Перепечкины

      Безземельное крестьянство из Белоруссии гнала надежда на лучшую долю. И решил Архип Перепечко поискать свою долю на сибирской земле. В Горкино, что в двух километрах от Аржаво, жил его свояк. К нему и приехал белорус Перепечко на разведку. Вот как рассказал мне сын, Перепечко Владимир, видно всё это слышал от отца. "В Сибири отцу жизнь показалась совсем другой. В Белоруссии урожай хороший только на лен. Хлеба не были хорошими. Голод и нищета. Корову пасли летом на тропинках между своих делян. Деляны (наделы) были малыми". В 1932 году, продав корову, скопив денег на дорогу, Архип и двинулся в путь. С Канска до Абана ехали на лошадях. Но осел Архип с семьей в Аржаво.
Владимир Архипович продолжает: "Сначала мы жили на квартире. В деревне были люди хорошие, никто нам не отказывал в жилье. Более того, приглашали к себе. Через год отец срубил маленькую хатенку. Мы там потом и жили. Отец работал вместе с мамой на общих колхозных работах. Косили, убирали хлеб. Вернее, жали серпами. Отец не отставал от женщин, всегда норму выполнял, норма 14 соток". Но скоро в семью Архипа пришло несчастье. Не прожив и два года умирает жена, оставив мужу троих детей: дочь Надю и сыновей Ваню и Володю. Было тяжело. Наде всего 11 лет, а братьям и того меньше. Съездил Архип в Белоруссию и привёз свою мать. Но через три года и мать умерла. Решил Архип привести в дом мачеху детям. И привёл, да с дочкой Настенькой. А в 39 году семейство прибавилось на сына Васю и в 41 году на дочь Нину. Семья большая.
Но как во многие аржавские семьи и к Архипу пришла беда - война. И сразу же отец большого семейства ушёл на фронт. С Горкино к мачехе приехали её родители и племянница Мария. В семье 10 человек. Но несмотря, что семья была большая "Мы жили дружно, - вспоминает Владимир, - никогда у нас не было никакого скандала... Когда к нам приехали мамины (мачехи) родители мне особенно понравился дед Яким (Акимушка)". Вот здесь я полностью предоставляю слово Владимиру Архиповичу, дать портрет того самого Акимушки, о котором шла речь в "Озере". "До чего был хороший дед! Хотя нам был и не родной, но относился к нам как к родным. Дед без добычи с охоты домой не приходил. В любой мороз, даже в 40 градусов в лаптях всё равно пойдёт километров за 20-30. Приходил домой поздним вечером. Иногда мы беспокоились, не случилось ли чего. Но дед всегда возвращался с добычей. Штук 5 зайцев, белок. Весной приносил целый мешок куропаток, тетеревей - петлями ловил. Дед был человек старой закалки. Жизнь знал. Зимой всё отопление было за ним. Дрова таскал на себе. Печка была железная. Пилил дрова вручную. Летом дед рыбачил. Если улова нет, наберет ведро ягод смородины, черники, а позже и брусники.
Берестяные лапти дед плёл летом, на зиму - пеньковые. Штанишки одни, никаких ватных не было. Дед прожил 78 лет. Когда он умер, жизнь пошла по-другому". Не дождались дети Перепечко Архипа отца домой. Сложил он голову на войне. В семье прибавились недостатки. Стали дети Архипа жить отдельно. Колхоз выделил детям фронтовика корову. В работе дети, как и их отец, старались. Хотя оплата и была нищенской 200 г. хлеба, позже 400 - это за 1 трудодень. Подросли Перепечкины. Надя стала хозяйкой в доме. Братья понимали её и слушались. После войны тоже было нелёгкое время. Как говорит Владимир "восстановление разрухи" — сдача молока, мяса, яиц, шерсти, шкур.

Но пришло время Наде Перепечко заводить свою семью. Она выходит замуж и переезжает в Иланск. В её семье теперь шестеро детей, три сына и три дочери. И снова несчастье - умирает муж. Но вытянула Надя свою нелегкую женскую долю. Вырастила детей. Как могла, выучила. Самая младшая дочь работает в банке, живёт за бульдозеристом.

Тяжким было детство Ивана и Владимира, да и юность тоже. Натягались и по полям и по лесосекам. В военкомате Ивану сказали, что в армию не пойдёшь, если не сделаешь операцию. Грыжу нажил на брёвнах в лесосеках. И пошёл Ваня пешком в Канск за 78 км. И после операции снова пешком в деревню. В 47 году Владимира, совсем мальчишку, поставили бригадиром полеводческой бригады, чему, конечно, Перепечко младший был рад.

В 49 году Иван уходит в армию, а в 50-м и Владимир. Служили оба на востоке в войсковой части 10097. И судьба их свела случайно. Из части, где служил Иван, приехали командированные в часть Владимира. Оказывается, в их части служит Иван. Обратились к командованию. И стали братья служить вместе. Владимира направили в полковую школу, после окончания которой он служил в пулемётной роте. Время было тревожное, шла корейская война. Но для Перепечкиных всё закончилось благополучно. И, отслужив срок, они вернулись, но в Иланск к дяде Андрею Мясоедову. Оба пошли работать на железную дорогу. Сначала поехали кочегарами, затем помощниками машиниста. Владимир заочно сдал на машиниста. 18 лет отработал на электропоезде. У обоих братьев в трудовой две записи "Принят на работу в депо" и "уволен в связи с уходом на пенсию". А общий стаж их 100 лет.

И Иван и Владимир вырастили детей, дождались внуков. Живут за Пульсометром* в своих домах. Своим трудом они построили своё счастье.
______________
*) Пульсометр – водоём в Иланске, другое название Бульзометр [прим.Н.Трощенко].


Младший брат Перепечкиных Василий из деревни, отслужив в армии, переехал в Иланск и всю свою трудовую жизнь отдал иланской милиции. В звании майора ушёл на пенсию.

Вот такая нелегкая судьба досталась Перепечкиным. Но только труд определил их верную дорогу. Помнят они свою меленькую родину, деревню Низко-Городецк, хотя и жить-то им там пришлось нелегко. Там их мать, бабушка, дед Акимушка. Там их память, пепелище отчего дома.
Август 2000 г.


Рецензии