Волочаевский день

Вместо пролога.

Здравствуй, уважаемый читатель. Если ты родился в Советском Союзе, а тем более на Дальневосточных его рубежах и любишь свою историю, то, скорее всего, знаешь слова некогда знаменитого «Марша Дальневосточных партизан». Там есть такие строки: «И останутся, как в сказке, Как манящие огни, Штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни». Иногда эту песню называют гимном, гимном, посвященным серьезным и кровопролитным боям белоповстанческой армии с войсками народно-революционной армии Дальневосточной республики. Поражение белых под Волочаевкой открыло дорогу на Хабаровск, став переломным моментом к их полному разгрому на Дальнем Востоке и завершению гражданской войны.
Впрочем, речь пойдет об одном дне, прошедшем в другом времени, но связавшем воедино не только события этого самого дня, но и Волочаевских боёв февраля 1922 года, последних дней Великой отечественной войны мая 1945 года и не столь давних фактов, теперь уже постсоветской истории…
Судить тебе, уважаемый читатель.

Высшие военные училища в нашей стране разные. Различия связаны со временем, идеологией, специализацией и многими другими вопросами. Но перечитывая произведения замечательного русского писателя А.И. Куприна*, я с приятным удивлением для себя отметил некие общие мысли, интересы и устремления курсантов девятнадцатого века и века двадцатого. Думаю, что пройдет еще сто лет, но многое в курсантских буднях так и останется неизменным.
Мое личное мнение, что многие прошедшие эту жизненную школу согласятся с тем, что вместе с обучением в военных вузах, бытом и присущей им дисциплиной, приходит опыт и много новых качеств, чувств, осознания, в том числе умение радоваться жизни. Мне могут возразить, мол радоваться жизни это общедоступно, просто и весело, но я говорю о несколько ином. Попадая на долгие годы в определенные условия, ты учишься радоваться многим вещам, на которые раньше совсем не обращал внимания, приобретаешь такое замечательное чувство и умение не просто радоваться таким мелочам, но и акцентируясь на них преодолевать повседневные трудности.
Есть на то множество примеров. Вот, допустим, получил ты новую форму х/б*, по размеру вроде, плечи твои, длина твоя, а в талии можно поместить еще одного тебя. Берешь нитку, иголку, острым кусочком мыла чертишь будущие швы и под присмотром кого ни будь, призванного в училище из войск, стежок за стежком ушиваешь китель. Чуть сбился, начинай сызнова, впрочем это сначала, дальше приходит опыт. И вот закончил работу, отгладил утюжком, надел, не обтягивает, но облегает и так хорошо приталено, что как говаривал тогдашний генсек, испытываешь чувство глубокого удовлетворения. Носишь и радуешься, в том числе плодам рук своих.
А еда? Не секрет, когда энергии тратится много, молодой быстрорастущий организм требует и требует есть. Но распорядок, особенно первых лет курсантской жизни, подразумевал исключительно трехразовое питание и утвержденный рацион, поэтому как бы сейчас сказали, мы были почти всегда слегка голодными. Поэтому и начинаешь радоваться посылке от родителей, в которой среди всего прочего печенье; нелегкому наряду по столовой, но с возможностью поесть, в том числе за полночь, после мытья посуды или чистки картофеля; дополнительному питанию в виде фруктов, или кусочка пирожного в воскресенье или в праздничный день. Помнится еще маленький продуктовый магазинчик, совсем рядом с училищем, метрах в тридцати, встроенный в жилой дом. Чепка* в училище тогда не было, не знаю как сейчас. Бывало, звенит в кармане мелочь, улучшил момент и махнул через забор (каюсь – было, было). Как сейчас помню, бутылка наисвежайшего кефира стоила 28 копеек, булочка 3 копейки. Садишься тут же на скамейку у подъезда, вдавливаешь металлическую крышечку из фольги, на которой штамп с сегодняшней датой и временем производства и с удовольствием, еще раз повторюсь, с удовольствием кушаешь. Приятным бонусом, что помыл бутылку на колонке рядом, сдал в этот же магазинчик, получил пятиалтынный* в карман и махнул через забор обратно. На все про все минут 20 не более. Удовольствие? Удовольствие. Радость? Радость. С училища и до сих пор очень уважаю хорошие бочковые огурцы, помидоры и чеснок.
