Ведьма

Берега речки Пьяной, распластавшей медленные воды по плоской, заросшей смешанным неухоженным лесом равнине, шатались из стороны в сторону, словно пьяные. Здесь, в небольшой деревне, в средневековье жили русские крестьяне. В крайнем доме на опушке леса гнездилась семья Лесного Ермолая, проживающего с женой Жданой и дочкой Ладой. Они, отвоевав у леса землю, ухаживали за ней, выращивали рожь, и огородные культуры: капусту, репу, лук, свеклу. У них была корова и лошадь, овцы и свиньи, куры и гуси.

Летом Ждана вставала рано и, взяв с собой десятилетнюю Ладу, уходила в лес собирать лечебные травы. Она это делала всегда, но особенно целенаправленно стала собирать травы после замужества. Свекровь Анисья, мать Ермолая, считалась большим знатоком травок, знала их пользу, умела приготовить снадобье и оказать помощь больному. Она уводила невестку в лес и учила:
– В народе нас почтительно называют ведьмами, что означает – ведающая, знающая мать. Такими становятся только некоторые женщины, когда они, став взрослыми и мудрыми, познают все наставления и знания предков. Они владеют секретами обрядов, знают различные заклинания, шептания, заговоры. Ведьма всегда обращается к светлым силам, силам природы. Знай, что мы ничего плохого в себе не несём. Люди, видя в наших поступках знания и умения, идут за помощью к нам.

Помнится, как-то в дом Ермолая пришла соседка и слезно обратилась со словами:
– Матушка, Анисья, мой муж заболел, как его лечить, не знаю. Кашляет, чихает, ни ест, ни пьет. Помогите матушка, люди говорят, ты умеешь лечить.

Анисья быстро собралась и велела:
– Веди меня к нему, посмотрю.

Лекаря привели в дом. Это была обычная, как у всех, деревенская деревянная изба с незначительным отличием. На стене у окна закреплена небольшая полочка, застеленная вышивными ручниками, ритуальными полотенцами. На полочке стоял, вырезанный из дерева идол, напоминающий образ человека. Рядом установлены тканевые куклы, похожие на умерших родственников хозяев, лежали памятные предметы, висели обереги, подкова. Тут же стояла подставка с заговоренными свечами и щепоткой соли для обрядов.

«Это кут славянина-язычника», – подумала Анисья.
Она знала, что в современном русском мире, не смотря на жестокое преследование язычества после крещения Руси, обе веры у людей, язычество и православие, тесно переплелись. Язычники носят амулеты и талисманы, христиане – нательный крестик. В домах язычников висят обереги, у христиан иконы. Язычники верят в приметы, христиане отвергают, считая их грехом. Язычники верят в силу природы, обращаясь в молитвах к земле, солнцу и стихии огня и воды.

Анисья понимала, что для обоюдной пользы надо признать веру хозяина.

Больной лежал на лавке, укрытый многочисленными одеждами. В избе было тепло, а больного трясло от холода. Его беспокоили постоянный насморк, сильное чихание и кашель.
– Что у тебя болит? – спросила Анисья.
– Руки, ноги, все тело ломает.
– Надо быстро истопить жаркую баню, распорядилась лекарь, обращаясь к хозяйке. – В отдельных лоханках запарьте в горячей воде свежие кедровые и сосновые ветки. Когда баня поспеет больного надо несколько раз пропарить березовыми вениками и потом выгнать хворь. В бане повесьте обереги и читайте молитвы. Сейчас я принесу траву мелису, мяту, коровяк, заварите их, и отвар будете пить, и полоскать рот и нос. Растение коровяка хорошо помогает при лечении простудных болезней.

Через неделю хозяйка больного снова пришла в дом Лесного Ермолая, принесла подарки за работу и благодарила за излечение мужа.

– Вот, так, ради такой народной благодарности я и хожу по лесу, собирая травы, помогаю людям, – отвечала счастливая Анисья.

Самосуд

Как говорится «нет худа без добра и добра без худа». Эти понятия тесно переплетены друг с другом. Анисья, обладая богатым жизненным опытом, учила свою молодую невестку:
– Делая добро людям, не думай, что они будут тебе благодарны всю жизнь. Еще вчера они тебя благодарили за оказанную помощь, а сегодня могут видеть в тебе врага. С людьми всегда сложно. Их настроение часто меняется. Расскажу я тебе историю, случившуюся с нашей семьей несколько лет назад.

Тогда еще жив был муж мой Ананий.
Так вот, в соседней деревне жил черносошный крестьянин Артем Конев. У него был хороший дом и шесть десятин земли. В тот год озимые ржи дружно зазеленели, ожидали хороший урожай хлеба, но вот к осени на его поле случилось несчастье. Обходя однажды участок, засеянный рожью, Артем обнаружил спутанные пучки стеблей. Они были туго скручены, завиты, словно волосы в косе. И таких завитков было много. Зерен в колосьях было мало, и хозяин сомневался, а можно ли такое зерно есть. Вдруг оно ядовитое?

– Сейчас-то это понятно, – продолжала Анисья. – Из-за болезней стебли ржи потеряли упругость, надломились и ветром скрутились, полегли. Но тогда Артем и его помощники, к которым он обращался за помощью, не могли объяснить причину скручивания стеблей. Они были уверены, что так мог скрутить стебли только человек. А зачем он это делал? Чтобы навредить хозяину поля. И вот начались поиски злодея. Кто-то высказал догадку, что это могла сделать ведьма. Другой пересказал слух, будто ведьма в соседней деревне по ночам воровски доила чужих коров. Будто люди видели, как она превращалась в животных, а иной раз даже в дерево. Ходят слухи, что ведьма может вызвать засуху, голод или потоп. Так стали рождаться оговоры и вымыслы, а, услышав, люди охотно поверили в них.

