Илья Муромец. Автор Светлана Тригуб. Перевод с укр

Когда я впервые попала в пещеры Печерской Лавры и услышала, что здесь покоятся чудотворные мощи Ильи Муромца, я не поверила своим ушам. Не может быть! Тот же Муромец – герой народных сказок и былин? Разве это не мифический и собирательный образ русского богатыря, защитника русских земель?
Мне сложно было представить, что Илья Муромец – не миф, а реальный человек, историческая личность. Однако пещеры Лавры сохраняли наглядное тому подтверждение.

Сенсационные исследования
В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Илии Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался достаточно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см. Более того На костях Ильи ученые обнаружили следы многих сражений – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был могущественным воином, участником жестоких сражений.
Но больше ученых поразило другое: они утверждают, что, в полном согласии с народными преданиями, Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит. Это и послужило причиной паралича ног.
Родился Илья Муромец примерно между 1150 и 1165 гг. А погиб он в возрасте около 40-55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами. Причиной смерти стал, по-видимому, удар острого орудия (копья или меча) в грудь.

Проклятие и чудесное исцеление
В народе из уст в уста передавали такую историю. Якобы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие упало на его род – все мальчики будут рождаться калеками.
Спустя 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все сильнее, но, к сожалению, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, вероятно, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.

Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло что-то непонятное. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли вещие старцы – калики перехожие (нищие путешественники), и попросили мальчика подать воду. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, прозвучавшую уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги…
Что это? Чудесное исцеление? Возможно. Но как странные гости сумели исцелить, казалось бы, безнадежно больного? На этот счет существуют разные предположения. К примеру, что путешественники были волхвами и магами и знали секреты древних заговоров.
А другие учёные считают, что это был случай самоисцеления, объяснить который наука пока не в состоянии…
Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет недвижимости. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека удивительным образом восстановилась. Более того, по их выводам, после тридцати лет он вел активный образ жизни, полностью отвечающий былинам.

Муром или Моровск?
По поводу места рождения Ильи также существуют разные версии. Самая распространенная – что происходит он из села Карачарово, вблизи города Мурома. Эта деревня, расположенная на берегу Оки, существует и сегодня.
Но некоторые исследователи утверждают, что Илья родился недалеко от Киева – в Моровске (Моровийск) под Черниговом, который в древности назывался Муромском. Поскольку в преданиях говорится, что до Киева Илья добрался очень быстро, за один день (вряд ли возможно в случае города Мурома, который находится примерно в 1500 км от Киева), эта версия очень правдива. Да, но согласно былинам, Илья происходил из села Карачарово? Оказывается, недалеко от Чернигова был старый город Карачев. Более того, недалеко от Карачева протекает река Смородина, а на берегу ее находится древняя деревня Девятидубья. Местные старожилы указывают на то место, где якобы находилось гнездо Соловья-разбойника. И теперь на берегу Смородины находится огромных размеров пень, который по преданию сохранился от девяти дубов.
Подвиги древнерусского Геракла
После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый его подвиг – победа над Соловьем-разбойником.
Исследователи считают, что Соловей-разбойник – не сказочное чудовище, а также реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге в Киев. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал свое нападение свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банды к нападению). В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в боях, защищая от врагов свою землю. Современники отмечали его невероятную, бесчеловечную силу, поэтому в памяти людей он остался, пожалуй, самым великим богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на которой Илья Муромец изображен в центре – как самый сильный и могучий.
В былинах и легендах три богатыря – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич – часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли столетия – Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович – в 13 веке, а Илья – в 12-м веке. Но когда легенды веками передаются от одного поколения другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смешиваются. Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илия служил князю Святославу, защищая Русь от половцев.
Но если это действительно так, и Илья Муромец – историческая личность, почему о нем нет ни слова в летописях? Во-первых, с тех пор сохранилось не так много письменных источников, что вполне естественно, если вспомнить, какую бурную историю пережила Русь. Орды завоевателей не раз сжигали и полностью разрушали города. В одном из пожаров однажды сгорели и книги Печерской Лавры.
А во-вторых, существуют упоминания в зарубежных источниках. К примеру, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на более ранних преданиях, упоминается великий богатырь Илья Русский. Легенда говорит о том, что в одном в ожесточенном бою Илья чуть не погиб, но чудом остался жив и дал обет пойти в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Лавры, снял с себя все военные доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.
Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и Илья воочию увидел гибель настоятеля Лавры, убитого смертельным ударом. И тогда Илья, несмотря на обет, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел скрыться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его.
Так ли это было действительно? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. Но несомненно одно: ученые установили, что Илья действительно погиб в результате удара копьем в грудь и что он, видимо, пытался остановить копье на лету, и это немного ослабило удар. Но полученная рана так и не зажила и стала причиной гибели Муромца.
Жизнь после смерти
Илья Муромец – один из немногих людей, кому удалось пережить свою смерть, оставив заметный след в памяти людей и оказав огромное влияние на последующие поколения.
Но от Ильи осталась не только память. Тело Ильи Муромца, как и останки многих других монахов, захороненных в пещерах Лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Но, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таковым не благодаря обработке специальными составами, а по неизвестной науке причине. В православии считается, что если тело не разлагается, а превращается в мощи, это особый дар Бога, который дается только святым.
Следует отметить, что православная церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в действительности мощей. Илья Муромец был причислен к лику святых уже в 1643 году и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской лавры.
Кто же такой Илья Муромец на самом деле? Миф или реальный человек, еще при жизни ставший легендой? Человек, сумевший переломить свою судьбу и успел делать так много?
Говорят, мощи Ильи Муромца способны исцелить тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям…