Начинаешь по иному ценить отход ко сну, после усталого дня, когда ложась, ухом касаешься прохладной свежей наволочки, закрываешь глаза и мягко проваливаешься в сон, который принесет отдых и новый день.
Исключительная история это конечно сходить в увольнение, особенно с ночевой. Но увольнения на первых годах учебы настолько редки по различным причинам, что этому виду радости нужно посвящать отдельную оду.
Еще весьма хорош единственный выходной день - воскресенье. Он полностью свободен от учебы и самоподготовки, парко-хозяйственных мероприятий и работы. Помимо того, что подъём на час позже, воскресенье обходится без утренней зарядки и как я говорил выше, в этот день в обед будет яблоко и компот.
Но, стоит отметить, что даже в этот день мы не были предоставлены сами себе, в соответствии с партийно-политическими задачами у командиров всегда были готовы планы по обеспечению именно в этот день нашего культурного роста. Динамики транслировали весь день хорошую музыку. Рекомендовалось читать художественную литературу, играть в настольные игры (шашки, шахматы, нарды), которые были в Ленинской комнате, заниматься спортом. Мы бегали, играли в футбол на территории училища. Редко, но к нашему удовольствию нас вывозили на стадион имени Ленина.
Иногда, в какой ни будь из лекционных аудиторий показывали неплохое, в том числе новое кино (так, например именно в училище я посмотрел фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»). Еще, примерно в 800 метрах от училища на улице Восточный Семафор был большой старый амбар, который назывался кинотеатр Огонек, кино на простыне, зал примерно на 150 зрителей. Нас водили бесплатно, впрочем плата за сеанс была всегда 10 копеек (помните сколько оставалось после сдачи кефирной бутылки?). Этот кинотеатр в начале доблестных 90-х снесли и мало какой, даже коренной хабаровчанин о нем помнит.
День, который лег в основу моего повествования и назван Волочаевским тоже выпал на воскресенье, солнечное апрельское воскресенье 1983 года. В честь очередного юбилея Дня Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов командование училища решило организовать встречу с живой легендой, солдатом, прошедшим всю войну – младшим сержантом Мелитоном Кантария, единственным на тот момент оставшимся в живых участником боев за взятие Берлина, который в составе группы из трех человек 1 мая 1945 года водрузили знамя Победы над Рейхстагом. Его однополчанин, участник подвига сержант Михаил Егоров погиб в автомобильной катастрофе 20 июня 1975 года в Смоленской области, а лейтенант Алексей Берест, который руководил группой, умер от ран, полученных при спасении девочки из-под колёс скорого поезда «Москва - Баку» на разъезде «Сельмаш» 3 ноября 1970 года.
Надо отметить, как я узнал позже, встрече предшествовала серьезная работа. Оказалось Кантария, был простым человеком, но при этом характер имел весьма твердый и как многие ветераны очень не любил рассказывать про свой подвиг.
Ключевую роль в том, что Мелитон Варламович согласился на длительный перелет из Абхазии в Хабаровск для участия в торжественных мероприятиях, сыграли два важных фактора. Первый был в том, что приглашал его лично командующий войсками Краснознаменного Дальневосточного округа, участник Великой отечественной войны 1941-1945 годов, в недалеком будущем заместитель Министра обороны СССР генерал армии Иван Моисеевич Третьяк.
Вторым и решающим фактором было предложение участия, вместе с курсантами и офицерами училища, в тематической экскурсии в музей Волочаевской битвы и на место сражения. Ветеран заинтересовался, что говорить о жителях центральной части Российской Федерации и Союзных республик, если даже не все дальневосточники знают, какие кровопролитные бои велись здесь в период становления Советской власти?
И вот, этот день настал. Сначала несколько слов о герое. Плотный, невысокого роста грузин, одетый во все черное. Особенно запомнилась большая и гладкая как бильярдный шар голова и очень цепкий и пристальный, цепкий взгляд человека, обладающего твердым характером, глубокие морщины на лбу и множество мимических морщин вокруг глаз.
