольно, спонтанно, а второе – намеренно по воле познающего.

      Осознавая себя как нечто отдельное от своего окружения, человек выделяет себя как личность со всеми своими эмоциональными и ментальными проявлениями. Это и есть самосознание – духовное зеркало человека, порождающее оценки всем проявлениям, самоконтроль и ответственное отношение к себе и миру.  Самосознание проявляется только в опыте взаимодействия с миром и другими людьми через элементы общей культуры, в которой люди живут и творят.
 
      Мы изначально неосознанно убеждены в том, что наше познающее Я в прошлом, настоящем и будущем – всегда одно и то же Я. (Иначе мы не смогли бы жить, предполагать будущее и чувствовать ответственность за события прошлого). Это делает возможным осмысление фрагментарно воспринимаемого мира в его единстве.

      Понимание мира невозможно вне культуры, которая определяет нашу возможность разворачивать смыслы в попытке его осмысления. Можно сказать, культура есть способ понимания мира. Культура и сознание тесно связаны между собой (до неразличимости). Смыслы принадлежат человеку, а идеи – культуре общества. Вот это «совпадение» внутреннего смысла с внешней идеей поражает и составляет тайну природы человека общественного. Мысли служат транспортным средством для передачи смысла от человека к человеку, от культуры к культуре. Смысл упакован в мысль, выраженную словом.

Осмысление, смысл и логика смысла

                У смысла нет ни физического, ни ментального существования.
                Жиль Делёз.               

      В психологии понимания ключевым понятием является «смысл» (как «соль земли»). Это тот самый трудноуловимый и совершенно необходимый смысл, который вкладывают, полагают, ищут, находят и теряют. Понять – значит осмыслить, обрести смысл, осознать воспринимаемое. В наше время, пронизанное формализмом рассуждения, отыскать смысл становится еще труднее. Чем острее, изощреннее наш спекулятивный ум, тем дальше мы от понимания смысла. Понимание – не процедура мысли, смысл – это значимое переживание сознания, всегда иррациональное, как сама жизнь.

      Этимология слова «смысл» очевидна: «с-мысл» значит «с мыслью», а мы-сль – это «мы» + глагол «слать», т.е. «мы шлем». Тогда «смысл» значит «с тем, что мы шлем». Логика смысла – не логика понятия, ибо смысл освобожден от любого содержания. Смысл не утверждает и не отрицает, он безразличен ко всеобщности или единичности. Смысл «выше» истинности, ибо ложные высказывания тоже имеют смысл, а наличие смысла может быть условием истинности.
 
      Все явления природы сами по себе бессмыслены. Только человек придает смысл вещам и явлениям, и тогда мы имеем дело с тем, что называем творческой жизнью. Человеческая жизнь, ее духовная направленность – это всегда осмысленное бытие. Смысловому пониманию предшествует состояние удивления, возбуждаемое новизной и значимостью для нас полученных восприятий, впечатлений или представлений. Знающий, но не понимающий не может творить новое.

      За каждым чувством и мыслью стоит живой, переживаемый смысл. У слова то же есть смысл, но это содержательный смысл, именуемый в лингвистике значением слова. Слово в языке имеет много значений.  Когда автор помещает слово в текст, он имеет ввиду только одно значение из множества. Этот его выбор (замысел) можно назвать процедурой смыслополагания. В тексте слово становится символом, содержательный смысл которого (единственное значение) читатель интуитивно угадывает из контекста.

       Несмотря на то, что в быту и лингвистике значение и смысл слова часто отождествляют, в действительности эти понятия – не синонимы. "Значение" слова является объективным, исторически сложившимся, отражением системы связей и отношений, которое сохраняют все люди одного языка, а "смысл" – это привнесение субъективных аспектов личности соответственно данному моменту и ситуации. Понимание можно трактовать как искусство постижения символов, а интерпретацию – как рациональное толкование их нерациональных, «неизреченных» смыслов.

      Мы будем говорить не о смысле слова, отождествляемого с его значением, а о смысле, лишенном всякого содержания, который появляется не на уровне слова или понятия, а на уровне предложения, или мысли как связи между понятиями. В этой связности мысли на границе между вещами и их отношениями скрывается наш смысл. Здесь термин «смысл» отражает не содержание предмета, а содержание (состояние) сознания. С помощью мысли одно сознание передает другому своё состояние в связи с познаваемым предметом. Это и есть духовное общение (раскрытие души как приглашение к откровенности).

      Смысл – не ментальное, а духовное образование, наделенное духовной энергией воздействия, организующей силой, которая с одной стороны порождает определенное состояние сознания, с другой – организует мир, принуждая, определяя место предмета, явления в некоторой целостности (более широкой реальности).  Смысл – не принадлежит ни внутреннему миру представлений, ни внешнему миру предметов, образуя отдельный мир смыслов. Логика смысла предопределяет строй предложения и текста в целом. Происшествие в мире вещей становится со-бытием, когда обретает смысл.  У разных культур своя логика смысла.
 
      Мы предчувствуем мысль до ее выражения как нечто, имеющее внутреннюю логику и способное выразиться. Логика смысла заставляет нас мыслить определенным образом (не иначе).  Мы чувствуем власть логики смысла как некоторую закономерность построения и выражения мысли. Выражение становится понятным, осмысленным, если мы соблюдаем эту глубинную логику смысла, которую следует отличать от формальной логики рассуждения.   
 
