Мимолётные этюды 14

ПРИВЕТ, СКОБАРИ!

Когда-то мнимое "захолустье" России не брезговали посещать прославленные столичные люди. В конце 60-х наш городок обещал посетить сам Евгений Моргунов, один из любимейших киногероев, участник знаменитой "троицы" - Никулин, Вицин, Моргунов. Афиши были расклеены загодя. Я тоже купил билет на встречу со столь интересным человеком. Ведь эти трое были живой легендой, вошли в многочисленные анекдоты. А фразы из фильмов, где они снимались, ушли в народ и прочно укоренились.

И вот вечером, кажется - осенью, сижу почти на галёрке битком набитого кинозала Дома Культуры (почему-то более комфортный кинозал кинотеатра "Маяк" для встречи не предоставили). И к всеобщей радости нашей выходит на сцену он - самый, любимый наш артист - одетый более чем скромно и вовсе не такой уж и толстый, и не огромный, каким представлен был в фильмах "Пёс Барбос", "Операция Ы", "Кавказская пленница". Сразу же раздались аплодисменты.
Поскольку Е. Моргунов играл характерные роли алкозависимых или, точнее, не равнодушных к алкоголю лиц, то на первые ряды подтянулась очень специфическая публика - не учителя, врачи..., а пьющие люди (простые работяги). И все они были "как есь под мухой". Чего они ждали от этой встречи? Похоже, оправдания своего алкогольного образа жизни. Надеялись встретить родственную им душу - дабы поддержал высокий гость их в правильности избранного ими курса.

Евгений Моргунов подошёл к краю сцены, подождал, когда умолкнут овации в его честь, дождался тишины и внятно выкрикнул сипловатым и несильным (далеко не певческим) голосом:

- Привет, скобари!

Что тут началось! Героя экрана подняли на смех, освистали, даже посыпались угрозы, типа:
- Ну, ты! Полегче! Пижон столичный! Ты за кого нас принимаешь? Какие мы тебе скобари? Мы - русский народ!

Кричали, разумеется, не опочецкие интеллигенты (врачи, учителя...), а местный пролетариат - пьющий и пьяный. Моргунов, видимо, не представляя, какая публика на него сбежится, нечаянно дал повод для скандала.

Казалось, встреча сорвана, и великому артисту впору ретироваться. Но тут прославленный мастер сцены взял да и чистосердечно извинился, сказал, положив руку на область сердца:

- Вы меня извините. Я ведь не хотел вас обидеть. Я думал это вам, наоборот, польстит. Ну, простите, если можете.

И отошёл в смущении в сторонку. Дал публике пошуметь и угомониться. И вот все успокоились и тоже испытали всеобщее угрызение совести. Получилось замирение. Пьяницы на первых рядах заглохли. Артист вышел на центр сцены и стал рассказывать (не по бумажке) - о кино, об искусстве, о себе и своих коллегах по "цеху".
Зал, по большей части, дремал - Моргунов своим тихим голосом нагнал тоску зелёную! Ни в коей мере не соответствовал он тому бравурному типу ("Бывалому"), которого он столь смачно сыграл в кино. А в реальности оказался тихим, мирным интеллектуалом. Одно было нашей по преимуществу простой публике  утешение - по окончании его серой, как цвет его джемпера и пиджака, речи (а она длилась куда как меньше минут двадцати...) начался показ фильма с участием "троицы" - Никулин, Вицин, Моргунов.

Фильмы с их участием, столь горячо любимые в простом народе, партийные чиновники в ту пору сильно притормаживали, ведь во всех этих кинолентах симпатии зрителей склонялись к недобрым, отягощённым вредными привычками  киногероям.


30 07 2022

*СкобарИ - так называют (чаще - презрительно) жителей Псковской области, не известно с каких пор и почему; версий же на сей счёт хватает...


Рецензии