Народ на расправу крут. Схватили топоры, да колья и с шумом толпа разъяренных мужиков направилась в нашу деревню. А куда им пойти, ведь округ была только одна ведьма, это я. Наши соседи, услышав бунт, прибежали, предупредили. Я быстро собрала маленького Ермолайку и крадучись убежала в лес.

Ананий остался охранять дом. Он вышел во двор, взял лопату. В этот момент распаленные гневом мужики подошли к калитке. Они размахивали кольями, распаляя себя, и громко кричали.

– Чего мужики шумите? – обратился к ним Ананий.
– Где твоя баба? – последовал гневный вопрос.
– Моя баба дома. Ты, вроде, Братмир? Это тебя моя жена недавно от смерти спасала? Это ты пришел с благодарностью?
– Она у тебя ведьма! Летает на метле, делает зло людям. Это она поле ржи загубила.
Толпа загудела сильнее, распаляя себя. Кто-то ухватился за калитку, чтобы войти во двор.
– Стой, – заричал хозяин. – Кто войдет без приглашения, зашибу!

Но толпа его уже не слышала. Разгневанные люди ворвались во двор, и колья посыпались на голову, плечи и спину хозяина. Защитник, потеряв сознание, упал на землю. Толпа разбила окна, ворвалась в избу, а потом разочарованная вышла во двор.
– Нет ее в доме! Убежала.

Выпустив пар, гурьба постепенно стала терять интерес к расправе. Все медленно потянулись по домам.

Ананий, придя в сознание, медленно поднялся и уковылял в дом. Тело его болело, было немощным. Найдя в припасах жены мази, он смазал больные от ушибов места и лег на лавку. «Сейчас больше уж не придут, – думал он. – Надо подоить корову и к вечеру с молоком пойти к жене». Он знал, где она с сыном прячется. Ту лесную избушку они нашли давно, обустроили немного, и иногда пользовались, когда надо было отдохнуть или спрятаться от дождя.

Когда стало темнеть, Ананий с узелком еды крадучись отправился в лес. Семью он нашел быстро. Те его уже ждали, и увидев отца, да еще с едой, заметно повеселели. Начались расспросы, рассказы. А утром семья незаметно вернулась домой.

 Наследство

Свекровь Анисья считала себя сильной и доброй ведуньей. Она многое знала и умела. Немало делала добрых дел для людей, не требуя оплаты своего труда. Могла оказать помощь роженице и вылечить последствия тяжелых родов, залечить рану, была хорошей врачевательницей с использованием полезных трав, лечила животных. Одна беда, Бог не дал ей дочери, которой можно было бы передать свой опыт и знания. И когда в доме появилась невестка Жданка, жена Ермолая, Анисья стала по-особому к ней присматриваться не только как свекровь, но и как ведунья. Она, не таясь, рассказывала:
– У нас в народе считают, что девушка, которую готовили для врачевания людей и, если она стала способной к этому, становится вестой, способной нести весть. Если девушка оказывается не способной к врачеванию, то ее называют невестой. А любовный союз с невестой получается бракованным, браком.

Чтобы распознать весту Анисья делала испытания. Такое очередное испытание было устроено во время жатвы ржи. Погода стояла хорошая. Хлеб поспел, зерна при разжевывании на зубах хрустели. Семья на поле, готова к жатве.
– Жданка, давай ты начни первой, сделай первый сноп, – предложила свекровь.

Невестка, имеющая навыки работы с серпом, ловко захватила ладонью пучок стеблей и срезала его серпом, делая начаток. Затем несколько пучков объединила в один сноп и надежно обвязала его стеблями. После этого к работе приступили остальные члены семьи. Дело кипело легко, с шутками. Анисья была довольна.

– Ох, Жданка, легкая же у тебя рука! Как легко сделала зажинок, так и работа спорится. А ведь бывает, кто начинает с тяжелой рукой, у тех возможны повреждение спины, порезы серпом, случается, ногу подвернут, да мало ли чего еще. Вижу,  ты наш человек. Ты не знаешь того, что обладаешь способностями ведуньи. Но признаки на то очевидны. Рукоделия твои необычные, вот, сочиняешь и поешь песни-былины. И заметила я еще, что обидчики твои получали наказания без твоего участия.

– Матушка, а как узнать семью, где живет ведунья?
– Так, надо наблюдать. И приметы еще есть. Вот, если в семье рожаются только девочки, то четвертая, пятая или шестая обязательно будут способны к ведовству. Есть и другая примета. Если девочка родилась вне брака и мать или бабка тоже были незаконнорожденными, то девочке обязательно быть ведуньей. Конечно, чаще всего, эти способности передаются по наследству, когда рядом с ребенком живет ведьма, обучающая девочку. Стать ведуньей непросто. Надо долго и усердно учиться. Учиться тому, как обрести семейное счастье, как стать хорошей женщиной, женой и матерью. В народе известно много требований, показывающих совершенство женщины. Главнее всего, умение женщины доставлять удовольствие мужу, угадывать и опережать его желания. Знание любовных игр, умение красиво раздеться, знать, как преподнести себя – все это необходимо для созидания семейного счастья.

Так разговорами и поучениями Анисья готовила Жданку к ведовству.


Рецензии