Колдунья

Люди всегда болели и для лечения обращались за помощью не всегда к врачам, а к тем, кто поближе и услуги его дешевле.

Как рассказывал мой дед Тимофей, в их деревне Выселки, заболевшие обращались за помощью к знахарке Авдотье, жившей в небольшом домике с дочкой на опушке леса. Авдотья лечила людей травами, прибегая к заговорам при помощи креста и молитвы. Все лето женщины пропадали в лесу, собирали нужные коренья и травы, а дома их сушили, подвешивая связки на стены избы. Знание трав и их применение передавались в семье из поколения в поколение, и занятие это считалось полезным, востребованным людьми, которые в знак благодарности одаривали знахарку и продуктами питания, и одеждой.

Однажды у одной женщины, проживающей в деревне Ольховке, возникли сильные боли в животе справа. Терпела-терпела она и стала просить мужа:
– Прокопий, сходил бы ты к знахарке Авдотье, попросил бы какого-нибудь снадобья, болит ведь, не отпускает.
– Может быть, куда в другое место, не к этой знахарке? Люди говорят, что она стала ведьмою, колдуньей, стала прибегать к нечистой силе, прости меня Господи.
– Слышала я про это, будто она может превращаться в козленка. А вдруг это неправда? А к кому еще можно обратиться, я не знаю.
– Ну, хорошо, пойду, схожу.
 
 Прокопий облачился в выходную одежду, надел новые лапти, за обмотки, как всегда, вложил нож и отправился к Авдотье в деревню Выселки. Шел пешком, хоть путь и не близкий. Дорога проходила и лесом, и засеянными полями. Возле одной из деревень на лужайке пасся теленок, который, увидев человека, подбежал к Прокопию и пытался его боднуть. Прохожий, привычный к домашним животным, даже не обратил на это внимание. Он ударил теленка ладонью по шее и продолжил путь дальше, и вдруг, ощутил в спину удар. Теленок его все-таки боднул и норовил повторить это еще раз. Прокопий выхватил свой нож, схватил теленка за ухо и царапнул ухо, сделав неглубокий надрез. После этого теленок отстал, а путник последовал своей дорогой.

Наконец, вот, и Выселки. Прокопий подошел к одной избе и ему подсказали, где дом знахарки. Изба совсем обветшала, изгородь покосилась, местами совсем упала. Видно, было, что мужская рука здесь давно не прикладывалась. Войдя в избу, Прокопий поздоровался, навстречу к нему поднялась девушка.
– Мне бы Авдотью надо, – сказал гость.
– Заболела мать. Вот сейчас пришла, ухо разболелось, завязала голову платком и лежит на печке.

«Что же это? Неужели правда колдунья, неужели это она превратилась в теленка, и я ухо ножом ранил,» – пронеслось в голове прихожего. Он настолько растерялся, что даже не слышал обращения к нему девушки, а та повторяла:
– Так ты зачем пришел-то, говори.
– Жена у меня. – И он невнятно рассказал, зачем пришел.
– Подожди меня здесь, я скоро.

Девушка вышла, а потом принесла пучок травы и, подавая, сказала:
– Печень у нее болит. Вот эту траву заварите и пусть попьет. Когда полегчает, придешь еще, я дам другой травы, но ты обещай, что за это изгородь у нас поправишь.
– Хорошо, ответил гость и ушел.
Через неделю он снова пришел и починил изгородь.


Рецензии