Из записок верхогляда
Единственной надеждой мира является философия. Все печали мира - от недостатков философских законов. Кто это сказал? Философ, конечно. Кому ещё такое может в голову прийти? Кто согласен, поднимите руки. Давайте вместе это дело обойдем. Да. То есть, нет. Мир слишком большой, обойти не получится. Печально? А то! Вот и ещё одной печалью больше. А кто виноват? Тоже философия. Печаль от недостатка, печаль от избытка... Странно это. Ну, нечего чудные книжки читать, только печалей добавляют. И писать нечего. А Россию обойдем? Тоже не обойдем, она тоже большая. Тогда хоть в историю заглянем. Опять? Опять. Корни? Ага. Какие? Философские, блин.
По ходу жизни человек остаётся преимущественно печален по причине разнообразных переживаний. Заряд такой у него появляется вместе с опытом. Этот сын ошибок трудных преимущественно негативный. Позитивный следов не оставляет, только воспоминания. А нужны следы, чтобы меняться. Ой, чё опять несу..? Мобилизующая неуверенность, стимул для активных натур. И это хорошо. Учись выживать, опыта набирайся, напряжения держи. Всё то, что страждущего от таких проблем избавит, рискует оказать ему медвежью услугу.
А как же буддизм? Опять? Опять. А что буддизм? С ним всё ок. В начале - одно, типа, от страданий избавим, замануха, а в конце - совсем другое. Как и в любой батарейке. Тому, кто на выходе, уже хватает ума на многое такое, на которое на входе не хватало. Я понятно написал? Поклонится этим страданиям, приклеит ярлык, типа, "инструменты", и дальше пойдет.
Так, а христианство? ... и не введи нас во искушение но избави нас от... Ага. Опять! Да, опять. Думать снова надо. Мы о чем, блин, просим? Чтобы убежденный вор честным человеком выглядел? И чтобы по этой одёжке его встречали. Это же обман, мечта этого самого вора. Хотя, если он убежденный, то молиться не будет. Время шанса для заблудших, сомневающихся и разного отстоя. Время тех, кому нужны заповеди и про геенну огненную послушать, чтобы заставить их себя правильно вести. Кому нельзя верить и кого проверять надо. Что, жизнь такая? Нет, мы такие. Я всегда говорю: "не верьте мне, проверяйте".
Опять отвлекся. О чём я... Проблемы держат наш баланс. У плюсов должны быть минусы у каждого "хорошо" своё "плохо"? Да. Всё основное как всегда - между... Кланяться им нужно за это. Но, не всем. И есть наше пожелание к ним оставаться в области духовно-философской а не долбить нас, к примеру, виданными и невиданными болячками. Печали мира очевидны. Нужны новые теории и новые задачи. Пусть философское "наше всё" укажет нам хотя бы их общие черты и рамки, а ещё лучше, если это будут законы. И пусть проблемы, возникающие по ходу их применения на практике, не дадут нам скатиться в апокалиптический хаос. Ну, будем здоровы! Опять? Ага. Пока мы идём именно туда, широко шагая. Я не про здоровье. Ну так что, единственной надеждой мира является философия? Ладно, не единственной. Укажет путь, будет ей памятник нерукотворный. Смотря на что укажет. Ну, а если до законов наукой и практикой придется добираться, будем считать, что философия не справилась и пусть догоняет.
Вот зачем я такую сложную тему взял? Едем дальше. Для нас, местных, есть наше философское всё, и всё не наше, хотя тоже у нас обретается. Я понятно написал?К слову, от физики тоже никуда не деться, во всём уравновешенном должны быть полюсы.
Ну, и что у нас есть стоящего из нашего всего? Славянофилы и западники. Кто наш и кто не наш и так понятно. Классики есть? Источник всей русской и славянофильской философии - идея подчинения всего религиозному центру жизни. Кто-то из наших это сказал. Фиг с ними, с кавычками. Чудновато сказано. И чревато. Религиозность и так имеет свойство подчинять нас, никуда от неё не денешься, будет фонить. Но, жить с ней в мире и согласии получится только если не втаскивать её в наши практические расклады волевым порядком. Кроме неотъемлемой религиозности у нас есть ещё неотъемлемый оппортунизм. О нем чуть позже. Этот, последний, с нашей помощью всё перепачкает, опошлит и переподчинит себе любимому. В чём-то поможет, но, в основном попортит. Беречь надо наше разное неотъемлемое от нас же самих. Тем более беречь то, чего мы не понимаем.
