Магия огня

      
       МАГИЯ  ОГНЯ
         рассказ

     Виктор медленно шёл по улице, наслаждаясь теплом вечернего майского солнца. Его внимание привлекла вывеска «Бар», украшенная декоративными коваными розами. Он остановился, оценивая мастерство кузнеца. Решил зайти…
Виктор сел у барной стойки на свободное крайнее место. Чуть поодаль две молодые пары увлечённо беседовали друг с другом, поджидая приготовляемые для них напитки. Девушка, явно скучавшая, часто поглядывала по сторонам. В белой с накрахмаленным воротником рубашке за стойкой жонглировал бармен. В ход шли бутылки, стаканы, фужеры, бокалы и рюмки разных размеров. То и дело подхватывались блендер, дозатор. Вглядываясь в лицо хозяина барной стойки, освещённой висящими над головой абажурами, Виктор неожиданно узнал своего школьного товарища.

- Василий, – позвал он тихо.
 Тот быстро подошёл, радостная улыбка пробежала по лицу:
- Рад тебя видеть, друг. Какими судьбами?
- Случайно я здесь. Вижу, что тебе не до меня сейчас. Предлагаю встретиться послезавтра в десять утра у Измайловского «Вернисажа». Сможешь?
Василий на мгновение задумался, что-то просчитывая в уме:
- Буду. Обязательно приеду.
- Вот и лады. А сейчас сваргань мне простенький безалкогольный напиток…
                ***
Рукопожатия и объятия при встрече двух друзей-товарищей говорили о желании общаться.
- Это ж, сколько мы не виделись… Двенадцать лет, – уточнил  Василий.
-  Да, после выпускного так и не встречались. В баре я наблюдал за тобой. Ты работал виртуозно, артистично. И как тебя угораздило стать барменом? Ведь окончил ты машиностроительный институт.
- На последних курсах учёбы стал подрабатывать, постепенно приобрёл практические навыки, индивидуальность. К окончанию института предложили работать на постоянной основе. Я и согласился. А что: зарабатываю неплохо, правда, ответственность и физическая сила нужны.
                ***
-  Сегодня ты посмотришь на мою работу, – уверенно продвигаясь среди множества людей вглубь комплекса, – сообщил Виктор.
Вскоре остановились у большой железной двери с вывеской «Кузница». Василий недоумённо взглянул на друга. Вошли. Просторное помещение. Несколько человек стояли у стены. Василий не заметил, как Виктор исчез.
Пышущий жаром горн привёл Василия в оцепенение, магия огня его заворожила. Наконец он перевёл взгляд на множество щипцов разной формы, что висели рядом, наковальни с крошевом окалины, верстаки, на которых рядком лежали инструменты, обрезки металла. С любопытством рассматривал гидравлический молот. «Вместо дюжего детины-молотобойца», – догадался Василий. Вдруг, что-то знакомое из детства почудилось ему.

- Друзья, наш заключительный день семинара мы закончим мастер-классом, который проведёт член Союза Кузнецов, Народный Мастер кузнечного дела, Виктор Яхонтов, – объявил мужчина богатырского телосложения.
«Видимо, руководитель этой встречи и, конечно, кузнец», – подумал Василий. Он встрепенулся, устремляя изумлённый взгляд на школьного друга, который предстал перед публикой в кожаном фартуке и рукавицах. Виктор закинул в печь порцию каменного угля, несколько металлических полос отправил в горн. По его внешнему виду было видно, что он по уши влюблён в своё дело. Мастер ловко выхватил щипцами из горна раскалённую добела полосу. Под уверенными ударами молота полоса послушно меняла форму, превращаясь в три хвоста.  Орудуя точно и быстро молотком, он заострил каждый хвостик, превратив их в художественные круглые завитки. Виктор виртуозно подхватил щипцами только что изготовленное изделие и продемонстрировал публике. Новая металлическая раскалённая полоса под магическими движениями рук, инструментов и включённого молота приняла вид изящного цельнокованого ножа. Будто от чудного сна пробудили Василия аплодисменты…

- Ты – настоящий маг! – возбуждённо сказал Василий подошедшему Виктору.
- Здесь недалеко небольшой скверик. Пойдём, посидим.
Уединившись в уголке открытой веранды уютного кафе, друзья молча смотрели друг на друга, думая каждый о своём. Весеннее солнце щедро посылало свои лучи, лаская молодую листву деревьев, что стояли рядом с верандой. «Чив-чив, чив-чив-чив», – пели радостно хором воробьи.
- Я поражён твоим мастерством. Расскажи, как ты всего этого достиг, – наконец заговорил Василий.
Виктор улыбнулся:
- Ты помнишь, когда нам было по двенадцать лет, я уговорил своих родителей отпустить меня с тобой в село, где жили твои бабушка с дедушкой. Дед Матвей повёл нас в кузницу. Вот тогда я впервые увидел танец пляшущего огня в горне, волшебные руки твоего деда. Он из куска металлической полосы смастерил жука и подарил его мне.

Виктор отхлебнул глоток кофе капучино, помолчал. Василий не торопил.
- Из нашего районного центра ты помчался в столицу, а я нашёл кузнеца и записался к нему в ученики. Бывало, сутками от горна не отходил: лемеха кривые  мне учитель всё поставлял, а я их выправлял. Внутри меня творческий огонь всё больше разгорался. Хотелось создавать самому что-то новое, сказочное. Привлекала  художественная ковка. Начал с простых завитков и петель. Не всё получалось. «Металл надо чувствовать, а не творить на ощупь», – говорил мой наставник. Помогло то, что окончил машиностроительный техникум. Я понял, при какой температуре металл калится, когда становится послушным, как пластилин. Да и без вдохновения никак. Иногда мучаешься, ночь не спишь, пока в голове не сложится образ будущего изделия. Сейчас требование к  эстетике металла  возрастает.