Говорил он негромко, небыстро и с акцентом. Но то, что он говорил, было понятно до единого слова, запало мне глубоко в душу и помогает сейчас отличить правду от вымысла.
Операция по подъёму знамени заняла несколько часов. Тогда, 30 апреля 1945 года ни окрестности, ни само здание рейхстага не было полностью очищено от окруженных немецких солдат. Представьте себе огромный стеклянный купол высотного здания, которое простреливается со всех сторон. Шансов остаться в живых было немного, поэтому группа была из трех человек, что увеличивало вероятность того, что хотя бы один из них сможет довести дело до конца. Подниматься приходилось по металлическим стропилам и перекладинам с остатками стекла, при этом периодически по группе стреляли, ногу Егорова зацепило и пришлось нести знамя и помогать раненому товарищу. Знамя устанавливали дважды, первый раз оно упало, очевидно задетое осколком и недостаточно закрепленное. Мелитон Варламович вспомнил, что снял солдатский ремень, вытянул его на полную длину и плотно закрепил древко знамени к металлическому штырю. Спуск вниз занял еще больше времени, но запомнилось ветерану что первое, когда они спустились с купола и доложили о выполнении задания, был вопрос командира: А где ремень, боец? На что он со свойственной горячностью ответил вопросом на вопрос: Какой ремень, если мы все остались живы?
 После войны, в 1965 году Мелитон Кантария вместе с Егоровым и участником штурма рейхстага Константином Самсоновым нёс знамя на Параде Победы на Красной Площади в Москве, им же доверили пронести знамя Победы на Первомайской демонстрации трудящихся в Москве в 1970 году.
После рассказа и праздничного обеда мы все, около 150 человек железной дорогой добрались до станции Волочаевка-1. Далее нас, курсантов построили в колонну и мы было замаршировали в гору строевым шагом, но ветерану было тяжеловато подниматься по крутому склону, поэтому мы пошли медленно и весь подъём занял около 40 минут вместо 20.
Но вот музей и очень познавательная и я бы сказал захватывающая экскурсия, индивидуальная, подробная, интересная и нам и сотрудникам музея, ведь не каждый день храм истории, посещает живая история…
Настал черед внимательно слушать и удивляться ветерану. Да что там, я - коренной дальневосточник, к стыду своему многое не знал из того, что рассказывала экскурсовод, про становление Советской власти, про Дальневосточную республику, про интервентов, белых, красных (позвольте так буду называть силы народно-революционной армии), авантюристов и бандитов всех мастей и национальностей.
Много написано про эти четыре с лишним года противостояния и кровопролития на Дальнем Востоке, есть даже посуточная хронология событий февраля 1922 года с расчетом сил противоборствующих сторон и вооружения. Я не буду здесь повторяться, но отмечу, что и ветеран и мы помимо восхищения масштабами, географией боев и героизмом участников, отметили ряд моментов, которые не могут не зацепить. Например, беспрецедентная по тому времени артиллерийская дуэль красных и белых бронепоездов, применение народно-революционной армией легких французских танков, тяжелые, но героические и потому результативные штурмы сопок Лумку-Корань и Июнь-Корань.
 Еще экскурсовод интересно рассказывала, как белые без боя сдали город Хабаровск и отступили в Приморье под защиту интервентов. После поражения в «Хабаровском походе» Япония окончательно вывела войска с территории Приморья, тем самым завершив интервенцию. Значительная часть белоповстанцев с семьями пересекли границу, уйдя в эмиграцию в Китай и Корею. В ноябре 1922 года Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР, гражданская война в России закончилась.
И еще, конечно, нам, вчерашним мальчишкам, сегодняшним курсантам интересны были экспонаты того времени, различные виды стрелкового оружия, боеприпасов, военной техники.
Лично мое мнение, что Волочаевские дни февраля 1922 года можно без преувеличения сравнить с Перекопско-Чонгарской операцией, но долгое время в СССР важность этих исторических событий преуменьшалась и недостаточно освещалась в учебниках и литературе.
