Наши окраины

                ДЕВЯТОВСКИЕ   ДВУХЭТАЖКИ

     Время летит незаметно. Оглянулась, пока привыкала жить в посёлке Первомайский, два десятка лет с водой уплыло. И всё равно, по моим ощущениям – это моё и не моё. Уж очень разная она, привычная для слуха – Девятка. Есть школа № 93, два детских садика, просторная поликлиника, баня, многочисленные магазины, почта, и есть пятиэтажки, деревянные старые двухэтажные дома, роскошные современные коттеджи и обычные деревенские избы, где мычит корова, кудахчут куры и бродят по опустевшему осеннему огороду гуси. И тут же, рядом сады, куда люди из города приезжают только в летние выходные дни.
     По мнению женщины-кондуктора маршрутного автобуса, «Девятовские люди проще, не задиристые, не выпендрёжные, и одеваются не так вызывающе, в автобусе ведут себя  намного скромнее городских. Хотя, люди и есть люди. По-разному бывает. Но, опять же скажу: подвыпившего девятовского мужика легче утихомирить, чем развязного горожанина. Девятовские, они совестливее…»
     И всё же, пожила я на Девятке, если не другим человеком стала, то всё-таки многое поменялось в моём характере. В посёлке больше тишины, меньше суматохи. И если в городе некоторые улицы называют – спальными районами, самый-самый «спальный район» это и есть - Девятый квартал. Особенно по-домашнему тепло и уютно выглядят двухэтажные деревянные дома. В последние годы их маленько подкрасили, подремонтировали, появились аккуратненькие новые крыши, белеют пластиковые окна. Соседи знают и уважают друг друга, не то, что в многолюдных пятиэтажках… Скажу больше, пройти двором, где возвышаются пятиэтажки – это одно, а даже по внешней стороне улицы пройти, где в деревянном доме окна на уровне глаз твоих, где слышны кухонные разговоры хозяев, кошка  умывается среди цветочных горшков на подоконнике и черёмуха с сиренью заглядывают в окна, это близко к тому, что съездить в гости к своей деревенской родне…
     Я, почему так говорю? Живу я в новой пятиэтажке, с высокими потолками, Интернетом и мусоропроводом в подъезде. И соседи у меня хорошие, по крайней мере – здороваются. Но к деревянным домам у меня особо тёплые отношения. Не часто, но случается, сокращая путь, пройдёшь тропинкой в «деревянном квартале», непременно что-то интересное для себя подсмотрю. Приду домой, стану вспоминать, словно с ценным подарком с «Праздника души» домой вернулась. А у кого нет такого чувства, то тому не понять, как тепло домашнего уюта мягким пушистым котёнком согревает душу. Эти герани, эти кактусы на узких подоконниках, это уже совсем не то, что в светлых, просторных квартирах. Одним словом: эти деревянные дома – пограничный переход между деревней и городом. Тут особенный климат отношений, по-особенному тепло бьются сердца жителей, и эта заповедная зона, больше всего прочего достойна называться Девятым кварталом. Храни её Бог, на радость людям.

               

                У Л И Ц Ы

                (Стихи прозой)

Где нам родиться, где нам жить и по какой улице ходить,
не нам судить – Судьбой назначено.

Узкоколейная – скромная улица
Закатным солнышком любуется.
Лучи в окошках жаром плавятся.
Тишиною Первомайский славится.
Цветут и пахнут палисадники,
А подросткам подавай романтику.
Но где ж её в посёлке тихом взять?
Желает юность крылья испытать…
И покидают уютные дворы…
Зудят над ухом злобно комары.
В лучах вечерних греются старушки,
Для них кукуют щедрые кукушки.

                ***

Есть улица Восточная –
Любовь моя бессрочная.
Там жили мы, там выросли сыны.
Всходило солнце в окнах наших
Пока мы ели с маслом кашу
И со сметаной кушали блины.

Теперь знакомую картину
Я вижу, подъезжая к сыну.
За тридцать лет не изменился двор.
Вот только выросли деревья,
Есть ступени за скрипучей дверью,
О том же меж родными разговор.