Ещё кто-то из наших "филов" сказал: "Цельная жизнь духа дана лишь в жизни религиозной, лишь в жизни церкви". Ой-ёй... "Новое религиозное сознание начинается тогда, когда Церковь Христова осознается как космическое царство". Святыня православия должна была стать динамической силой истории. Я уже в кавычках потерялся. А не закончить ли на этом поход в историю? Отстала от жизни славянофильская философия, давно отстала. Или прямо сразу, сходу. Может по собачьей кривой пошла, чтобы в конце попасть точно куда надо? Что у нас куда надо попало, если оглянуться? Что-то наверное попало. Но, чтобы это были славянофилы, сомнение берет.
И ещё раз о славянофильской и русской философии. Философская мысль в России всегда ставила себе задачу раскрытия не отвлеченной интеллектуальной истины, а истины как пути и жизни. Органически целостная религиозная философия - задача нашей философской мысли. Вот это по-нашему! А решение где? А оно в развитии этой самой философии из нашей жизни (это, кажется, Киреевский). А чужие мысли полезны только для развития собственных. Хомяков и Киреевский прошли через немецкую философию и творчески преодолели ее, будучи уверены, что Россия рождает из недр своих высшее постижение сущего. В Гегеле Хомяков видел дух отвержения свободного творчества. Гегельянство - вершина западного пути развития, последняя ступень, дальше - пустая бездна. То, что см. выше, за исключением небольших ремарок, - наши Бердяев, Хомяков и Киреевский.
Итак, Хомяков и Киреевский делят славу основателей славянофильской философии. Согласно Бердяева, они творчески преодолели германскую философию, пройдя через неё. И чем преодолели, каким путем прошли? Собственной верой. Ага. Правда это не они сами о себе, а Бердяев про них. Замечательная вера, основательная, наша. Но всё-таки - вера. Она же - "не знание". Упователи от философии, блин, извините. Это уже - я, если кто не понял. Может стоило бы им разобраться получше. Но, не успели. Успели только свою критику Гегеля оставить. И неплохую критику, как говорят. Не знающие и не успевшие разобраться верующие верящие берутся критиковать и получается это у них весьма успешно. Не солидно как-то, с точки зрения лоха, меня то есть. Они знали, какой должна быть русская философия. Но, успели её только проинтуитить, так сказать. И решили, что знают чем она не должна быть. Вернее, что Россия должна быть свободна от рационалистического рассечения духа. Во как! Надо понимать, не понравилось им работать с идеями по Гегелю, грубо, по-моему, говоря, через полюса и напряжения. Механика творческого процесса не понравилась и глубина, в которую Гегель копнул. А их собственная точка зрения какая? Видимо, свобода от этой самой механики, от метода и инструмента, в пользу цельности истины христианской церкви. Что, и это - всё? Опять как-то не солидно. Хотя Бердяев упоминал о диалектике подхода Хомякова к этому вопросу. Заранее мучаюсь в поисках. И реально ломает, дамы и господа. Если в арсенале философа - интуиция цельности, от его философии начинает веять каким-то почкованием и эволюцией. Это же сколько тебе надо, друг философ, времени заложить под культивирование идей твоих? И маячит ответ типа не в этой жизни. Не успеть. Так может сразу отказаться? Доделывать-то некому как правило. Одни критики остаются и не тянущие ученики. Сами не успели, жизни не хватило. А если бы успели? Разглядели бы в зеркале недостающий Гегелю, по их мнению, философский субстрат. Самих себя, то есть. Нет. Не разглядели бы. Не тот человек Хомяков. Столп веры, наш товарищ. Коммунист бы из него вышел - загляденье! Такая вера в жизни помещается. А философия такая не помещается. И нужна она не абстрактная, а конкретная, прикладная, желательно с методами и инструкциями по применению. Именно они сейчас нужны. По мне так пусть веет от нее физикой Гегеля с его методом, чем эволюцией. Тем более, что с эволюцией у нашего брата, человека, проблемы... Коротковата бывает жизнь философов. Да и остальных тоже. Коротковата.
Свидетельство о публикации №222073000700