Все хотя бы один раз в жизни видели замечательный художественный фильм братьев Васильевых «Чапаев» и мало кто может похвастаться следующей, не менее значимой работой этих же режиссеров «Волочаевские дни», о партизанском движении 1918 года, предшествующем полному разгрому белогвардейцев на Дальнем Востоке. А ведь сами Васильевы говорили: Сняв «Чапаева», мы родили слона, и теперь обязаны его кормить. Этой фразой они подразумевали заданную высокую планку фильма и то, что ни при каких обстоятельствах в последующих кинокартинах снижать ее нельзя.
Думается, что основная причина долгого молчания кроется в том, что реорганизация сил, а затем и общее руководство войсками Дальневосточной республики осуществлялось В.К. Блюхером, одним из первых маршалов и героем гражданской войны, репрессированном и погибшем на Лубянке во внутренней тюрьме НКВД в 1938 году.
Но это как говорил один знаменитый телеведущий, уже совсем другая история.
А пока, немного усталые, но переполненные впечатлениями этого дня мы возвращались в родные казармы, где нас ждал воскресный ужин, команда отбой и новый день, полный уже совсем других событий.

Вместо эпилога.

В году, в котором пишутся эти строки, Волочаевским боям исполнилось сто лет.
Подводя короткие итоги по этим увязанным воедино событиям, что я могу сказать тебе еще, мой уважаемый читатель?
То, что лихие 90-е годы в нашей стране проехали тяжелым танком по многим людским судьбам и напрямую коснулись всех участников моего повествования.
Некто, считая себя грамотным специалистом высшего топ менеджмента, исключительно из «лучших» побуждений, в том числе сокращения армии в угоду тогдашним политическим решениям, принял решение о свертывании специализированного строительства, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке и закрытии профильного Военного ВУЗа, готовившего командиров, инженеров-строителей и руководителей тыловых подразделений. Были резко урезаны штаты, уменьшено финансирование. Над училищем нависла реальная угроза расформирования и приватизации за копейки лакомых активов комплекса, расположенного в непосредственной близости к центру города (мало ли таких примеров?). Что бы остаться на финансовом плаву, одно время иностранным (!) предпринимателям даже сдавались в аренду помещения основного корпуса училища.
К счастью, пускай и в непростой борьбе различных уровней и ветвей власти, благодаря настойчивости офицеров училища и командования Дальневосточного пограничного округа, училище удалось сохранить, перепрофилировав в пограничный институт ФСБ России.
Пройдет еще сотня лет и может быть тогда на Дальнем Востоке показатель ввода жилья и промышленных зданий и сооружений достигнет уровня восьмидесятых годов прошлого столетия.
А пока мы видим в крае очень много жилья барачного типа, которое расселяется гораздо медленнее, чем эти дома переходят из «ветхого» состояния в «аварийное».
Но и это уже совсем другая история.
В эпоху «гласности» и последующие 90-е годы стала дополняться, переписываться, по новому трактоваться наша история. И не всегда поймешь, где правда, где художественный домысел или откровенная ложь.
Вот оказалось, что групп по водружению знамен над рейхстагом было несколько, многие придерживаются мнения, мол сам И.В. Сталин определил именно этот состав как ключевой, потому что он интернационален (украинец, русский, грузин) и один из участников одной с ним национальности.
Не знаю, наверное здесь стоит рассматривать кто был раньше, когда еще не были подавлены все огневые точки вражеского сопротивления, по воспоминаниям многих участников боёв за Берлин относительная тишина наступила 3 мая 1945 года.
Впрочем правильным думаю будет то, что все водрузившие знамена над рейхстагом - герои вне звания, национальности и времени проведения операции.
И поэтому я спокойно отношусь к тому, что знаменитая, облетевшая весь мир фотография двух солдат, поднимающих Красное знамя над фашистским логовом постановочна и сделана позже. Все одно - герои. Дошли. Выжили. Победили.
Мелитон Кантария дожил до 90-х. По воспоминаниям родственников и земляков героя, он очень тяжело переживал развал Советского Союза… Собака Гитлер был бы очень рад этому, говорил он. Когда начался грузино-абхазский конфликт он был вынужден уехать из Абхазии в Тбилиси, потом при поддержке комитета ветеранов его семье была выделена небольшая квартира на окраине Москвы и он был поставлен на льготную очередь, которая подошла только после его смерти и в новую квартиру переселилась уже его семья. Мелитон Варламович умер 26 декабря 1993 года в поезде по пути в Москву, куда ехал получать статус беженца, сейчас он похоронен в родном грузинском городе Джвари, на территории третьей общественной школы, которая с 2011 года носит его имя.