Вот склон и у подъезда лужа.
Весной порою просто ужас.
Там половодье каждый год.
А в общем - улица прямая
Восточная, моя родная,
Добродушный там живёт народ.

Есть магазины, баня, сосны,
Люди живут и ходят в гости.
Торопятся детишки на урок.
Растут сирени вдоль забора.
Тут не окраина, а город.
Лишь только окна в доме на восток.

                А.В. Боднарук

                - * -

     Был у меня в моей квартире по улице Восточной балкон. Теперь, по улице Узкоколейной в моём распоряжении просторная лоджия. И всё же я с теплом смотрю  на маленькие балконы деревянных домов посёлка Первомайский. Они разные: грубоватые и с искусной отделкой, с точёными столбиками, с металлической решёткой и потемневшие от дождей и вьюг. Когда прохожу по улице Калинина под этими балконами, пытаюсь представить себе тех стариков, которые свой век прожили за этими стенами, которые, как линии на своих ладонях, помнят все трещинки на своих деревянных балконах. Редко кого из жильцов можно увидеть на этих балконах. Но, то, что они там есть, говорят вещи, по забывчивости оставленные на «вольном воздухе».
     Однажды, поздней осенью, ночью прошёл ледяной дождь. Ветки деревьев, обвисшие провода, асфальт на дороге, всё и вся заледенело. И вот, по этой скользкой улице я с трудом, оскальзываясь, шла домой. Устала, слов нет. Остановилась передохнуть. Стою, окидываю взглядом мрачноватый участок дороги. И вдруг на перилах одного из балконов увидела рядом стоящие две вместительные кружки. Кто и что из них пил и почему они остались ночевать на балконе, оставалось загадкой. К утру они просто примёрзли к перилам. Я посмеялась и пошла домой. Через несколько дней выпал снег. Над кружками образовались шапки снега. И только, когда растаял первый снег, кружки перекочевали на хозяйскую кухню.

     Однажды я шла по правой стороне улицы Калинина из магазина домой. Дело было летом. В некоторых квартирах на первом этаже окна были открыты, хотя большинство окон убраны кружевными решётками. На одно окно обратила внимание только потому, что на подоконнике стоял на задних лапках котёнок, а передними опирался на решётку. Котёнок интересного окраса, грудка белая, а на передних лапках тёмные «рукавички», ушки тоже тёмные, а мордочка беленькая. Я остановилась, любуясь котёнком и котёнок пискнул, наверное - поздоровался со мной. И тут же в окошке показалась головка девочки с косичками. Правда на одной косичке бантик развязался и ленточки девочка закидывала за ушко.
     - Привет! Что делаешь? – спросила я её.
     - Букет складываю. Только у меня ничего не получается.
     Только теперь я увидела на подоконнике гранёный стакан с водой, а в нём с десяток белых и бледно-розовых маргариток с коротенькими стебельками. Рядом ещё шесть гранёных, но уже стограммовых стаканчиков, наполовину наполненных водой. И в каждом стаканчике по одному цветочку.
     - Всё ты правильно сделала. Вот, только нужно с одной стороны большого стакана поставить три стаканчика и по другую три. Тогда будет красиво.
     Девочка тут же так и сделала. Склонила на бок головку, посмотрела на свою работу и заулыбалась.
     - Тебе дать цветочек? – спросила она меня.
     - Дай.
     Она протянула мне беленький цветочек с жёлтой пуговичкой посерединке. Я взяла, понюхала, и, достала из сумки карамелек столько, сколько смогла в горсть захватить. По-моему сливовые. Сквозь решётку протянула руку и высыпала их на подоконник. Девочка запрыгала от радости, а котёнок поддел коготком конфетку.
     - Ну, пока-пока!  - помахала я маленькой хозяюшке рукой с зажатым между пальцами цветком.
     Дома цветок, на моём письменном столе стоял долго-долго. А девочки в этом окне я больше не видела. Наверно она к бабушке в гости приезжала.