Виктор замолчал, обхватив кофейную чашку обеими руками, будто согревая её содержимое упругими ладонями.
- Эстетика эстетикой, а финансовая сторона твоего дела не страдает? – осторожно спросил Василий.
- У меня собственная кузница. Сейчас кузнечное дело переживает новое рождение. Богатые люди строят большие дома, заказывают металлические, с элементами декора, заборы, ограждения различные, перила, декоративные лестницы, двери и ворота. Простые клиенты – решётки, всевозможный инструмент, сувениры, – Виктор достал из кармана джинсов и протянул на ладони кованого майского жука, – вроде таких, как этот. Дарю на память о нашей встрече. На  его брюшке номер моего телефона, и если что – звони…
                ***
Глубокая ночь, а Василию не спалось. Подробно вспоминались события прошедшего дня. Ему мерещились то пляшущий огонь в горне, то висящие  инструменты, то раскалённые металлические полоски. «Я радуюсь за школьного друга, его мастерству, – думал он. – Но меня поражает, как сказал Виктор, «ни с чем несравнимое удовольствие», которое получает он в процессе работы и по её завершении. Виктор назвал меня жонглёром и артистом. Я тоже могу мастерски приготовить напитки, знаю секреты их рецептов и тоже приношу пользу посетителям. А удовольствие я получаю от своей работы? – неожиданно жар хлынул ему в лицо. – Что это? Мне стыдно?.. Да, моя работа не для настоящего мужика.  Мои дед и прадед работали кузнецами, а я погнался за столичной жизнью. И что, я счастлив?  Деду Матвею уже восемьдесят восемь, бабушке чуть меньше, они ещё живы, а я, единственный внук, за последние два года не удосужился навестить их»…Через не закрытое шторой окно Василий увидел свет, который начал теснить прохладную ночь. Он взял в руку подаренного жука, что сидел на тумбочке рядом, ощутил прохладу металла и, вспоминая деда, кузницу, так и не уснул…

Целую неделю Василий находился под впечатлением                          встречи с Виктором и тех чувств, которые посетили его той бессонной ночью. Договорившись с хозяином бара об отпуске, он поехал к дедушке и бабушке. Ранним утром село ему показалось каким-то новым. Люди спешили к автобусу с названием «Мираторг» – «видно, на работу едут, а ведь недавно работы у многих селян не было», – отметил про себя Василий. Новое здание магазина, стройный ряд строящихся и обновлённых домов – всё это по-хорошему впечатлило Василия.
- Внучок, внучок приехал! – восторгалась со слезами на глазах бабушка, обнимая внука.
- Ну, наконец-то! Думали и не дождёмся, – распахнув руки для объятий, сказал дед.
- Сейчас будем завтракать, у меня всё готово: мама ещё вчера утром сообщила о твоём приезде. Какое чудо этот сотовый телефон, – «щебетала» бабушка, накрывая на стол.
- А что, дедуль, цела ещё кузница? – ошеломил своим вопросом внук.
- Конечно, цела, я смотрю строго за ней, иногда по старинке что-то кую.
- Так пойдем туда прямо сейчас, – загорелись глаза у Василия.
- Нет уж, имей уважение. Сначала позавтракаем…
                ***
Конец мая дарил тепло, запахи сирени, что красовалась почти у каждого дома.
- Эх, погода, какая чудная стоит. Наше село здорово преобразилось. Замечаешь? – шагая неспешна, говорил дед Матвей.
-  Почему так кузницу далеко построили, за селом? – удивился Василий.
- Строил её ещё твой прадед, в честь него назвали тебя его именем. А на краю села – это ж поверье исстари было такое: кузнецов почитали за людей, связанных с потусторонними силами, наделённых магическими приёмами, колдовством. Считали, что опытный кузнец мог «прижать» болезнь, «прищемить» беду. Амулеты для этих целей люди заказывали у кузнеца… Вот мы и пришли. Узнаёшь?
Дед Матвей достал из кармана ключ и открыл дверь. Она приветливо заскрипела. Василий ожидал, что изнутри пахнёт сыростью, затхлостью, полетит пыль, качнутся по углам паутины. Ничего этого не случилось. Было сухо, опрятно, всё лежало, стояло и висело по своим местам. Только помещение теперь по сравнению с детскими воспоминаниями было маловато.

- Такое впечатление, что здесь кто-то работает, даже уголь каменный есть! – воскликнул внук.
- А как же! Я и работаю! Изредка, правда:  силы уже не те. Жив старинный обряд. Молодожёны  хотят придать брачным узам крепость железа. Вот и заказывают подковы, сердца.
- Деду, давай сейчас разогреем горн и попробуем что-нибудь сотворить, – предложил Василий.
-  Ну что ж! Разогревай горн. Сувенирное сердечко будем ковать. Только орудовать молотком по моему указанию будешь ты…
Огонь, искры, звон металла, раскалённое железо, стук потрёпанного жизнью молотка, команды деда «Бей! Бей!» – всё для Василия превратилось в музыкальный ритм, зазвучало симфонией.
-  Готово! Подхватывай «сердце» щипцами! – эхом прозвучали слова дедушки.
Василий был смущён, но счастлив – и это он чувствовал и осознавал.
                ***
На следующий день он позвонил Виктору:
- Приезжай, друг, скорее в село к моему деду. Поможешь на более современном уровне оснастить нашу кузницу.  Хочу стать сельским кузнецом.
 


 
 








      


Рецензии