Музей Волочаевской битвы в 90-е постигла участь многих учреждений культуры. Даже больно, больно писать об этом.
Знаешь уважаемый читатель, откуда взялось крылатое выражение, фразеологизм «Иван, родства не помнящий»?
Еще в царской России, пойманные беглые каторжане и крепостные крестьяне, скрывая своё имя и прошлое, ссылались при допросе на то, что не помнят своего имени и родства. В полиции такого задержанного совершенно официально записывали как «Иван, не помнящий родства».
Так вот, это выражение, термин, обозначает человека без убеждений и традиций.
Представляешь, целая страна допустила «забытие» истории, закрытие (за ненадобностью?) таких значимых для будущего сооружений, несущих культурное наследие…
Музей был закрыт, окна и двери забиты досками, что впрочем не мешало вандалам (не засланным казачкам, не инопланетянам, а нашим с тобой землякам, «Иванам») проникать внутрь, воровать оставленную до «лучших» времен обстановку, ломать и крушить все вокруг. Территория и внешние экспонаты так же пришли в упадок.
Но теперь все это в прошлом. Несколько лет назад началась полномасштабная реставрация основного здания, сооружений комплекса и прилегающего благоустройства. Теперь музей называется Мемориальный музейный комплекс «Волочаевское сражение». В мемориальный музейный комплекс входят здание-памятник, братская могила погибших при штурме Волочаевских укреплений, памятный камень-кенотаф В.К. Блюхеру и часовня во имя Божией Матери «Умягчение злых сердец». Бюст маршала в 2008 году был перенесён к зданию Волочаевской школы.
Музейный комплекс с мая 2022 года принимает гостей, можно приходить и одному и группой, с друзьями и семьями. Можно рассказать свою историю, послушать воспоминания старшего поколения, посмотреть видеоролики и фильмы о событиях Гражданской войны и Волочаевского сражения, оставить отзыв о работе музея, поблагодарить персонал за внимание к важным страницам истории Дальнего Востока России.
Работает удобный, современный сайт музея по адресу https://www.volochaevka.ru/
Теперь, по прошествии этих лет, еще хочется сказать пару слов о часовне во имя Божией Матери «Умягчение злых сердец», построенной уже в наше время.
В Волочаевской битве, как во многих сражениях того времени, ярко выявился братоубийственный характер Гражданской войны. Друг против друга воевали родственники, земляки, бывшие однополчане, разделенные политическими и идеологическими взглядами. После сражения местные крестьяне, не разбираясь в принадлежности погибших, похоронили их в общих могилах.
Вот и часовня является местом покаяния, символом, укором, руководством к недопущению гражданских братоубийственных войн, кровопролития. Это актуально всегда и, как никогда сейчас.
Один великий человек сказал,  что тот, кто забывает свое прошлое, не имеет своего будущего.
 Давайте же не забывать свою историю, не быть «Иванами», что бы ни совершалось войн и вооруженных конфликтов, что бы ни болела душа о разрушенном, утерянном и погибшем.


*произведения А.И. Куприна – автобиографические повести На переломе (Кадеты) и Юнкера;
* х/б - военная форма из хлопчато-бумажной ткани, здесь – гимнастерка и галифе;
* чепок – небольшой магазинчик на территории войсковой части, чайная;
* пятиалтынный – монета достоинством пятнадцать копеек;
* на фото - часовня во имя Божией Матери «Умягчение злых сердец».


Рецензии
Гражданские "братоубийственные" войны вырастают из предшевствующего братоубийственного "сотрудничества" угнетателей и угнетенных... Каяться сегодня за конфликт столетней давности белых и красных? Вот гражданские войны как раз на такой гнилой идеологии и зарождаются, когда властвующее меньшинство игнорирует интересы большинства и всячески стремится к тому, чтобы его господство упрочилось, а угнетенные раскаялись в каком-либо сопротивлении угнетению.

Виктор Ушаков   30.07.2022 10:54     Заявить о нарушении