     В другой раз шла я тропинкой дворами. Обходила стороной пасущихся коров, а телята, разные по возрасту, лежали в тени деревьев. Один телёнок, самый маленький и самый любопытный лёг в тени сирени, возле дома, и смотрел, как играют девочка с полосатым котёнком под самым окном. Девочка была с распущенными волосами и чёлочкой коротко подстриженной. В белой в горошек маечке и цветастой юбочке, почему-то намного ниже коленок. Девочке эта юбочка явно мешала и она сняла её и бросила на завалинку. И только теперь я заметила белую кружечку и соломинку в ней, среди отцветающих одуванчиков. Потом оказалось, что это была специальная соломинка, на которую девочка дула и в сторону котёнка летели мыльные пузыри. Отдельные мыльные шарики котёнок сшибал лапкой. Но когда в его сторону сразу полетело много прозрачных шариков, котёнок начал от них убегать. Даже телёнок замотал головой. Девочка что-то говорила котёнку, а он поглядывал на окно. На подоконнике лежала мама-кошка и внимательно следила за всем происходящим.
     Было интересно наблюдать за игрой девочки, но сумка у меня была тяжёлой, и я продолжила свой путь.

     А ещё через столько-то дней, я шла двором наискосок, тащила за собой дорожную сумку на колёсиках, доверху наполненную огурцами. Уставшая, шла от автобусной остановки, возвращаясь из сада домой. Возле одного дома, прямо возле маленького цветника из автомобильной шины, где цвели цветы, очень похожие на крупные ромашки, только у них розовые лепестки, стоял мальчик, лет 5-6, в дорогом спортивном костюмчике. Через плечо наискосок ладно лежал ремешок, а на том ремешке висел армейский планшет. Мальчик то открывал, то закрывал великоватый для него планшет.
     Когда я подошла поближе, то увидела, что этот мальчик разложил на жёлтые серёдки цветов звёздочки от чьих-то погон. А на некоторых цветах были маленькие ключики, которыми закрывают ящики стола.
     - Смотри, не потеряй… - посоветовала я ему. Мальчик нахмурил бровки и стал считать ключики. Но в какой-то момент его взгляд упал на выглядывающие из сумки огурцы.
     - Хочешь? – он кивнул головой. – Сумочку свою открой.
     Он сперва попятился назад, потом расстегнул планшет и подошёл поближе. Я ему наложила туда огурцов и ещё дала по огурчику в обе руки. Мальчик оглянулся на окно, там стоял лысый дедушка, но с будёновскими усами. Дедушка согласно кивнул головой. Тогда мальчик улыбнулся мне и сказал: - Спасибо.
     - Ешь, на доброе здоровье!
     Я покатила свою сумку домой. А когда оглянулась, то мальчика возле цветника больше не было. Видимо побежал домой мыть огурцы.

     А в одном дворе увидела под окнами цветники, заключённые в автомобильные шины, расставленные в шахматном порядке. Но в конце ряда вместо колеса торчал пень с дуплистым углублением посредине. В колёсах, так я их называю, цвели самые разные цветы, а в серёдку пня была вставлена кастрюлька, в которой цвели синие цветы. Жаль, названия их не знаю. Но, по-моему, эти цветы взяты из чьёго-то подоконника.

                ***

               



 


Рецензии
Уважаемая Анна!
С удовольствием окунулась в
Незатейливый , но такой душевный и приятный быт окраин.
Очень тепло и сердечно Вы его описали.
Спасибо!
С признательностью,

Алла Сторожева   04.08.2022 15:26     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Алла. Спасибо большое за прочтение! Я долго привыкаю к новому месту, но потом считаю его родным. Около 30 лет прожила я в городе, писала, но с переездом в посёлок (городского типа) писать получалось намного больше. Ближе к природе и тишина. Не часто удаётся гостить у моих сынов, даже пластиковые окна не спасают от городского шума... Пишущему человеку и человеку в возрасте больше подходят окраины.
Доброго Вам здоровья и осеннего вдохновения!!! С уважением,

Анна Боднарук   04.08.2022 17:06   Заявить о нарушении