       Исключая понятийное мышление из процесса созерцания, мы можем постигать, как сознание порождает новую реальность, где «Я» и «МИР» не являются умопостигаемой дуальностью (субъект-объектного познания), а составляют единое целое, которое переживается как новое бытие. Эту трансформируемую действительность, ощущаемую как переживание смысла, называют сущностным или смысловым пониманием. Наше видение становится более емким и цельным, ум уже не стоит между нами и внешним окружением.    

      Поиск смысла становится возможным, когда наше внимание направлено внутрь, на свое сознание. Чувствуя себя свободными от власти внешней необходимости, мы можем созерцать одновременно познаваемый объект и себя познающего как неразрывное единство, как сущность, как свое бытие. Переживание этого единства есть процесс распредмечивающего осознания объекта, воспринимаемого, как событие собственной жизни.
       
      Распредмечивание — это процесс приобретения знаний, умений и навыков, которые ранее были заложены в предмет материальной и духовной культуры при его опредмечивании, позволяющий субъекту обрести сущность, «суть дела», «логику предмета». (Здесь логикой названы закономерности в изменении и развитии вещей и явлений окружающего мира. Процесс «опредмечивания–распредмечивания» является важнейшим механизмом понимания.

      Чтобы понять новое, надо отказаться от старого, надо выключить память прошлого опыта и интерпретацию спекулятивного ума. Только тогда может прийти восприятие сущности познаваемого. Переживать смысл – значит быть в непосредственном контакте с реальностью, ощущать себя в познаваемом как новое бытие.

      Первым условием понимания служит ощущение собственного существования, бытия своего «Я».  В созерцании своего сознания интуиция связывает наше «Я» (субъект) с познаваемым объектом в одно целое. Возникающий при этом переживаемый смысл воспринимается как новое бытие, как бытие «Я» в новом предмете. Постоянное удерживание себя в предмете, в реальности, и реальности в себе – это метафизическое познание опирается на живой внутренний опыт, прежде называемый также мистическим. (Как сказал философ, «обнаружение сознанием себя самого в любом из своих опытов»).
         
      Наше «Я» дано сознанию помимо нашей воли как условие активности (пробуждения) самого сознания. Для созерцания своего «Я» необходимо лишить сознание всех форм знания. Только тогда в чистом сознании можно без помех созерцать себя и познаваемое. Поэтому все практики самопознания, построенные на науке управления вниманием, имеют целью отключение (в идеале) всех источников знаний: восприятий внешнего мира, ума и памяти.

      Переживаемый смысл возникает, когда загадочным образом наше «Я» встречается в сознании с предметом познания и сливается с ним в единое целое. Обретенный смысл – это значимое переживание сознания, отличное от переживания бессмысленных, по существу, эмоций. Смысл – наше непосредственное знание в отличие от опосредованного знания суждения (логического вывода).

      То, что мы называем «внешним миром» не дано нам в чувственном восприятии изначально. Наше представление целостной картины мира – это результат совместной работы всех познавательных способностей и, прежде всего, нашего сознания, в котором совершается процесс осмысления. Только внутренний опыт самонаблюдения может приоткрыть тайну формирования смысла. Не найденный смысл — это потеря всего, потому что все, чем мы обладаем есть осмысленность.      

      Удовлетворение потребности духовного познания требует от нас активации всех наших познавательных способностей. Для ориентации в мире смыслов надо быть внимательным наблюдателем своих переживаний, уметь сосредотачивать и удерживать внимание на своем сознании; необходимо владеть рефлексивным мышлением анализа и интуицией синтеза для интерпретации и удержания смысла; а также быть свидетелем процесса созерцания и получения откровения – непосредственного знания смысла.
    
      «Неизреченный» смысл невозможно выразить без искажения или потери части смысла. Поэтому о смыслах предпочитают говорить иносказательно, метафорично. Так что, перевод понимания в языковые формы, как и обратный процесс осмысления языковых выражений – процессы творческие. При этом собственным языком мы пользуемся интуитивно, а над чужим рефлексируемым.      

      В основе всякого творчества лежит созерцательное мировосприятие, предполагающее непосредственное созерцание без понятийного мышления, которое за вымышленным может скрывать от нас существенное. Творческому чувству свойственна отрешенность от материального. Наблюдение внешних событий внутренним взором путём самонаблюдения, позволяет понимать явления через личностное «сопереживание», «вживание» в них.

      В понимании искусства мы находим примеры наиболее глубокого и полного распредмечивающего понимания. В прослушивании музыки, восприятие которой происходит вне рационального мышления, преобладает смысловое понимание. Без участия смыслового распредмечивающего понимания никакая ситуация, проблема или художественный текст не могут быть усвоены без потери некоторых граней понимания.

      Понимание – это творческий акт представления действительности, описанной естественным языком или ситуацией с контекстом. Творческая интуиция стоит не на мысли, а на оценочных чувствах веры и совести. Человеческая жизнь – это связь духовного, ментального и физического. (Три мира, три тайны в структуре реальности Пенроуза).

Киев 2022.


Рецензии