Рецензии
"разгромлена союзными Рюрикам половцами"
Тогда уж Рюрику (Ростиславичу)

"вещие старцы – калеки прохожие"
Калики перехожие

"в преданиях говорится, что до Киева Илья добрался очень быстро, за один день"
В преданиях еще говорится, что Илья служил князю Владимиру Красно Солнышко и воевал с татарами, в то время как исторический инок Илья мог служить князю Владимиру, но Мономаху и до татаро-монгольского нашествия не дожил.

Илья родился недалеко от Киева – в Моровске (Моровийск) под Черниговом, который в древности назывался Муромском.
Прозвища Ильи, зафиксированные авторами 16-го и 17-го веков: Муравленин, Моровлин, Мурович, Муровец. На Волыни есть местности, называемые Муравица, Моровеск, на Черниговщине есть село Моровск, соответствующее древнерусскому городу Моровийску, впервые упомянутому в летописи под 1139 г. На границе Черниговской и Северской земель был город Карачев, километрах в 20 от которого находились села Девятидубье и Соловьев Перевод, лежавшие на берегу речки Смородины. По версии кандидата географических наук Сергея Хведчени, именно из Моровска и произошел исторический Илья.

Дата смерти Ильи (1188 г.) условна и получена на основе свидетельства Афанасия Кальнофойского, инока, родом из Галиции, утверждавшего, что Илья умер за 450 лет до публикации Афанасием его книги "Тератургима" (1638 г.).

Что касается останков некоего "Ильи из града Мурома", найденных в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры: установлено, что этот человек страдал спондилоартрозом - болезнью, напоминающей радикулит. Страдающие такой болезнью люди имеют ограниченную подвижность. Болезнь лечится массажем, расслабляющими процедурами.

"в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на более ранних преданиях, упоминается великий богатырь Илья Русский."
Не совсем так. В скандинавской саге о Тидреке Бернском фигурирует конунг Руси и пулинов (то ли поляков, то ли полян) Вальдемар, сына которого зовут Тидрек Русский. В окружении Вальдемара есть ярл по имени Илья, по прозвищу Греческий. А вот в южногерманской поэме "Ортнит", действие которой происходит в Италии, действительно есть персонаж Илья Русский (точнее "король Илья из дикой Руси"), служащий "императору" Италии и имеющий дочь-воительницу. Оба сказания связаны с нашествием гуннов на Западную Римскую империю. В былинах об Илье Муромце упоминаются "Латынские горы" и "Латынская дорога". В одной из былин у Ильи, когда-то служившего "итальянскому королю", есть дочь, которая утверждает, что родилась в Италии, где еще живет ее матушка.
Считается, что оба германских сказания являются разновидностью одного и того же сюжета с одними и теми же персонажами (Ортнит-Гертнит, Илья Греческий-Илья Русский, дочери-заложницы в стане гуннов, конунги Вальдемары) и в целом отражают в причудливом виде события эпохи переселения народов. Подобные сюжеты находим в сказаниях о Нибелунгах (немецкое) и Вёльсунгах (скандинавское). Совершенно ясно, что никакого русского конунга Вальдемара и русского богатыря Ильи в 5 веке в составе германских племен (лангобардов, остготов) быть не могло. Славяне же, как и остготы были в составе воинства гуннов и, следовательно, сражались на стороне гуннов. Ясно, что речь идет о бродячем сюжете, персонажи которого (Владимир, Илья) попадают в германские сказания, норвежские саги и русские былины в преображенном до неузнаваемости виде, где события различных эпох перемешаны между собой.

Алексей Аксельрод   01.08.2022 08:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей, за подробный анализ и найденные ошибки. исправлю)

Рада Берегиня   31.07.2022 18:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.